Файл: Направлениеспециальность подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Профильспециализация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. Основная часть – групповая работа детей.

(При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересам

  1. Беседа о красоте зимней природы.

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о зиме, которые мы изучали на уроках чтения. (А.С. Пушкин “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, И.С. Никитин “Встреча зимы”, И.З. Суриков “Детство”, Н.А. Некрасов “Не ветер бушует над бором”…)
– Выборочное чтение отрывков из этих стихотворений.
Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать звуки зимы.
– Красота зимней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими!
Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер. В будущем нам предстоит писать сочинение по картинам К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.(показ слайдов)

А сегодня мы с вами будем создавать красоту зимней природы своими руками.

Дома вы должны были подготовить все необходимое для этого урока творчества по своему желанию. Поэтому у нас получилось 2 группы.

I группа.



– В этой группе ребята выбрали ткань. Они будут рисовать зиму на ткани. Какая предварительная работа была дома?
– Нанесен на ткань фон: небо, воздух. Затем просушили, для того чтобы можно было выполнять основную работу – нарисовать деревья, дом, снеговика и т.д. Для работы на ткани используется гуашь.

II группа.



– Вторая группа будет работать на альбомном листе – иллюстрация по сырому.
– Что для этого нужно?
– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой), наносится фон – небо, облака, снег. Когда высохнет, основные детали рисунка.

III группа.



– Ребята в третьей группе рисуют ластиком.

– Объясните, как это вы будете делать?
– Альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается), бумагой и ластиком вырисовывается зимняя картина.

IV группа.




– В четвертой группе разные виды работ. Это гратаж и два вида аппликаций.
Расскажите нам, что такое гратаж?
– Гратаж-работа на восковой основе: бумага для работы заготовлена заранее: альбомный лист, а лучше –  для черчения растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной), затем закрашивается гуашью (цвет – по желанию), сушится. На таком листе “выцарапывается” рисунок.
– Каковы основные правила для аппликации ватой на бархатной бумаге?
– Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят ими контуры рисунка предварительно выполненные на бумаге и кое-где накладывается тонкий слой ваты (без клея).Аппликация на цветном картоне (цветной бумагой или белой)

III.  Заключение.

  1. Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

  2. Итоги урока.

Гуляет русская зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет, русская зима
Морозная не злая!

формы и методы работы с детьми:

  • тематические занятия;

  • разучивание песен и стихов;

  • занятия, проводимые в форме игр-путешествий;

  • игровые упражнения;

  • игры – занятия;

  • игры – развлечения;

  • чтение художественной литературы;

  • рассматривание картин, иллюстраций;

  • занятия с использованием электронных презентаций;

  • изготовление с детьми и родителями необходимых материалов и пособий для игр и занятий.

     Таким образом, развитие внимания происходит в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, охватывая все виды деятельности: учебную, игровую, трудовую.  

     Для поддержания устойчивого произвольного внимания у детей при организации занятия учитываются следующие условия:

  • отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

  • привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

  • возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

  • создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

  • тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

         Чтобы развивать у детей определенные свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключение) используются целенаправленные игры и упражнения Например, для увеличения объема внимания игры: «Что ты ведешь на картинке», «Сложи узор», «Запомни  и расставь точки» т.д.; для переключения внимания игры: «Отыщи фигуру», «Не зевай», «Покажи по порядку» и т.д.; для распределения внимания игры: « Четыре стихии», «Назови лишнее», «Правильное движение».


         При организации также учитываются особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:

  • четкое начало и окончание (ритуалы начала и завершения); наличие необходимых условий для работы;

  • оптимальный темп ведения занятия, т.к. при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, а при медленном – работа не захватывает ребенка;

  • последовательность и систематичность требований взрослого;

  • смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.



Функции программы:

  1. Восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у детей и подростков до дезадаптации;

  2. Компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;

  3. Стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.

  4. Коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).

Прогнозируемый результат: Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.

Педагогические показатели - повышение мотивации учения, успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.

Кому оказывается помощь:

  • Детям младшего школьного возраста, подросткам и обучающимся «группы риска» по решению ППк школы, совета профилактики школы утвержденным приказом директора и по рекомендациям КДН.

Участники программы:

Педагог

Дети и подростки с девиантным поведением и группы риска

Родители

Основные средства и методы работы:

  • Набор методик для диагностики психического состояния;

  • Социально-психологические тренинги: коммуникативный, профилактический.

  • Психогимнастика, тренинги, упражнения.

  • Использование интерактивных технологий.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. 56 часов.

20 часов отводиться на информационно аналитический сбор данных, диагностические обследования, просветительскую работу.

  • 1 занятие в неделю

Методическое обеспечение:

Набор тестовых методик.

Техническое оборудование ( компьютер, мультимедийная техника)

Механизм программы.

Программа включает в себе следующие блоки:

  1. Теоретический 10 часов

  2. Практический 36 часов

  3. Просветительский 10 часов.

Программа состоит из трех модулей.

  1. Социально-педагогический модуль

  2. Психологический модуль.

  3. Профилактический модуль

Программа реализуется в 3 этапа.

  1. Диагностический: до реализации практического блока работы.

  2. Прикладной: в течении года

  3. Диагностический: в завершении курса программы- 4 часа.

Социально-педагогический модуль:

Содержит информационно аналитический сбор данных, о социальной среде окружающей ребенка.

А так же медицинский анамнез, характеристику от классного руководителя. Работу с родителями детей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, информирование о службах поддержки детям и семьям.

Психологический модуль: При коррекционной работе с детьми и подростками девиантного поведения необходимо учитывать причины, которые могут быть обусловлены следующими факторами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Основная направленность данного модуля это:

  • Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;

  • Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;

  • Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

  • Коорекционно – развивающие занятия с детьми и подростками по результатам диагностических исследований.

  • Работа с актуальным состоянием и актуальными конфликтами, снижение эмоционального напряжения, пошаговый анализ конфликтов.

  • Полное принятие ребенка; высвечивание его положительных качеств; стимулирование проявления личностной позиции и личного отношения.

  • Создание атмосферы доверия и безопасности, развитие способности к спокойному диалогу.

  • Работа, направленная на развитие чувства внутренней компетентности и повышение самооценки.

  • Работа с агрессией (символизация, контроль и отреагирование агрессии).

  • Элементы когнитивной терапии, направленной на осознание поведения и расширение поведенческого репертуара (обсуждение норм и правил поведения, представлений о социальных ролях; осознание привычных коммуникативных стереотипов, осознание своей роли в референтной группе).

  • Конфронтация с нереалистичными представлениями.

  • Работа направленная на выявление личностных ресурсов детей и подростков.

  • Работа с семейной историей, осознание семейных стереотипов, поиск ресурсных зон в семье.

  • Отработка навыков осознания своего аффективного состояния.

  • Обучение навыкам релаксации.

  • Тренинговая отработка навыков произвольной саморегуляции.

  • Работа, направленная на осознание своего поведения, связанного с употреблением алкоголя; рассмотрение влияния употребления алкоголя на жизнь сейчас и на будущее.

Профилактический модуль:

Работа в данном модуле ведется на предупреждение девиантного поведения детей и подростков и содержит в себе следующие аспекты:

  • Консультирование учителей и родителей является одним из приоритетных направлений в профилактической работе с детьми девиантного поведения

Основные темы консультирования:

  • Разъяснение индивидуальных особенностей

  • Профилактика конфликтов

  • Работа с личностными реакциями педагогов, и родителей.

  • Различные формы работы с семьей (консультирование, выступления на родительских собраниях, беседы по телефону, информационная работа на сайте школы):

  • Повышение заинтересованности в ребенке

  • Усиление родительской позиции и ответственности.



Тема

часы

Вид занятия

Социальный -педагогический модуль.

1

Определение состава семьи, социального статуса семьи, особенностей протекания процесса образования детей и подростков.

2

Работа с документацией

2

Сбор данных о состоянии здоровья и имеющихся проблемах, исследования анамнеза

2

Работа с документацией

3

«Роль взаимодействия с социальными партнерами» Лекция об учреждениях, осуществляющих психолого-медико-социальную помощь населению. Работа с учителями и родителями.

2

Практика

Круглый стол.

Психологический модуль.

1

Тренинг «Знакомство» представление формы работы, знакомство участников программы между собой.

Карта индивидуального наблюдения

2

Практика

Тренинг-игра

работа с документацией

2

«Познаю себя»-

самопознание. Развитие навыков саморефлексии. Формирование адекватных навыков самоопределения.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг-игра

3

«Мир чувств», «Эмоции». Формирование навыков совладания со своими эмоциями. Расширение репертуара социально приемлемого поведения в обществе.

Тренинг с родителями и детьми.

6

Теория 2

Практика 4

Тренинг с элементами изо терапии.

4

« Самоконтроль и Я». Обучение навыкам самоконтроля.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг-игра

5.

Тренинг «Рука помощи» « Общение» Обучение эффективным способам взаимодействия с другими людьми.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг с элементами сказко терапии

6.

Тренинг принятия решений. Шаги принятия решений, стратегии принятия решений. Расширение поведенческого репертуара.

4

Теория 1

Практика 3

Тренинг, просмотр фильма «Есть тема»

7

Тренинг ответственного поведения. Понятие ответственности. «Вымирающая планета»

Работа совместная с родителями.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг с элементами сказкотерапии.

8

Тренинг « Профилактика саморазрушительного поведения»

Агрессия и другие проявления девиаций методы борьбы с ними.

Предупреждение и профилактика употребления ПАВ (алкоголя, табака, наркотиков)

6

Теория 2

Практика 4

Просмотр фильма « Вредные привычки»

«Курение вредно»

«Наркотикам нет»

9

« Я в мире профессий» роль интересов и склонностей в профессиональном самоопределении и самореализации.

Выявление личных способностей. Склонностей. Анализ работы по программе, чему научился, что хочу. Для детей младшего школьного возраста.

2

Теория 1

Практика 1

Презентация.

презентация «Я»

от участников программы.

10

Диагностический модуль- завершающий.

4

4




Тема консультирования

Участники консультирования

Агрессивный ребенок.

Родители-педагоги

Профилактика конфликтов

Родители-педагоги

Тревожность опасна!

Родители

Работа с детьми, имеющими суицидальные намерения

Педагоги

Методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.

Родители-педагоги

Гиперактивность методы и приемы работы с детьми данной категории

Педагоги

Профилактика ПАВ

Родители-педагоги

Вспыльчивость. Пять шагов к обузданию неуместного гнева у ребенка

Родители-педагоги

Оценка эффективности реализации программы:

Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума, предполагает сформировать у ребенка навыки социальной компетентности, критического отношение к психо активным веществам, формирование самооценки, контроль эмоциональных проявлений к окружающим. Вывод ребенка из программы осуществляется с помощью аналитического изучения следующих документов: анализ психологом индивидуальных карт, представление от классного руководителя о динамики поведенческих факторов, заключения ППк или совета профилактики школы за приказом директора или выписка КДН о снятии с учета.




23.08.2022

(вторник)

Интерпретация полученных эмпирическим путем результатов педагогической деятельности.

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

На первом этапе практики происходило знакомство со школой и  классом, учениками и администрацией школы; на втором – выполнение всех основных заданий практики, на третьем - анализ и формирование рекомендаций.

На протяжении 6 недель практики я посещала уроки, участвовала во внеклассной деятельности, присутствовала на проведении классного часа, самостоятельно проводила учебно-воспитательные занятия. Но, несмотря на такой небольшой период практики полностью почувствовала на себе тяжелую, но одновременно необычайно уникальную и интересную  работу учителя. 

Во время прохождения практики я регулярно консультировалась с руководителем практики. Руководитель давала мне советы по проведению уроков, в свою очередь я к ней прислушивалась. Полученные в результате прохождения практики знания и данные, представлены в отчете. За период этой практики я провела 2 урока, 1 внеклассное психолого-педагогическое мероприятие, разработала программу для работы с одаренными детьми.

В первые дни практики было трудно страшно, но после проведения первого внеклассного психолого-педагогического мероприятия я ходила с радостью на новое место работы. Руководитель практики старалась оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, математики. Так же мною были проанализированы уроки учителя , у нее я наблюдала интересные методы работы и взяла их на заметку. Учитель умеет владеть классом, актуализация знаний на высоком уровне. Все поставленные задачи выполнены в полной мере. На уроках окружающего мира, технологии я бы позаимствовала у нее умение заинтересовать учащихся темой урока: она подбирает такие задания, которые интересны ребятам и способствуют их активной работе на уроках. Работа с этим учителем многому научила меня. Я старалась также быть полезной ей.

В ходе проведенной мной работы я углубила свои знания в области психодиагностики, приобрела навык в проведении внеклассных и учебных занятий. Приобрела опыт формулирования психологических рекомендаций по результатам проведённой работы, психодиагностической работы с детьми. В ходе прохождения практики мною был приобретен опыт индивидуального консультирования, выявления совместно с руководителем практики одаренных детей.

Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: «Консультации», «Положение о работе педагога-психолога в общеобразовательном учреждении» и должностная инструкция педагога-психолога, учителя начальных классов, интерпретация диагностических материалов.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработки уроков.

Класс, в котором я проводила уроки дружный и любознательный. В классе 14 учащихся, из них 9 девочек и 5 мальчиков. Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. На уроках работают активно, с интересом отвечали на все заданные вопросы, многие из них посещают дополнительные секции. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.

Необходимо отметить и то, что дети, если можно так сказать, помогли мне пройти эту практику на отлично, хорошо вели себя на уроках, обращались на «ВЫ», одним словом воспринимали меня как учителя.

Несомненно, в организации уроков и в управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении. Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход и в большинстве случаев мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков я отметила, что очень важно следить за грамотностью речи, не допускать просторечных выражений, слов–паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т. е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвидимым обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов учебного материала.

Рекомендации

По моему мнению для усовершенствования образовательного процесса необходимо:

Организовывать более благоприятную атмосферу в классе. Основной составляющей успешного процесса обучения является желание учеников работать на уроке, получать новые знания, добывать их самостоятельно. Чтобы у ребенка было такое желание, учитель должен со своей стороны уважительно относиться к каждому ученику, не разделять их на так называемых «любимчиков», уметь так организовать урок, чтобы дети шли на него с удовольствием, а не со страхом. Правильное отношение педагога к ученикам уже верный залог успешного обучения.

Развивать внеклассную жизнь учащихся. Классный руководитель, для того чтобы лучше разобраться в индивидуальных особенностях каждого из своих учеников должен проводить классные часы, на которых он может проводить использовать современные подходы в виде различных тренингов и игр для выявления каких-либо личностных качеств школьников. Также возможны различные экскурсии и турпоходы всего класса с целью приобретения новых практических знаний и опыта. Такие походы в свою очередь выполняют и другую немаловажную роль, они помогают ученикам сблизится, сплотиться в одну команду, ближе узнать друг друга.

Немало важной составляющей образовательного процесса является участие родителей в жизни школы. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются проблемы обучения. Важным является работа учителя с родителями конкретного ребенка, для того чтобы родители со своей стороны тоже могли способствовать успешному обучению в школе. Родители не должны перекладывать все обязанности на школу, потому как семья является неотъемлемым фактором становления личности.





24,25,26.08.

2022

(Среда,

четверг,

пятница)

Оформление отчета о прохождении практики.