Файл: Лекция 1 Тема. Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Воспитательное и образовательное значение русского языка, его место в системе начального обучения. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полезно использовать также прием перестановки ударения на другие слоги слова, чтобы убедиться, что ударение поставлено правильно.

Ударный слог обозначается специальным значком – черточкой над буквой гласного. Безударный слог (слоги) в слове также желательно обозначать. Это необходимо для дальнейшего обучения орфографии. Под буквой гласного в безударном слоге желательно ставить точку (.), показывая тем самым опасное место в слове.

«Звуки речи»

Звуки – мельчайшие «кирпичики» звучащей (устной) речи. Звуки мы слышим и произносим. При знакомстве с этим понятием важно научить детей слышать и произносить изолированно каждый звук слова, составлять звуковую схему – модель слова, развивать фонематический слух детей.

Важно с первого же урока по этой теме познакомить детей с порядком звукового анализа слова. В последнее время в практике работы учителей используется порядок звукового разбора слова, предложенный П.С. Жедек. Он включает в себя следующие действия:

1. Скажи слово и послушай его. Подумай над его значением.

2. Произноси слово, акцентируя в нем первый звук. (Приемы акцентирования звука: протяжное произнесение (а-а-аист) или многократное произнесение (к-к-кот).

3. Произнесение первого звука и его характеристика. Обозначение звука соответствующей карточкой.

4. То же с остальными звуками слова.

5. Проверка по схеме-модели, правильно ли она составлена (все ли звуки обозначены).

«Звуки гласные и согласные»

Гласные и согласные звуки отличаются по целому ряду признаков:

Артикуляционному (при образовании гласных воздух проходит свободно, не встречая преград; при образовании согласных воздух проходит несвободно, встречает преграды);

Акустическому (в образовании согласных участвует шум и голос, или только шум; в образовании гласных – только голос);

Участию в образовании слога (гласные звуки образуют слог, согласные слога не образуют).

При этом главным квалификационным признаком гласного или согласного звука является артикуляция. Именно анализ особенностей артикуляции звука позволяет четко определить его вид.

При знакомстве с гласными и согласными звуками необходимо научить детей наблюдать артикуляцию звука, давать простейшие артикуляционные комментарии звуку.

Гласные звуки – «ртооткрыватели», согласные – ртосмыкатели».

Приемы работы над звуком: сравнительные артикуляционные комментарии ([а] - [м]); фонетический эксперимент («Попробуйте произнести звук [а], закрыв рот), дополнение схем-моделей (в букваре и азбуке), моделирование (составление звуковых схем-моделей), фонетическое конструирование ( - Составьте слово, в котором есть три звука: один гласный и два согласных) и т.д.


Задание для самостоятельной работы. Приведите примеры подобных упражнений на страницах букваря и азбуки.

«Согласные твердые и мягкие»

Твердые согласные отличаются от мягких по артикуляции: при образовании мягких согласных звуков (палатализованных) средняя спинка языка приподнимается к небу. Образуется как бы двойная преграда. Сравните произнесение звуков [з] - [з’], [к]- [к’]. На схеме-модели мягкие звуки показываются двумя чертами внутри квадратика - . При образовании твердых согласных палатализации нет. Это непалатализованные звуки. На схеме обозначаются одной чертой внутри квадратика.

Для учащихся начальных классов мягкие согласные от твердых отличаются по произношению: мягкие произносятся мягко (нежно, ласково), твердые – твердо (жестко).

Интересный способ, помогающий первоклассникам научиться четче отличать твердые и мягкие согласные, придумал Д.Б.Эльконин (см. Д.Б. Эльконин. Букварь) Он предлагает детям сравнить двух сказочных персонажей: Тома и Тима. Том – деревянный человечек, а Тим сделан из соломы, мягкий. Сравнивая звуки, учитель обращается к детям с вопросом: - Какие звуки, повашему, будут дружить с Томом, а какие – с Тимом. Почему?

Задание для самостоятельной работы. Составьте несколько упражнений на сравнение твердых и мягких согласных. Привлекайте Тома и Тима.

При изучении этой темы дети впервые встречаются с понятиями «парные» и «непарные» согласные звуки. Первые звуки совпадают по всем признакам, кроме твердости – мягкости: [т] - [т’]. В Звукограде (город на форзаце букварей и азбук) парные согласные живут рядом, в одном и том же домике. Непарные согласные могут быть или только твердыми [ж, ш, ц], или только мягкими [ч, щ, й]. Непарные согласные живут в отдельных домиках.

«Согласные звонкие и глухие»

По способу образования все согласные звуки в русском языке делятся на две большие группы в зависимости от участия в их образования шума и голоса: сонорные и шумные.

Шумные согласные, в свою очередь, подразделяются на шумные звонкие, в образовании которых участвуют шум и голос ([б],[в],[г],[д],[ж]), и шумные глухие, в образовании которых участвуют только шум ([п], [ф], [к], [с], [ш]). Звонкие и глухие шумные согласные образуют пары: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [з] - [с], [ж] - [ш]. Есть несколько непарных шумных глухих согласных: [х], [ц], [ш’], [ч]. Сонорные согласные образуются с помощью голоса и незначительного шума. Не случайно, поэтому, их называют полугласными: [р], [л], [м], [н], [й]. В школьной практике их нередко называют непарными звонкими согласными.


Знакомство с понятиями «звонкие-глухие» согласные осуществляется на основе сравнения первых звуков в словах, например, бочка – почка. Делается вывод о том, что звук [б] произносится звонко, «со звоночком», а звук [п] – глухо, «без звоночка». Первый звук – глухой, второй – звонкий. Детям показываются образцы обозначения этих звуков на схеме-модели. На уроке следует проанализировать как можно большее количество звуков, с тем, чтобы учащиеся осознали в полном объеме изучаемое понятие. Необходимо также обратить внимание на парные и непарные согласные звуки.

Задание для самостоятельной работы. В букварях и азбуках найдите разнообразные упражнения на закрепление понятия «звонкие-глухие согласные», прокомментируйте их.

ЛЕКЦИЯ 4


Тема. Содержание и структура уроков чтения в основной период обучения грамоте.

ПЛАН

1. Задачи уроков чтения в основной период обучения грамоте.

2. Структура и содержание урока чтения в основной период обучения грамоте:

  • организация повторения и систематизации пройденного материала;

  • выделение новых звуков и знакомство с новой буквой;

  • обучение чтению слогов;

  • обучение чтению слов в столбиках;

  • особенности работы с текстом и сюжетными картинками.

1. Задачи уроков чтения в основной период обучения грамоте

Основной период обучения грамоте следует за подготовительным периодом и продолжается до середины апреля 1 класса.

Задачи работы:

1. Углубить, систематизировать и совершенствовать знания и умения, приобретенные в предыдущий период.

2. Познакомить детей со всеми буквами русского алфавита, научить их правильно называть, отличать друг от друга, знать их звуковое значение.

3. Научить детей читать плавно по слогам (15-20 слов в минуту), постепенно переходя на чтение целых слов.

4. Заложить основы орфографической грамотности, обеспечить широкую лексическую и грамматическую пропедевтику.

5. Формировать УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).

6. Развивать и воспитывать детей.

2. Структура и содержание урока чтения в основной период обучения

грамоте

В основной период обучения грамоте проводятся уроки чтения двух основных типов: урок с изучением нового материала (новой буквы или новых букв) и урок закрепления изученного. Содержание урока первого типа обусловлено его главной задачей: познакомить детей с новой буквой (буквами), звуками, которые она обозначает, научить их читать слоги, слова и тексты с новой буквой. Структура такого урока может быть следующей:

I. Актуализация прежних знаний.

II. Постановка познавательной задачи урока.

III. Выделение новых звуков и знакомство с новой буквой.

IV. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений, текстов.

V. Итог урока.

Урок 2-го типа – урок закрепления изученного. Основная задача такого урока – формирование у учащихся прочных навыков чтения. Содержание этого урока составляют разнообразные упражнения в чтении. Его структура может быть следующей:

I. Повторение и систематизация изученного.

II. Упражнения в чтении слов, слогов, предложений, текстов.

III. Грамматическая и речевая пропедевтика.


IV. Итог урока.

Остановимся подробнее на рассмотрении урока первого типа, подробно охарактеризуем его содержание на каждом этапе.

I. Актуализация прежних знаний.

Учебная задача: выявить уровень усвоения учащимися пройденного материала, создать предпосылки для знакомства с новыми звуками и новой буквой (буквами).

Содержание работы:

1.Упражнения в чтении слогов, столбиков слов, текстов (по букварю или азбуке, книгам «Читаем сами», «Букваренок» и др.). Могут быть использованы также книжки-малышки, книжки-самоделки, таблицы по чтению и др.

2.Рассказывание по сюжетным картинкам. Повторение понятий: речь, предложение, слово, слоги, ударение, звуки. Варианты упражнений:

  • составление предложений по картине, вопросу, на тему, по схеме и другим источникам; деление предложения на слова, составление его линейной схемы, повторение правил оформления предложения в устной и письменной речи;

  • соотнесение картинок и схем-моделей слов, выборочный звуковой анализ;

  • звуковой анализ слов с составлением схем-моделей;

  • игра «Звуковое лото»;

  • игра «Поезд»: на доске – поезд (паровоз и 2-3 вагона), на каждом вагоне изображена схема-модель слова. Необходимо предметные картинки «расселить» в соответствующие вагоны;

  • игра «Грибочки» (по аналогии с игрой «Поезд»);

  • игра «Живые слова» (учитель «раздает» детям слова, они выходят и становятся так, чтобы получилось предложение); игра «Живые слоги» (по аналогии с игрой «Живые слова»);

  • игра «Назови слово, в котором есть данный звук» (У куклы Аленки день рождения, ей нужно подарить предметы, в названиях которые есть звук [а]);

  • игра «Какой звук заблудился?»:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами!»

Задание для самостоятельной работы: из статей, помещенных в журналах «Начальная школа» и «Начальная школа+ до и после» выпишите по 20-30 подобных упражнений.

Упражнения с буквами: систематизация букв по «Ленте букв», игры «Буквы заблудились», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Путаница» и др.

II. Постановка познавательной задачи урока.

Учебная задача: возбудить познавательный интерес детей к изучаемой теме, создать мотивационную основу.

Варианты постановки познавательной задачи такого урока могут быть следующими:

- Сегодня мы познакомиться с новой буквой (Учитель называет ее). Хотите узнать, какие звуки она обозначает?