Файл: История государства и права россии вопросы к аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После окончания войны на первый план выдвинулись задачивосстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, нормализации мирной жизни. Были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Вновь вводился 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации и обязательные сверхурочные работы. В 1947 г. была отменена смертная казнь.

Осуществлялась перестройка государственного механизма СССР и союзных республик. В первую очередь были упразднены ГКО и иные органы, связанные с потребностями военного времени. Функции ГКО передавались Совету Народных Комиссаров СССР. В марте 1946 г. СНК СССР преобразован в Совет Министров СССР. Были проведены выборы в Советы всех уровней, возобновлена их нормальная деятельность. Вместе с тем, роль и значение Верховного Совета СССР в законодательной деятельности неуклонно снижалась, так как фактически все решения принимались высшими партийными органами и Президиумом Верховного Совета.

В полном объеме сохранялась система партийного руководства государством. В 1952 г. правящая Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Партийный контроль над общественной жизнью стал более жестким и только после смерти в марте 1953 г. И. В. Сталина новое советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым взяло курс на проведение демократических преобразований.

После смерти Сталина начинаются серьезные преобразования в самых различных сферах общественной и политической жизни. Новое правительство во главе с Н.С. Хрущевым стремилось преодолеть свойственный советской экономике чрезмерный централизм. В 1957 г. вместо промышленных министерств были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы), которым подчинялись все строительные организации и промышленные предприятия, вне зависимости от их отраслевой принадлежности. Однако эти преобразования не дали желаемых результатов, в связи с чем отраслевая система управления была восстановлена (1965 г.). Началась новая административная централизация, но, вместе с тем, предприятиям была предоставлена определенная автономия: минимизировано число обязательных плановых показателей, часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.

Курс на демократизацию государственной жизни привел к расширению прав союзных республик. Они получили право самостоятельно планировать работу предприятий республиканских министерств и ведомств
, распределять средства между республиканскими и местными бюджетами, образовывать и упразднять области и края.

Были приняты меры, направленные на укрепление правопорядка и законности: ликвидированы «тройки» и Особое совещание при МВД СССР, реабилитированы несправедливо репрессированные граждане и народности (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки).

Проводится реорганизация органов государственной безопасности и милиции. В марте 1954 г. был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 г. на базе прежних органов милиции созданы управления и отделы внутренних дел исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. В 1960-1968 гг. в СССР не было общесоюзного министерства внутренних дел, а его функции выполняли республиканские министерства охраны общественного порядка. Упразднялись министерства юстиции СССР и союзных республик (1956 г.).

Были внесены существенные изменения в судебную систему. В соответствии с принятым в феврале 1957 г. новым Положением о Верховном суде СССР сокращались его надзорные функции за счет расширения соответствующих прав судебных органов союзных республик. В декабре 1958 г. приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Участковая система народных судов была заменена единым городским или районным народным судом, увеличивался срок полномочий народных судей.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, как главный инициатор реформ, был смещен с высших государственных и партийных постов. Новое руководство страны во главе с Л.И. Брежневым стало проводить более консервативный курс. направленный на сохранение административно-командной модели развития, правда, несколько модернизированной с учетом тенденций научно-технического прогресса. Укрепляются позиции партийно-государственной бюрократии, усиливается централизация управления.

В первую очередь процесс централизации коснулся сферы руководства хозяйством, особенно промышленностью. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. В ведении союзных органов окончательно закрепляется строительство и ведущие отрасли промышленности (тяжелая, оборонная, химическая, нефтяная и др.). Централизация затронула также органы охраны общественного порядка и юстиции: вновь образованы МВД СССР (1968) и Минюст СССР (1970). Была окончательно унифицирована система образования, впервые создано союзно-республиканское министерство просвещения.


В рассматриваемый период не только не ослабевает, но и усиливается идеологический контроль правящей партии за всеми сферами жизнедеятельности общества. Вместе с тем, предпринимались попытки совершенствования коллегиальных и демократических начал в управлении.

В своих решениях КПСС постоянно указывала на необходимость активного участия граждан в управлении общественными делами, возрастания роли общественных организаций и общественного самоуправления. Получила дальнейшее развитие система органов народного контроля во главе с Комитетом народного контроля СССР, которые проверяли деятельность всех государственных органов управления, учреждений и организаций. Расширялись права городских, районных, сельских и поселковых Советов, осуждалась мелочная опека местных Советов партийными органами. Конечно, эти и иные мероприятия призваны были создать видимость народовластия при сохранении всевластия партийной бюрократии. Первый секретарь (с 1966 г. – Генеральный секретарь) ЦК КПСС одновременно занимал должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР и фактически являлся главой государства, а райкомы и обкомы КПСС подменяли собой советские органы, хотя формально это считалось недопустимым.

После принятия Конституции СССР 1977 г. проведены преобразования в системе правоохранительных органов. В 1979 г. приняты новые законы о Верховном суде СССР, о прокуратуре, о государственном арбитраже, об адвокатуре, об органах народного контроля. В 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

В 70-е годы продолжались работы по систематизации и кодификации различных отраслей права. Были разработаны и утверждены Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о здравоохранении (1969 г.), водного законодательства (1970 г.), законодательства о народном образовании (1973 г.), законодательства о недрах (1975 г.), лесного законодательства (1976 г.), законодательства об административных правонарушениях (1980 г.), жилищного законодательства (1981 г.). С 1976 г. началась подготовка к изданию Свода законов СССР.

  1. Кодификация советского законодательства в 60-е гг. ХХ в.: общая характеристика.


Развитие права в этот период характеризуется кодификацией. Ее необходимость диктовалась рядом факторов. Многие кодексы были приняты более 30 лет назад, многие нормы, в них содержавшиеся, на практике не применялись. Преодоление ряда злоупотреблений в правовой сфере, уточнение компетенции общесоюзных и республиканских органов власти потребовали проведения реформы законодательства. В эти годы происходит интенсивное развитие общесоюзного законодательства в пределах компетенции СССР. Издаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик по отраслям права. Масштабы кодификационной деятельности были крупнейшими со времени начала 1920-х гг.

В утвержденных 8 декабря 1961 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик были установлены единые принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Закреплялись такие виды собственности как государственная, кооперативно-колхозная, собственность профсоюзов и других общественных организаций. Регламентировался статус личной собственности граждан. Впервые приводилась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей и классификация форм защиты гражданских прав. Большое внимание уделялось договорам, которые в первую очередь рассматривались как один из элементов планового ведения хозяйства. В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Демократические преобразования повлияли на систему трудовых отношений. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора. Отменялась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятий, за прогул. В соответствии с Законом о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. устанавливались пенсии по инвалидности, по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), в случае потери кормильца. Сокращалась продолжительность рабочей недели, начался перевод рабочих и служащих без уменьшения заработной платы на 7- и 6-часовой рабочий день.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых в 1959–1961 гг. создавались уголовные кодексы союзных республик. Наметилась определенная либерализация уголовно-правовых норм: исключались некоторые виды наказаний (удаление из СССР, объявление «врагом народа» и др.), отменялись ответственность по принципу аналогии и объективное вменение, повышался возраст для привлечения к уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), сокращался максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Однако одновременно наблюдалась тенденция к усилению уголовной репрессии. В частности была восстановлена смертная казнь (1950 г.), применение которой постоянно расширялось.


Таким образом, в конце 50– 60-е гг. в СССР были достигнуты значительные успехи в деле систематизации и кодификации права. Кроме вышеуказанных актов были приняты Основы уголовного судопроизводства (1958 г.), Основы гражданского судопроизводства (1961 г.), Основы законодательства о браке и семье (1968 г.), Основы земельного законодательства (1968 г.), Основы исправительно-трудового законодательства (1969 г.), Основы законодательства о труде (1970 г.) и соответствующие кодексы в союзных республиках.

  1. Конституция СССР 1977 г. Характеристики развитого социализма и общенародного государства. Конституция РСФСР 1978 г. и поправки к ней.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, которая состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы и 174 статей.

В Конституции, с одной стороны, подчеркивалась преемственность с предшествующими конституциями (1918, 1924, 1936 гг.), а, с другой стороны, констатировался выход страны Советов на принципиально иной уровень развития – «развитого социализма» и «общенародного государства». В связи с этим особое внимание уделялось таким формам участия граждан в управлении, как всенародное обсуждение и референдум, гарантировались права граждан на обжалование решений должностных лиц и критику действий государственных организаций, обращалось внимание на обязанность государства заботиться об охране прав и свобод личности, определялся статус народных депутатов. Впервые закреплялись права советских граждан на пользование достижениями культуры и свободу творчества. Вместе с тем, все эти положительные начинания носили декларативный характер, так как не подвергалась сомнению монополия КПСС на власть и идеологический контроль за общественной жизнью. В ст. 6 Конституции говорилось, что партия является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». Отметим, что в Конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов.

Конституция внесла некоторые изменения в деятельность советских органов власти. Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличивался с 4 до 5 лет, а местных Советов – с 2 до 2,5 лет. Снижался возрастной ценз для избрания депутатами: в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 до 18 лет. В каждой из двух палат Верховного Совета СССР (Совета Союза и Совета Национальностей) отныне заседали по 750 депутатов.