Файл: Протокол 1 от 28 августа 2020 г. Руководитель мо т. И. Шмидт Согласовано.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей классов со сложной структурой дефекта Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. Руководитель МО ___________ Т.И.Шмидт | «Согласовано» Заместитель директора по УР ________ Т.М.Семенникова от «31» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ «Котовская школа-интернат» _________В.П.Алатарцев от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа
для обучающихся 12 класса (индивидуальное обучение на дому)
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
на2020 -2021 учебный год
Учебный предмет | Предметная область |
«Профильный труд» | «Технологии» |
Разработала: учитель Белицкая Ольга Владимировна.
г. Котово
-
Пояснительная записка.
Учебный предмет «Профильный труд» выполняет особенную роль в образовательном процессе, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Предмет «Профильный труд», как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда. Изучение учебного предмета «Профильный труд» в X-XII-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений, правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» разработана на основе следующих документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;
2.Требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4.Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/, 6, 7 класс;
5.Программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- С.-П.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., 5 класс;
6.Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2020-2021 уч. год.;
7.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015 года № 26.
Данная программа составлена на основании характеристик учащихся 12 класса, а также согласно предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы от ___________ г.
Цель обучения:
- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Задачи обучения:
-овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;
-формирование элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
-формирование организационных умений в труде - работать только на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности, санитарно – гигиенические требования;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
- уважение к людям труда.
Наряду с этими задачами на уроках «Профильного труда» в образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); -
предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность предполагаемого задания, определять приемы работы и инструменты, нужные для его выполнения); -
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество работы).
Данная программа разработана на 1 год обучения, 10 часов в неделю, 340 в год (34 недели). В зависимости от возможностей каждого учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения материала.
Для реализации программы используются учебники:
-
Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5, 6 класс, Москва «Просвещение» 2016 г., -
Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Швейное дело 5 класс; Москва «Просвещение» 2019 г., -
Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова Технология. Ручной труд» 2 класс, Москва «Просвещение» 2017 г.
-
Общая характеристика учебного предмета
Процесс обучения «Профильному труду» неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение предмету носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами (чтение, развитие речи, изобразительное искусство, математика, математические представления и конструирование, СБО), жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Основной формой учебной работы является урок. Используются как традиционные, так и нетрадиционные формы уроков. Ведущими являются: комбинированные уроки, уроки сообщения новых знаний, уроки повторения и закрепления.
Используются различные методы обучения. Ведущими методами являются: рассказ, беседа, игра, экскурсия. Ведущей формой работы является практическая работа, при осуществлении индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя в ориентировке и планировании работы, которая осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного материала, технологических карт. В конце каждой четверти проводится проверочная работа учащихся, учитываются индивидуальные трудовые способности каждого ребенка.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Образовательная область, к которой относится учебный предмет «Профильный труд» - «Технологии»;
Сроки изучения учебного предмета - 1 год;
Количество часов на изучение предмета - 10 часов в неделю (340 часов в год);
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета
Содержание данной адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы состоит из следующих разделов:
-
Обслуживающий труд. -
Сельскохозяйственный труд. -
Картонажное дело. -
Работа с текстильными материалами.
Разделы учебного предмета в свою очередь подразделяются на темы:
-
Обслуживающий труд:
- Личная гигиена. Предметы и средства личной гигиены. Их назначение и уход за ними.
- Уход за руками до, во время и после работы в цветнике, с комнатными растениями.
- Парикмахерская. Знакомство с профессией «Парикмахер».
- Ежедневная уборка помещения. Знакомство с профессией «Уборщик помещений».
- Инвентарь и приспособления для уборки помещения. Правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними.
- Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.
- Приемы подметания пола, покрытого линолеумом, щеткой, веником.
- Мытье классной доски. Отработка приемов полоскания и отжима тряпки.
- Влажная уборка подоконника.
- Сбор и вынос мусора.
- Уход за одеждой и обувью. Ручная стирка мелких вещей. Инвентарь, приспособления и средства для ручной стирки белья.
- Устройство утюга, правила пользования электрическим утюгом.
- Техника безопасности при работе с утюгом.
- Утюжка х/б белья (носовые платки, кухонные полотенца, салфетки).
-
Сельскохозяйственный труд:
- Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей.
- Сельскохозяйственный труд людей осенью, весной.
- Цветковые растения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними.
- Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, бархатцы).
- Растения, выращиваемые в комнатных условиях.
- Правила и приёмы полива комнатного растения.
- Сбор семян однолетних цветковых растений.
- Способы хранения и просушки семян после сбора.
- Инвентарь и спецодежда для работы в цветнике, правила техники безопасности.
- Осенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
- Вскапывание почвы в цветнике. Техника безопасности.
- Заготовка земляной смеси для комнатных растений.
- Обмолот, сортировка, фасовка семян, собранных осенью.
- Уход за комнатными растениями.
- Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Заготовка поливной воды для отстаивания.
- Опрыскивание комнатных растений.
- Удаление пыли с крупных листьев комнатного растения.
- Приёмы работы инвентарём (рыхление почвы).
- Обрезка сухих и повреждённых листьев.
- Пересадка комнатного растения.
-
Картонажное дело:
- Материалы и инструменты, применяемые в картонажном деле. Техника безопасности при работе с ними.
- Бумага. Ее виды и свойства. (внешний вид, свойства и назначение).
- Приемы фальцовки. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с проглаживанием рукой.
- Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 2, 3, 4 части.
- Отгиб кромки бумаги с одной, двух, трех, четырех сторон листа бумаги.
- Выполнение изделий из бумаги (гармошка, веер, декоративная птица).
- Выполнение изделий из бумаги. Бумажный пакет для семян.
- Резание листа бумаги ножницами по намеченным линиям (по следу сгиба) на полоски широкие и узкие.
- Клей. Техника безопасности при работе с клеем.
- Выполнение поделки из бумаги «Новогодняя цепочка», «Разноцветные флажки».
-
Работа с текстильными материалами:
- Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
- Нитки, ткани, их свойства и назначение.
- Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами.
- Вдевание нитки в иголку. Завязывание узелка. Техника безопасности.
- Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.