Файл: Протокол 1 от 28 августа 2020 г. Руководитель мо т. И. Шмидт Согласовано.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей классов со сложной структурой дефекта

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

Руководитель МО

___________ Т.И.Шмидт

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________ Т.М.Семенникова

от «31» августа 2020 г.


«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В.П.Алатарцев

от «31» августа 2020 г.



Рабочая программа

для обучающихся 12 класса (индивидуальное обучение на дому)

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

на2020 -2021 учебный год

Учебный предмет

Предметная область

«Профильный труд»

«Технологии»



Разработала: учитель Белицкая Ольга Владимировна.

г. Котово


  1. Пояснительная записка.

Учебный предмет «Профильный труд» выполняет особенную роль в образовательном процессе, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Предмет «Профильный труд», как часть образовательных технологий, ре­шает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда. Изучение учебного предмета «Профильный труд» в X-XII-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений, правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» разработана на основе следующих документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;

2.Требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);


3.Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/, 6, 7 класс;

5.Программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- С.-П.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., 5 класс;

6.Годовым учебным календарным графиком  общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной  отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями развития на 2020-2021 уч. год.;

7.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов  СанПиНа  2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015 года № 26.

Данная программа составлена  на основании характеристик учащихся 12 класса, а также согласно  предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями),  утверждена приказом школы от ___________ г.

Цель обучения:

- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Задачи обучения:

-овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;

-формирование элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

-формирование организационных умений в труде - работать только на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности, санитарно – гигиенические требования;

- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;

- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);

- уважение к людям труда.


Наряду с этими задачами на уроках «Профильного труда» в образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  • предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность предполагаемого задания, определять приемы работы и инструменты, нужные для его выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество работы).

Данная программа разработана на 1 год обучения, 10 часов в неделю, 340 в год (34 недели). В зависимо­сти от возможностей каждого учащегося по мере обучения мож­но замедлять или увеличивать темп усвоения материала.

Для реализации программы используются учебники:

  • Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5, 6 класс, Москва «Просвещение» 2016 г.,

  • Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Швейное дело 5 класс; Москва «Просвещение» 2019 г.,

  • Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова Технология. Ручной труд» 2 класс, Москва «Просвещение» 2017 г.




  1. Общая характеристика учебного предмета

Процесс обучения «Профильному труду» неразрывно связан с решением специфической задачи   – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение предмету носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами (чтение, развитие речи, изобразительное искусство, математика, математические представления и конструирование, СБО), жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Основной формой учебной работы является урок. Используются как традиционные, так и нетрадиционные формы уроков. Ведущими являются: комбинированные уроки, уроки сообщения новых знаний, уроки повторения и закрепления.

Используются различные методы обучения. Ведущими методами являются: рассказ, беседа, игра, экскурсия. Ведущей формой работы является практическая работа, при осуществлении индивидуального подхода к каждому учащемуся.


Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя в ориентировке и планировании работы, которая осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного материала, технологических карт. В конце каждой четверти проводится проверочная работа учащихся, учитываются индивидуальные трудовые способности каждого ребенка.
3.Место учебного предмета в учебном плане.

Образовательная область, к которой относится учебный предмет «Профильный труд» - «Технологии»;

Сроки изучения учебного предмета - 1 год;

Количество часов на изучение предмета - 10 часов в неделю (340 часов в год);

Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета

Содержание данной адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы состоит из следующих разделов:

  • Обслуживающий труд.

  • Сельскохозяйственный труд.

  • Картонажное дело.

  • Работа с текстильными материалами.


Разделы учебного предмета в свою очередь подразделяются на темы:


  • Обслуживающий труд:

- Личная гигиена. Предметы и средства личной гигиены. Их назначение и уход за ними.

- Уход за руками до, во время и после работы в цветнике, с комнатными растениями.

- Парикмахерская. Знакомство с профессией «Парикмахер».

- Ежедневная уборка помещения. Знакомство с профессией «Уборщик помещений».

- Инвентарь и приспособления для уборки помещения. Правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними.

- Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

- Приемы подметания пола, покрытого линолеумом, щеткой, веником.

- Мытье классной доски. Отработка приемов полоскания и отжима тряпки.

- Влажная уборка подоконника.

- Сбор и вынос мусора.

- Уход за одеждой и обувью. Ручная стирка мелких вещей. Инвентарь, приспособления и средства для ручной стирки белья.

- Устройство утюга, правила пользования электрическим утюгом.

- Техника безопасности при работе с утюгом.

- Утюжка х/б белья (носовые платки, кухонные полотенца, салфетки).


  • Сельскохозяйственный труд:

- Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей.

- Сельскохозяйственный труд людей осенью, весной.

- Цветковые растения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними.


- Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, бархатцы).

- Растения, выращиваемые в комнатных условиях.

- Правила и приёмы полива комнатного растения.

- Сбор семян однолетних цветковых растений.

- Способы хранения и просушки семян после сбора.

- Инвентарь и спецодежда для работы в цветнике, правила техники безопасности.

- Осенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.

- Вскапывание почвы в цветнике. Техника безопасности.

- Заготовка земляной смеси для комнатных растений.

- Обмолот, сортировка, фасовка семян, собранных осенью.

- Уход за комнатными растениями.

- Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Заготовка поливной воды для отстаивания.

- Опрыскивание комнатных растений.

- Удаление пыли с крупных листьев комнатного растения.

- Приёмы работы инвентарём (рыхление почвы).

- Обрезка сухих и повреждённых листьев.

- Пересадка комнатного растения.


  • Картонажное дело:

- Материалы и инструменты, применяемые в картонажном деле. Техника безопасности при работе с ними.

- Бумага. Ее виды и свойства. (внешний вид, свойства и назначение).

- Приемы фальцовки. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с проглаживанием рукой.

- Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 2, 3, 4 части.

- Отгиб кромки бумаги с одной, двух, трех, четырех сторон листа бумаги.

- Выполнение изделий из бумаги (гармошка, веер, декоративная птица).

- Выполнение изделий из бумаги. Бумажный пакет для семян.

- Резание листа бумаги ножницами по намеченным линиям (по следу сгиба) на полоски широкие и узкие.

- Клей. Техника безопасности при работе с клеем.

- Выполнение поделки из бумаги «Новогодняя цепочка», «Разноцветные флажки».


  • Работа с текстильными материалами:

- Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

- Нитки, ткани, их свойства и назначение.

- Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами.

- Вдевание нитки в иголку. Завязывание узелка. Техника безопасности.

- Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.