ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
Выпускная квалификационная работа
(дипломная работа)
Тема: «Этико-деонтологические аспекты фармации»
Исполнитель: | | |
студентка IV курса специальности 33.02.01 Фармация | Сень Екатерина Сергеевна | |
| | |
Допустить к защите: | | |
Руководитель | ____________ | Гаранина Елена Андреевна |
| (подпись) | |
Нормоконтролер | ____________ | Гижовская Ольга Викторовна |
| (подпись) | |
Нормоконтролер | ____________ | Гаранина Елена Андреевна |
| (подпись) | |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | ____________ | Бурлова Наталья Геннадьевна |
| (подпись) | |
«______»_____________2016 г.
г.о. Сызрань, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………. ………3 | |
Глава1 Этический кодекс фармацевта...............................................6 | |
1.1 Основы этического кодекса фармацевта…………………….6 | |
1.2 Морально-нравственные принципы производственной деятельности аптечных работников ………………………...8 | |
1.3 Профессиональные и личностные качества современного фармацевта……………………………………………………………11 1.4 Методы общения фармацевта и провизора с посетителями аптек……………………………………………………………15 Глава 2 Современные аспекты фармацевтической этики и деонтологии…………………………………………………………..21 | |
2.1. Характеристика аптеки, на базе которой проводилось исследование по теме дипломной работы…………………………………………………………21 | |
2.2.Изучение роли моральных и личностных факторов, профессиональной подготовки фармацевтов в общении с клиентами………………………………………………………………26 2.3. Психологические особенности поведения фармацевта и больного………………………………………………………..42 2.4. Обобщение данных и составление рекомендаций по вопросам этики и деонтологии в профессиональной деятельности фармацевтов на базе исследования…………………………..45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….51 ПРИЛОЖЕНИЕ А.……………………………………………………..52 | |
ВВЕДЕНИЕ
Фармакологическая этика это есть нормы нравственного поведения фармакологического работника при выполнении своих обязанностей по отношению к пациенту, внутри коллектива, по отношению к врачам.
Фармацевт должен уметь совмещать «борьбу» за свою долю рынка, которая становится все более «жесткой», с требованиями фармацевтической этики и деонтологии.
Основное различие между аптеками заключается в том, как они предлагают свои услуги своим посетителям и, как с ними общаются.
Актуальность исследования определена необходимостью профессиональной подготовки фармацевтов.
Объект исследования: аптека ООО «Архи-Мед» располагающаяся по адресу улица Советская, 6.
Предмет исследования: процесс влияния профессиональной подготовки фармацевтов, а также их моральных и личностных качеств на общение с клиентами аптеки.
Цель исследования: изучить этико-деонтологические аспекты фармации.
Задачи исследования:
-
Раскрыть на основе научно-методической литературы понятия этика и деонтология. -
Изучить психологические особенности поведения фармацевта и больного. -
Определить роль профессиональной подготовки фармацевтов в общении с клиентами. -
Обобщить данные и составить рекомендации по вопросам этики и деонтологии в профессиональной деятельности фармацевтов.
Методы исследования:
-
научный метод; -
метод наблюдения за общением фармацевтов в общении с клиентами; -
анкетирование посетителей о профессиональных и личностных качествах фармацевтов.
Новизна исследования: выявлены оптимальные пути эффективного взаимодействия фармацевта с потребителем.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в создании ряда предложений, направленных на развитие профессионального общения с потребителями у фармацевтов, которые позволят обеспечить надлежащий уровень развития профессионального общения фармацевтов с потребителями в своей профессиональной деятельности.
Этика включает в себя четкие нормы и правила общения между людьми. А так как в аптеку приходят люди не всегда здоровые, приходят за помощью, то эти норы соблюдать особенно важно.
Впервые термин «этика» (от др.греч. - «этос», нрав, обычай) был использован древнегреческим философом Аристотелем и обозначал науку изучающую науку о добродетели человеческого характера. Она занимает среднее положение между учениями о душе и государстве.
Есть изречение, что в руках невежды лекарство – это яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем или светом. А в руках же людей знающих оно уподобляется напитку бессмертия. Это выражение определяет позиции этики и деонтологии современного фармацевта. А слово фармация происходит от египетского слова «фармаки», что означает дарующий безопасность или исцеление. Об этом же свидетельствует надпись под изображением египетского бога врачебного искусства Тота. Отсюда, очевидно, произошло и греческое слово «фармакон» – «лекарство», перешедшее затем во все языки мира.
Один из выдающихся врачей Древней Греции, Гиппократ сформулировал основные положения медицинской этики, относящиеся и к лекарствоведению: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удерживать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезни вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств».
Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности фармацевтических работников, исходит из специфики их труда. Она охватывает социально–этические аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.
Вопросы деонтологии в профессиональной деятельности фармацевта впервые нашли свое отражение в Аптекарском приказе 1789 г. В нем были определены специфические нравственные и профессиональные требования к аптечным работникам: «Фармацевт должен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен».
Глава 1 Этический кодекс фармацевта
1.1 Основы этического кодекса фармацевта
Фармацевтические сообщества разных стран для создания благоприятных условий осуществления главной задачи любого фармацевта: предоставление квалифицированной помощи людям в поддержании своего здоровья, пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы. Также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственностьфармацевта перед обществом. Во многих странах появились этические кодексы фармацевтов. Один из первых этических кодексов фармацевтов стал кодекс, принятый в 1852 г. Американской фармацевтической Ассоциацией .
В России, в отличие от всех других торговых учреждений, аптекари пользовались особыми привилегиями. В 1807 г. министр внутренних дел Кочубей писал: «Торговля аптекарей есть отлична от прочих родов торговли по важности вещей, оную составляющих. Она, состоя под ближайшим надзором правительства. Не обложена никакими податями и повинностями, но имеет, напротив, разные привилегии и права, отличные от купеческих, и аптекари, как и прочие ученые звания, пользуются на основании Городового положения правом именитых граждан».
Аптекарей, которые весьма часто имели высшую фармацевтическую степень, по праву относили к числу самых образованных людей в России, а аптеки занимали почетное место среди других медицинских учреждений.
Российская аптека в XIX – начале XX вв. была центром, где больной получал не только лекарства, но и рекомендации, облегчающие его страдания.
В России вопросы деонтологии в профессиональной деятельности фармацевта впервые нашли свое отражение в Аптекарском приказе 1789 г. В нем были определены специфические нравственные и профессиональные требования к аптечным работникам: «Фармацевт должен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен».
И только в 1996 г. был принят «Этический кодекс фармацевтического работника России».
Этический кодекс фармацевтического работника России это совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевта при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи. Основой этического кодекса являются законодательство РФ о здравоохранении, законодательство о защите прав потребителей и пациентов, законодательство о рекламе, Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты РФ. Он определяет отношения между фармацевтическим работником и обществом, пациентом, медицинским работником и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинств и здоровья личности и общества в целом.
Основными задачами профессиональной деятельности фармацевта является сохранение здоровья человека. И поэтому фармацевт должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса. Он отвечать за рациональное использование лекарственных средств, проявляя исключительную бдительность при отпуске лекарственных средств для престарелых и детей. Фармацевтический работник должен гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качество, хранение, безопасность и эффективность лекарственных препаратов. Так же основное условие деятельности фармацевтического работника - высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения. Фармацевт должен постоянно совершенствовать знания и умения. Фармацевтический работник не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача. У фармацевта и врача общая задача - возвращение здоровья пациенту. Отношения в коллективе должны строиться на основе взаимного уважения. Все члены коллектива должны быть взаимовежливы, доброжелательны, порядочны, честны и справедливы в общении друг с другом.
1.2 Морально-нравственные принципы производственной деятельности аптечных работников
Одной из основных проблем фармацевтической деонтологии, так же как и фармацевтической этики, является долг. Фармацевтическая деонтология определяет должное поведение в аспекте должностных обязанностей медицинского работника. Эта наука разрабатывает правила должностного поведения, которые затем оформляются в соответствующих инструкциях. В отличие от моральных правил деонтологические нормативы определяются инструкциями и административными приказами. Работа фармацевтов выполняется согласно должностных инструкций.
Расширение сферы лекарственной самопомощи обуславливает рост обращений потребителей в аптечные предприятия и, следовательно, - увеличение частоты контактов посетителей аптеки со специалистами отделов. В данных обстоятельствах повышаются требования не только к содержанию информационно-консультационной услуги, но и к тому, как ее оказывает фармацевтический работник.
Один из главных разделов фармацевтической деонтологии рассматривает взаимоотношения аптечных работников с посетителями аптек. При общении с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.
Внешний вид. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пышных причесок, выбивающихся из-под шапочки. Неприемлема туалетная вода с резким запахом. Белоснежный накрахмаленный халат, скромная прическа, маникюр и макияж должны быть аккуратными и не вызывающими, по тому, насколько провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для установления доверительных отношений с клиентами. И очень важная деталь- доброжелательная улыбка.
Поведение. Больным людям свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Фармацевт должен следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.