Файл: Этикодеонтологические аспекты фармации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), осуществляются в соответствии с температурным режимом. Для них в аптеке предусмотрены шесть холодильников, с температурой хранения 2-8С, 8-15С.

Пахучие лекарственные средства хранятся отдельно от всех остальных препаратов в герметически закрытой таре, непроницаемой для запаха.

Хранение огнеопасных лекарственных средств, лекарственных средств обладающих легковоспламеняющимися свойствами, лекарственных средств обладающих легкогорючими свойствами осуществляется так же отдельно от других лекарственных средств.

Ведётся учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности в специальном журнале. При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности их хранят отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной карантинной зоне.

Лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в шкафах обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.

2.2 Изучение роли моральных и личностных факторов, профессиональной подготовки фармацевтов в общении с клиентами

Специфика работы в торговом зале аптеки состоит в том, что работникам приходится постоянно общаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только имеющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению. Психологическими требованиями для таких работников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятие, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность.

Расширение ассортимента лекарственных средств безрецептурного отпуска в аптеках и служит поводом для усиления требований в области фармацевтического образования.

Профессиональной подготовке фармацевтов в общении с посетителями отводится большая роль. Ежемесячно проводятся тестирование по знанию фармакологии. Тестирование проводится в электронном виде и оценивается по пятибалльной системе.

Фармацевты, работающие в данной аптеке, имеют высокий уровень профессиональной подготовки: хорошо знают фармацию и основы клинической фармакологии, ориентируются в различных разделах клинической медицины, и дают квалифицированную консультацию пациенту.

Наблюдая за работой фармацевтов видно, что тренинги, проводящиеся в аптеке, помогают повысить профессиональные навыки. Такие как:


  • коммуникабельность- появление клиента в дверях аптеки не вызывает у фармацевтов напряжения и стресса;

  • умение проконсультировать клиента–профессионально дать консультацию клиенту по способам применения и хранения препаратов в домашних условиях;

Фармацевты отличаются выдержкой и доброжелательностью. Так как место их работы – это аптека, фармацевты вынуждены общаться с большим количеством людей. Поэтому в аптеке каждые три месяца проводятся тренинги. Проводит их квалифицированный психолог. Разбираются стандартные и нестандартные ситуации и как должен вести себя работник первого стола в каждой из них.

Для изучения влияния уровня профессиональных фармацевтических, торговых, этических знаний специалиста на процесс продажи было проведено анкетирование 100 респондентов, для чего была разработана анкета, в перечень вопросов которой вошли наиболее значимые аспекты оценки личностных качеств и индивидуального профессионализма специалиста.

 По результатам исследования был составлен социально-демографический портрет потребителя аптеки. Большая часть покупателей – это женщины,  составляющие 73% от всех опрошенных. Среди посетителей в целом лидируют люди от 26 до 40 лет, они составляют 38%. (рисунок 1),



Рисунок 1- Распределение посетителей аптеки по возрасту, %

Такие данные, как наличие семьи, социальный статус и образование, влияют на медицинскую культуру людей, на отношение их к своему здоровью и здоровью своих близких, что необходимо учитывать не только при формировании ассортимента, но и при личном контакте с покупателями в торговом зале.

 Большую часть респондентов составляли служащие (43%), на втором месте – студенты, которых в 2 раза меньше (18%). Далее – пенсионеры (16%), граждане, имеющие рабочие специальности (9%), в опросе участвовали также частные предприниматели и безработные (рисунок 2),



Рисунок 2- Социальный статус посетителей аптеки, %

 Преобладающая часть посетителей имеет высшее профессиональное образование (58%). Большинство опрошенных респондентов проживают в Сызрани (88%) и состоят в браке (57%).

Важными социально-демографическими характеристиками являются доходы и ежемесячные затраты на лекарства и другие товары аптечного ассортимента. Эти данные позволят оценить уровень жизни населения, оказывающий существенное влияние на выбор и потребление фармацевтических товаров, что также должно учитываться при формировании ассортимента и общей ценовой политики, привлекая определенный сегмент потребителей. 58% респондентовимеют средний доход, только 11% – высокий, а 31% потребителей – низкий ( рисунок 3),




Рисунок 3-Доход потребителей, %

Ежемесячные затраты на фармацевтические товары у большинства опрошенных потребителей составляют от 100 до 500 руб. (50%), ежемесячно тратят от 500 до 1000 руб. 20% опрошенных, еще 21% тратят 50 – 100 руб., 9% – более 1000 руб. и 1% – до 50 руб. (рисунок 4 ),



Рисунок 4- Ежемесячные затраты на фармацевтические товары,

Большинство покупателей предпочитают дешевые лекарства 80% и только 20% респондентов - дорогие лекарственные препараты.

Безрецептурные лекарственные средства обычно используются для лечения не тяжелых, легко поддающихся лечению заболеваний, которые не требуют медицинского диагноза и симптомы которых обычно легко распознаются заболевшими. В ходе исследований было выявлено, что при выборе средств для самолечения 38% респондентов считают приоритетным приобретать лекарственные препараты по рекомендациям лечащего врача; 36% находят приоритетным рекомендации фармацевта; Интернет-ресурсам доверяют 12%; средствам массовой информации -5% и на советы знакомых и друзей полагаются 9% респондентов (рисунок 5),

Р исунок 5 - Приоритеты

Известность лекарственного средства и его фирмы-производителя были определены большей частью респондентов как факторы надежности и гарантии качества фармацевтической продукции (рисунок 6),

Рисунок 6- Производители
18% респондентов считают, что импортные препараты значительно превосходят по своим характеристикам отечественные аналоги. Практически все из таких посетителей аптек назвали в числе гарантий качества и высокую цену лекарственного средства. С учетом всех критериев надежности лекарственного средства 28% покупателей предпочитают препараты производителей дальнего зарубежья, для остальных опрошенных производители не имеют особого значения.

В качестве гарантий качества каждым десятым респондентом названа реклама, что обусловливает необходимость повышения требований к ее достоверности. Реклама должна содержать адекватные медицинские данные, не завышающие ценность пропагандируемого лекарственного средства. Реклама лекарственных средств один из важных источников информации о средствах самолечения, но нередко знания потребителя о выбранном препарате ограничиваются только ею.


Необходимый ассортимент продукции, присутствующий в отделах хранения аптеки, должен быть представлен в торговом зале. Информировать и направлять клиента – сложное искусство, потому что желание каждого аптечного предприятия – сформировать маршрут покупателя так, чтобы он имел возможность оценить весь ассортимент и облегчить поиск необходимых товарных категорий. Следует отметить, что реклама – лучшая гарантия качества товара.

Спрос на безрецептурные лекарственные средства подвержен влиянию уровня доходов населения и более эластичен. Особенно заметно определяет спрос покупательной способности населения на импортные лекарственные средства, имеющие высокие цены.

 В ходе опроса респондентам предлагалось определить стоимостный интервал, в котором респонденты готовы приобретать лекарственные средства при возможности выбора. Лекарственные средства стоимостью до 300 рублей имеют возможность приобретать 24% респондентов; от 300 до 500 рублей – 37% респондентов и в стоимостном интервале от 1000 до 3000 рублей -22% респондентов. Лекарства стоимостью свыше 1000 рублей обычно приобретают пациенты, имеющие ежемесячные доходы свыше 20000 рублей (рисунок 7),



Рисунок 7- Ценовой диапазон

Помимо факторов выбора лекарственных средств и в связи с увеличением количества аптечных учреждений в городах при проведении исследований респондентам были заданы вопросы относительно критериев выбора аптек для приобретения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. В ходе исследования мы установили, что 61% респондентов осуществляют покупку лекарственных средств в любой аптеке, которая находится вблизи их дома или работы, имеет удобные часы работы и широкий ассортимент. Остальная часть опрошенных пациентов обращаются только в определенные аптеки, так называемые «свои», учитывая при этом в основном их близость к дому и отношение работников аптеки к пациентам (рисунок 8),



Рисунок 8- Критерии выбора аптек

В ходе исследования мы так же выявляли удовлетворенность посетителей работой провизора ( фармацевта), нами было установлено, что большинство опрошенных респондентов (62%) при посещении аптеки в первую очередь обращают внимание на цену предлагаемого товара, 32% - обращаются внимание на внешний вид фармацевта и только 6% респондентов считают приоритетным оформление витрин в торговом зале аптеки (рисунок 9),


Р исунок 9- Критерии удовлетворенности посетителей работой фармацевта

При этом 75% респондентов считают, что макияж фармацевта-первостольника должен быть умеренным; 25% считают, что макияж должен отсутствовать совсем; быть ярким- не считает ни кто (рисунок 10),

Р