Файл: Гигиена прежде всего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Личная гигиена пациента в стационаре

Местом, где больной проводит большую часть своего времени, находясь на лечении в медицинском учреждении, является его кровать. Именно поэтому помимо основных правил личной гигиены пациента в стационаренеобходимо заботиться о чистоте постельного белья. Его нужно менять по мере загрязнения, а у лежачих больных тщательно расправлять все складки, так как даже самая маленькая из них может стать причиной повреждения кожи. Простыни на кроватях таких пациентов должны быть очень мягкими, без рубцов и швов, так как зачастую вследствие болезни они обладают повышенной чувствительностью.

  1. Бельевой режим стационара (требования к постельному белью).

Медицинские организации должны быть в достаточном объеме обеспечены бельем.

Сбор, транспортировка и хранение белья

В стационарах и поликлиниках оборудуют центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовую для чистого белья оборудуют стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции.

В «грязных» помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья) отделка подразумевает обеспечение влагостойкости на всю их высоту. Полы следует покрывать водонепроницаемыми материалами. Допускается устройство подвесных, натяжных, подшивных и других видов потолков, обеспечивающих гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.

Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозить грязное и чистое белье в одной и той же таре нельзя. Стирка тканевой тары (мешки) осуществляется одновременно с бельем.

Грязное белье собирают в закрытую тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передают в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных раковиной и устройством для обеззараживания воздуха.

В кладовых для хранения белья должны быть полки с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции.


Выдача и смена белья пациентам

При поступлении в стационар пациенту выдают комплект чистого нательного белья, пижаму/халат, тапочки. Личную одежду и обувь больные оставляют в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передают родственникам (знакомым). Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде. Личная одежда больных инфекционного профиля в случаях, предусмотренных санитарными правилами, подвергается камерной дезинфекции. Смену белья пациентам проводят по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Перед поступлением больного меняют постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) и кровать застилают чистым комплектом постельного белья (простыня, наволочка, пододеяльник). Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец ежедневно, подкладных пеленок не менее 4-5 раз в сутки и по мере необходимости. Допускается использование прокладок промышленного производства.

Перед возвращением пациента в палату после хирургического вмешательства проводится обязательная смена белья. В послеоперационном периоде смена белья пациентам должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран.

В операционных, акушерских стационарах (родильные блоки, а также палаты для новорожденных) используют стерильное белье. Для новорожденных допускается применение памперсов.

При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в частности в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациента обеспечивают индивидуальным комплектом белья (простыня, подкладная пеленка, салфетка, бахилы), в том числе разового.

Одежда медперсонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды халатами, шапочками и сменной обувью. Смена одежды персонала в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля ее проводят 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Многоразовые салфетки при невозможности использования одноразовых тканевых подлежат стирке.

Стирку одежды персонала осуществляют централизованно и отдельно от белья пациентов. Стирают белье в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. Запрещается стирка спецодежды в домашних условиях.


Обеззараживание белья

  Обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательное, постельное белье, полотенца, спецодежда медицинского персонала и т.д.) осуществляют в прачечных, замачивая в растворах дезинфицирующих средств перед стиркой, или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей дезинфекционных средств в стиральных машинах проходного типа по программе № 10 (90°С) согласно технологии обработки белья в медицинских организациях. Белье новорожденных обрабатывают так же, как инфицированное.

После выписки пациентов, а также по мере загрязнения матрасы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрасов чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. При наличии на матрасах и подушках чехлов из влагонепроницаемых материалов их обеззараживают раствором дезинфицирующего средства методом протирания. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.

Помещения и инвентарь для уборки прачечных, кладовых для временного хранения белья ежедневно моют и дезинфицируют. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения и храниться в выделенном для этой цели помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.

Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливают в местах комплектации уборочных тележек. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. 

Стирка белья в медицинских организациях осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях».

  1. Режим дезинфекции предметов ухода.

Оснащение: спецодежда, использованный предмет ухода; дезинфицирующее средство, разрешенное к применению в РФ (перечень основных средств дезинфекции и их характеристика дан в «Методических указаниях по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения», утвержденных МЗ России 30 декабря 1998 г., № МУ-287-113) (концентрация р-ра, экспозиция и способ обработки выбираются в зависимости от наличия крови и биологических выделений пациента на предметах ухода); ветошь — 2 шт.; емкость для дезинфекции с крышкой и маркировкой. Обязательное условие: предметы ухода дезинфицируются сразу после использования.


Подготовка к процедуре

  • Надеть спецодежду, перчатки.

  • Подготовить оснащение.

  • Залить в емкость дезинфицирующий р-р нужной концентрации.

  • Выполнить процедуру с использованием предмета ухода.

  • Выполнение дезинфекции методом полного погружения:

  • Погрузить полностью предмет ухода, заполняя его полости дезинфицирующим р-ром).

  • Снять перчатки.

  • Отметить время начала дезинфекции.

  • Выдержать 60 мин (или необходимое время процесса дезинфекции данным средством).

  • Надеть перчатки.

  • Вымыть предмет ухода под проточной водой, используя моющие средства, высушить.

  • Окончание процедуры

  • Вылить дезинфицирующий р-р в раковину (канализацию).

  • Хранить предмет ухода в специально, отведенном месте.

  • Снять спецодежду, вымыть и осушить руки.

  • Метод двукратного протирания:

  • Протереть последовательно двукратно предмет ухода дезинфицирующим р-ром с промежутком в 15 мин (см. «Методические указания по применению дезинфицирующего средства»).

  • Следить, чтобы не оставалось необработанных промежутков на предмете ухода.

  • Дать высохнуть.

  • Вымыть предмет ухода под проточной водой, используя моющие средства, высушить.

  • Окончание процедуры

  • Вылить дезинфицирующий раствор в раковину (канализацию).

  • Хранить предмет ухода в специально отведенном месте.

  • Снять спецодежду, вымыть и осушить руки.

Термометры: устройство, дезинфекция, хранение

Термометр - прибор для изменения температуры тела.

Различают следующие виды медицинских термометров, используемых для измерения температуры тела:

• ртутный максимальный;

• цифровой(с памятью);

• моментальный (используют при измерении температуры тела у больных, находящихся в бессознательном, спящем и возбуждённом состоянии, а также при скрининговом обследовании). Термометр называют максимальным в связи с тем, что после измерения температуры тела он продолжает показывать ту температуру, которая была обнаружена у человека при измерении(максимальную), так как ртуть не может самостоятельно опуститься в резервуар термометра без его дополнительного встряхивания. Это обусловлено особым устройством капилляра медицинского термометра, имеющего сужение, препятствующее обратному движению ртути в резервуар после измерения температуры тела. Чтобы ртуть вернулась в резервуар, термометр необходимо встряхнуть. В настоящее время созданы цифровые термометры с памятью, которые не содержат ртути и стекла, а также термометры для мгновенного измерения температуры.


Правила дезинфекции и хранения медицинских термометров.

1. Промыть термометры проточной водой.

2. Подготовить ёмкость(стакан) из тёмного стекла, уложив на дно вату(чтобы не разбивался резервуар с ртутью) и налив дезинфицирующий раствор(например, 0,5% раствор хлорамина

3. Уложить термометры на15 мин в подготовленную ёмкость.

4. Вынуть термометры, ополоснуть проточной водой, вытереть насухо.

5. Уложить обработанные термометры в другую ёмкость, также заполненную дезинфицирующим раствором с маркировкой «Чистые термометры».

Строение ртутного термометра

Ртутный термометр представляет собой тонкую, запаянную с обеих сторон капиллярную трубку, из которой выкачан воздух. На нижнем конце этой трубки находится резервуар, заполненный ртутью. На планочке, к которой прикреплена трубка, нанесена шкала с делениями от 34 до 42 градусов Цельсия. Каждый градус подразделён на 10 меньших делений по 0,10С

Правила использования ртутного термометра!!!!

Перед каждым измерением надо осмотреть ртутный термометр, чтобы убедиться, что ртутный столбик находиться ниже 350C. Если он выше, то его надо стряхнуть.

Стряхивание производят следующим образом: захватив верхнюю часть термометра в кулак так, чтобы головка упиралась в ладонь, резервуар с ртутью смотрел вниз, а середина термометра оказалась между большим и указательными пальцами надо несколько раз отрывистым движением в локтевом суставе с силой опустить руку вниз, делая при это внезапную остановку.

После использования ртутный термометр подвергается дезинфекции. Никогда ртутный термометр не моют горячей водой.

Терморегуляция организма человека

Терморегуляцией организма называется совокупность физиологических и химических процессов, направленных на поддержание температуры тела в определенных пределах (36,1...37,2 °С). Перегрев тела или его переохлаждение приводит к опасным нарушениям жизненных функций, а в некоторых случаях — к заболеваниям. Терморегуляция обеспечивается изменением двух составляющих теплообмен процессов — теплопродукции и теплоотдачи. На тепловой баланс организма существенно влияет теплоотдача, как наиболее управляемая и изменчивая.

Теплота вырабатывается всем организмом:

  • Мышцы

  • Сердце

  • Печень

  • Почки

Измерение температуры тела.Термометрия

Термометрия - измерение температуры. Как правило, термометрию проводят дважды в сутки утром натощак(в7-8 ч утра) и вечером перед последним приёмом пищи(в17-18 ч). По специальным показаниям температуру тела можно измерять каждые2-3 ч.