Файл: Ббк х0 я73 в 752 Рецензент Доцент кафедры публичного и частного права Дальневосточный институт управления филиал ранхиГС, к ю. н..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
Выбор темы желательно производить в соответствии с индивидуальными, формирующимися научными интересами слушателя. Как правило, основными мотивами выбора той или иной темы является желание глубже разобраться в одной из теоретически важных либо сложных проблем теории государства и права, а также возможность применения теоретических знаний, положений в будущей практической работе. Необходимо также учитывать субъективные способности к теоретическому исследованию, степень разработанности темы, наличие и доступность литературы. Выбор темы определяется также уже накопленной студент суммой знаний по теории государства и права и смежным дисциплинам. При этом можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе её раскрытия потребуется довольно высокий уровень теоретических знаний. Поэтому вы- бранная тема должна обсуждаться с научным руководителем.
Замена темы курсовой работы производится только с разрешения кафед- ры. Важно помнить, что окончательный срок выбора и регистрации тем кур-
совых работ устанавливается кафедрой.
2. Составление и согласование плана курсовой работы.
Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов:
- введение;
- основная часть (2 или 3 вопроса);
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложение (схемы, таблицы, справки, проекты документов и т.п.).
Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те во- просы, которые относятся к теме, обеспечивает логичность и последователь- ность в изложении материала, способствует упорядочению проблемных вопро- сов, рассматриваемых в рамках избранной тематики, избежать пробелов и по- вторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.
Примерный план работы приводится в данных методических рекоменда- циях. Студент может взять предложенный план за основу, внести в него неко- торые изменения и дополнения или предложить свой план. В случае, если воз- никает необходимость корректировки примерного плана, либо предлагается ка- чественно новый вариант структуры работы, то план в авторской редакции должен быть согласован с руководителем, который может посоветовать изме- нить план исследования, акцентировать внимание на отдельных вопросах, представляющих особый интерес. При этом обучающиеся вправе, по согласо- ванию с научным руководителем, расширить перечень предлагаемых вопросов плана либо внести другие коррективы, использовать источники, публикуемые в


34 специальных журналах, применять иллюстрированный и другой материал из периодической печати.
План курсовой работы составляется обычно в то время, когда уже собра- на определенная информация по теме, дающая возможность выделить главные, узловые, проблемные вопросы. Составление плана работы - творческий про- цесс, во многом предопределяющий качество и направленность будущей рабо- ты. Поскольку план - это руководство к практическому выполнению работы, студент может кроме основного плана, включающего в себя 3-4 вопроса темы, составить для себя развернутый, подробный план, определяющий детали и внутреннюю логику освещения материала темы. Но он остается в качестве своеобразной индивидуальной «лабораторией» слушателя.
После составления плана работы необходимо согласовать его с руководи- телем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендует- ся, так как неудачно составленный план может свести на нет всю последующую работу. Надо помнить, что отсутствие плана или составление некачественного плана, как правило, приводит к расплывчатому, нелогическому характеру со- держания работы.
3. Изучение учебной и специальной научной литературы, норматив-
ных актов и материалов юридической практики.
После того, как тема работы выбрана и утверждена, начинается самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы - сбор научной информации и её обработка, выражающаяся в знакомстве с библио- графией по проблеме, поиске конкретных источников в библиотеках, просмот- ре газет, научных журналов по юридическим и общегуманитарным проблемам, а также конспектировании материала, относящегося к теме. Фактически на этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и си- стематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, нормативных актов, эмпирических материалов, соприкасающихся с исследуе- мой проблематикой. Для того, чтобы получить цельное представление об изу- чаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответ- ствующей лекции и главы в учебнике.
Студенту при ознакомлении с информационными материалами рекомен- дуется создавать банк данных и картотеку по теме. Целесообразно делать вы- писки и пометки, группируя при этом материал по конкретным вопросам плана.
Одновременно с изучением литературы желательно подбирать примеры из правотворческой и правоприменительной практики для иллюстрации теорети- ческих положений. Прежде чем делать выписки из монографической литерату- ры, следует прочитать произведение или его законченную часть полностью, уловить основную мысль автора, сопоставить её с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению ос- новных положений в специально отведенных для этого тетрадях или различных электронных носителях. Изучения иной специальной литературы, нормативных актов и т.п. проводится в таком же порядке.


35
При подготовке работы следует использовать следующую учебную и научную литературу: учебники, учебно-методические пособия, учебно- практические пособия, научно-практические пособия, монографии (книги, по- священные наиболее значимым для теоретико-правовой науки проблемным во- просам), статьи в научных журналах, статьи в сборниках научных трудов, ста- тьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях, рецензии на опубликованные учебные пособия и монографии, авторефераты и рукописи диссертаций, аннотации монографий иностранных авторов и реферативных сборниках.
При подборе специальной литературы следует изучить возможности биб- лиотек по месту учебы, используя: предметные и систематические каталоги, библиографические указатели, реферативные журналы, указатели, опублико- ванные в журналах статей и материалов (данные указатели, как правило, поме- щаются в последнем номере журнала за истекший год).
Определенную помощь в этом вопросе призван также оказать, имеющий- ся в настоящих методических рекомендациях перечень литературы к отдель- ным темам. Но студенты не должны ограничиваться предлагаемым кафедрой списком источников, им необходимо проявлять инициативу, уметь находить новые, наиболее «свежие» работы отечественных и зарубежных авторов, ис- пользовать статьи, опубликованные в таких журналах как: «Государство и пра- во», «Правоведение», «Журнал российского права», «Философия права», «Пра- вовая политика и правовая жизнь», «Российская юстиция», «Законность»,
«Право и политика», «Юрист-Правоведъ», «Юридический мир», «Юрист»,
«Профессионал», «Юридическое образование и наука», «Russian law» и др.
Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в по- мещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.
Некоторые источники прошлых лет рекомендованы для изучения с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авто- ров. При этом необходимо помнить, что и в старых изданиях многие проблемы и категории теории государства и права разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически конъюнктурными. Тем не менее, изда-
ниями прошлых лет нужно пользоваться осмотрительно, имея в виду дина-
мичность общественных процессов и развитие юридической науки.
В процессе выбора, прочтения и конспектирования литературы важное значение имеет глубокое усвоение теоретических принципов, методологиче- ских установок, содержащихся в работах философов, социологов, политологов и специалистов в области экономической теории. Они образуют мировоззрен- ческую основу, фундамент всех исследований, в том числе курсовых работ по теории государства и права.
Важную роль также играет изучение нормативного материала: законода- тельных и подзаконных актов, принятых в Российской Федерации, междуна- родно-правовых документов, актов официального толкования. Ознакомление с


36 действующим законодательством позволяет впоследствии увязать рассмотре- ние теоретических вопросов с юридической практикой, что в свою очередь яв- ляется значимым условием качественного выполнения курсовой работы. Изу- чать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприме- нительных органов. К числу таких изданий следует отнести: «Собрание законо- дательства Российской Федерации» (с 1993 г. – «Собрание актов Президента и
Правительства РФ»); «Ведомости Федерального Собрания Российской Федера- ции» (до 1994 г. – «Ведомости Верховного Совета Российской Федерации»);
«Российская газета». Следует также активно использовать получившие широ- кое распространение в последние годы, автоматизированные компьютерные ба- зы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс», «Эталон» и др., содер- жащие информацию о действующих нормативно-правовых актах. Целесообраз- но использовать и информационные возможности глобальной сети «Интернет» для поиска различных источников, а не для поиска готовых курсовых работ
(которые, как правило, не соответствуют методическим требованиям и не име- ют творческого подхода к раскрытию темы).
Углубленный уровень разработки темы курсовой работы, возможно, до- стичь при изучении диссертационных работ и авторефератов Российской госу- дарственной библиотеки (https://diss.rsl.ru), а также Материалов и статей, раз- мещенных в
Научной электронной библиотеке
«КиберЛенинка»
(https://cyberleninka.ru/).
При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно- правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомственного характера (ведом- ственные приказы, инструкции, правила, наставления и т.п.), не имеющие гри- фа «Для служебного пользования» или «Секретно».
Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практи- ки применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой рабо- ты стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответ- ствующих государственных органов. Это позволит установить тенденции и вы- явить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомен- дации по дальнейшему усовершенствованию правоприменительной практики.
Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты до- кументов) могут прилагаться к курсовой работе.
В сборе и анализе научной информации по теме серьезную помощь слу- шателю оказывает научный руководитель. В процессе поиска и обработки ли- тературных и нормативных источников могут возникнуть сложности, неясные вопросы, связанные с дискуссионным освещением отдельных проблем в науч- ной литературе. В подобных случаях Студенты могут прийти на консультацию к научному руководителю и выяснить те моменты, которые у них вызывают трудности.


37
Важными средствами научного руководства по курсовым работам явля- ются всемерное поощрение творческой самостоятельности слушателей, про- буждение их личной инициативы, научного поиска, выработка навыков иссле- довательской деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10