Файл: Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 Вариант 65 Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этом принципиальное отличие понятия "призвание" от понятия "роль", которое в социологии трактуется как безличная форма и функция личности, привнесенная извне, может быть нежелательной, нелюбимой, "чужой" и "близкой", блокировать животворящие потенциалы, снижать эмоциональную чувствительность и т. Д. В этом и заключается принципиальное различие между понятием "призвание" и понятием "роль", которые в социологии трактуются как безличная форма и функция личности, привнесенные извне, могут быть нежелательными, нелюбимыми, "чужими" и "близкими", блокирующими жизнедеятельные потенциалы, снижающими эмоциональную чувствительность. ослаблять или даже стирать то, без чего творчество не может происходить, а также может дегуманизировать или даже обезличить человека. Призвание — это, по сути, незаконное право человека на самоопределение и самореализацию, которому оно никогда не подлежит, особенно если его потенциал велик и требует реализации, что в первую очередь характерно для сферы художественной деятельности.

Людвиг Фейербах говорил, что во все времена люди, не лишенные дара, массово уходили в искусство, обрекая себя на невероятно тяжелую работу, которая в девяноста девяти случаях из ста не приносила славы, богатства или даже внутренне осознанного успеха. "Тем не менее, они ушли, как, несомненно, рыба - через все препятствия - нерестятся в дельтах рек и массово гибнут по пути, просто чтобы выполнить большой долг, возложенный на них природой". Однако участие в художественной деятельности приносило людям удовлетворение и придавало им интерес к жизни [19].

Художественная работа ориентируется специалистами по психологии как работа, имеющая потенциал самореализации личности с целью сотворения или же восприятия произведения искусства, товаров художественного творчества, сотворения свежих содержаний и внесения новизны в уже имеющий место быть продукт работы при помощи художественного изучения мира.

Эти слова могут быть подтверждены множеством примеров. Взять хотя бы личную творческую судьбу Т.Г. Шевченко. Один из величайших художников двадцатого века, Ван Гог, который долгое время искал себя в разных профессиях и нашел свое призвание в живописи только в возрасте почти тридцати лет, и в невероятно сложных жизненных и творческих ситуациях покончил с собой совершенно незамеченным, и его картины теперь продаются на аукционе за десять миллионов долларов [29].


Обращение к искусству в молодом возрасте характерно прежде всего для музыки, в частности, шестилетний композитор Вольфганг Амадей Моцарт и скрипач Н. Паганини стали музыкантами-виртуозами. Гегель объясняет раннее проявление призвания в музыке тем, что музыка связана только с внутренними умственными движениями неопределенного характера, которые не требуют размышлений, а эмоции, вызываемые звуками, не переходят в мысли. "Поэтому музыкальный талант, - пишет Гегель, - проявляется по большей части в ранней юности, когда голова еще "пуста", а душа мало что пережила, иногда он может даже достичь значительной высоты, прежде чем художник приобретет какой-либо жизненный опыт. Точно так же мы часто обнаруживаем значительную виртуозность в музыкальной композиции и исполнении, наряду с серьезным отсутствием духовного содержания и характера. совершенно иная ситуация в поэзии, где важен осмысленный, проникнутый глубоким смыслом образ человека, его глубочайшие интересы и движущие силы, поэтому разум должен быть сосредоточен на том, что он делает ". и ощущения самого гения станут обогащены и углублены духовным навыком, переживаниями и думами, до этого чем он может сделать взрослое, содержательное и закоренелое произведение, как это создали Гете и Шиллер, чьи 1-ые произведения были "страшно незрелыми и в том числе и, возможно заявить, дерзкими и первобытными" [20].

В науке также есть примеры ранних проявлений мотивации к художественной деятельности, например, Карл-Фридрих Гаусс решал сложные математические задачи в возрасте трех лет, но Гегель считает, что, в отличие от мотивации к художественной деятельности, мотивация к научной деятельности основана на общей способности мыслить, которая, в отличие от представления о воображении, образности и чувственности, характерных для искусства, не проявляются как нечто естественное, но, напротив, абстрагируется от всего естественного и субъективного, инстинктивно искореняется - как в деятельности, которая, наряду с интеллектуальными особенностями, является непременным аксессуаром художника.

Опекуны, учителя и педагоги не всякий раз знают, собственно, что преждевременное проявление мотивации к художественной работы сталкивается в высшей степени изредка и считается не правилом, а исключением. Малыш в раннем возрасте мало понимает себя, не умеет показывать собственные свойства, не свободен в реализации собственных интересов, а условия и участь не всякий раз содействуют данному [14].


Не только дети, но и взрослые не всегда хорошо знают свой потенциал и призвание, поэтому их судьба иногда делает крутые повороты. Таким образом, Ф. Ницше с юных лет смело импровизировал в музыке и вызывал энтузиазм у друзей и взрослых. Однако он стал профессором филологии и посвящал себя музыке только в свободное время. И Ницше нашел свое истинное призвание в философии, которой он заинтересовался в преклонном возрасте, и именно философия принесла ему мировую известность. Альберт Швейцер уже был известным музыкантом, давал концерты во многих странах, защитил две диссертации, а тридцать лет спустя уехал в Африку и прославился как гуманист и мыслитель, стал лауреатом Нобелевской премии. Стендаль потратил целых сорок лет на все, включая литературную работу, но у него никогда не возникало мысли, что он создает великое искусство, и только около 50 лет назад он сделал открытие: на книгах можно даже зарабатывать, пусть немного, но оставаясь независимым [13].

В зависимости от качества духовного склада человека, сформированного в определенных обстоятельствах жизни и воспитания, определяется, насколько полно будут использованы потенциальные силы и развиты способности. При этом решающую роль играет осознание индивидом смысла своей деятельности, мотивация к художественной деятельности. Это способствует развитию целей и установок, максимальной концентрации физических и умственных сил, целеустремленности, творческого горения и страсти, которые иногда перерастают в одержимость и самопожертвование. Таков знаменитый французский художник конца 19 -го и начала 20-го веков. Ренуар, потеряв способность ходить, рисовал в инвалидной коляске. Наш земляк из Чугуева И.Я. Репин настолько увлекся живописью, что, когда на склоне лет у него отказала правая рука, он начал рисовать левой.

Увлеченность, страстное отношение, мотивация к художественной работы, ее итогам, понимание надобности собственного труда для общества и для самореализации в собственном призвании всякий раз сопровождаются желанием развивать собственные возможности, не сожалея для этого времени и сил. Известно, что Пушкин, Толстой, Тютчев, Блок и многие другие писатели и поэты неоднократно редактировали некоторые из своих произведений. Лев Толстой, например, переделывал свои величайшие литературные произведения от шести до восьми раз. Выдающиеся живописцы над кое-какими собственными картинами трудились по некоторое количество лет, изготавливая в предварительный этап 10-ки, но несмотря на все вышесказанное и сотки этюдов и набросков [11].


Этим образом, не все люди владеют схожей мотивацией к художественной работы. Кое-какие с ранних лет чувствуют надобность в проявлении собственных возможностей, художественная работа считается их необходимостью, у их есть внутренний мелодия. Иные не чувствуют необходимости в художественной работы, в следствие этого нужно расценивать и инициировать мотивацию к художественной работы.

    1. Специфика и критерии мотивации художественной деятельности человека

Существуют различные точки зрения на то, что мотивирует человека заниматься художественной деятельностью. Несомненно, внутренняя мотивация к искусству преобладает по сравнению с внешней мотивацией, когда речь идет об интровертных видах художественной деятельности. Однако для экстравертных видов внешняя мотивация не менее важна. В этом разделе мы сосредоточимся на внутренних мотивах художественной деятельности. Внешняя мотивация, предоставляемая организациями, является частью творческой среды и обсуждается в соответствующем разделе резюме [13].

Основные внутренние мотивы художественной деятельности:

1) естественное влечение. Сократ считал, что поэты создают свои произведения в соответствии с естественным инстинктом. На самом деле, многие гении и одаренные люди замечают, что их тяга к художественной деятельности возникла у них инстинктивно.

"Все гениальные произведения, - говорит Вольтер в письме к Дидро, - созданы инстинктивно. Философы всего мира вместе взятые не смогли бы даже написать басню "Чума животных", которую диктовал Лафонтен, не зная, что из этого получится".

Не все создатели согласны с этим мнением. Так, А.П. Чехов сказал: "Если бы какой-нибудь автор сказал мне, что он написал рассказ без умысла, а просто из пристрастия, то я бы назвал его сумасшедшим".

2) Некоторые ученые отводят решающую роль мотиву достижения, то есть стремлению к успеху, достижению цели. Чемберс пришел к такому выводу в результате опроса 740 ученых (400 химиков и 340 психологов).

3) любопытство, интерес - главный стимул к деятельности, утверждал выдающийся венгерский биохимик А. Сен-Дьердь.


Интерес, любопытство. Интерес — это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творческий подход для ее удовлетворения. Г. Мерфи описывает интерес как врожденное "стремление к открытиям", творческий импульс, "живое любопытство". Интерес - одно из генетически ранних проявлений и мотивирующий фактор развития творчества. Разнообразие интересов создает предпосылки для накопления материала для творческой трансформации и объединения.

4) удовольствие. Вальтер Скотт сказал: "Независимо от того, как объясняются мотивы написания, я считаю, что единственным стимулом является удовольствие, которое доставляет напряжение творческих сил и поиск материала. Я отказываюсь писать на других условиях". Побуждает желание "заново пережить эмоции, которые возникают, когда сложные вопросы или темы становятся ясными" (Дарвин).

5) причиной артистической активности и выдающихся результатов может быть амбициозное желание выделиться из общего числа людей, копирование (подражание), зависть, высокая самооценка, завышенные ожидания от других и тому подобное [20].

Мотивом может быть дух соперничества или элементарная зависть, о которой А.С. Пушкин писал: "Зависть - сестра соперничества, то есть хорошего рода".

Пример: в отечественной авиационной промышленности хорошо известны конкурентные отношения между различными конструкторскими бюро, которые привели к выдающимся достижениям.

6) значимость личного лица. Нередко художественная работа человека характеризуется влечением увеличить значимость собственной личности. Это вожделение ориентирует и мобилизует человека в претворении в жизнь его работы. Создавать что-нибудь чем у какого-либо другого, чем какого-либо другого иных, не как все другие. Когда вожделение быть весомым обхватывает человека, он отыскивает пространство, где возможно использовать собственные силы и возможности. Креативные люди постараются большое количество создавать, начинают и кидают, пока же не отыщут, где они имеют все шансы быть более действенными, и за это время это занятие доставляет им большое наслаждение [21].

7) изменение направления художественной деятельности - один из способов сохранить мотивацию. Это довольно распространено среди выдающихся личностей и, вероятно, является одним из факторов поддержания мотивации и творческой активности в пожилом возрасте.

Следовательно, художественная деятельность может быть мотивирована различными мотивами. Стоит согласиться с мнением Лу Герстнера, бывшего руководителя IBM, который сказал: "Без сомнения, сколько бы людей ни было, существует так много способов получить мотивацию. Одних стимулируют деньги, других - возможность карьерного роста или признания, для третьих страх или гнев - наиболее эффективная мотивация. Для кого-то стимулом может стать возможность узнать что-то новое, расширить сферу влияния, увидеть конкретные результаты своей деятельности. Большинство начинают действовать из страха перед исчезновением, и их можно вдохновить, нарисовав привлекательную картину будущего". [18]