Файл: Пояснительная записка Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Домисолька»


    1. Пояснительная записка


«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская
В нашей жизни музыка занимает важное место. Она способна выражать глубочайшие мысли, чувства. Народная песня или сочиненная композитором симфония, романс или музыка современного танца – все это серьезная музыка, она обогащает наш внутренний мир.

Пение – это исполнение музыки голосом и одновременно - одно из самых сильных средств эстетического воздействия на человека. Пением можно выразить глубину человеческих чувств, самые яркие переживания. Оно производит впечатление и на маленьких детей и на взрослых, вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе пения развиваются слуховые представления, без которых невозможно правильно воспринимать мелодию голоса: ладовое чутье, чувство ритма, музыкальную память.

Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придаёт разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается из интонации слова, его ритма.Пение – является важным способом выражения своих эмоций, оно довольно сильно содействует развитию личности ребенка.

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Домисолька» имеет художественную направленность, предназначена для воспитанников СРЦН с целью овладеть вокальными навыками, позволяет опровергнуть устоявшийся  педагогический стереотип о неспособности большинства детей к музыкальному творчеству, интенсивному развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, в конечном итоге, возможности обучения свободному художественному самовыражению.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.  

Детский голос – тончайший хрупкий инструмент, еще не завершенный в своем формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: «Помогая – не навредить». 

В научной практике доказан  неоспоримый  положительный лечебный эффект вокального пения. Известно, что одним из самых оптимальных видов массажа, точнее, самомассажа, является человеческое пение. Ведь до 80% объема звука, воспроизводимого певцом, остается в организме, заставляя вибрировать, а значит, самоочищаться каждую клеточку, каждый орган. Причем, собственный голос – это «лекарство»
самое единственное, самое точное.

Голос ребенка формируется постепенно в течение длительного периода на фоне физического, психического и гормонального развития. Отрезок времени, когда у ребенка меняется голос, т.е. происходит мутация, может протекать резко или незаметно. В результате подобной «ломки» тембр голоса перестраивается от детского к взрослому. В связи с этим обучение вокалу является процессом длительным, трудоемким, рассчитанным на много лет, требующим от исполнителя терпения, воспитывающим трудолюбие, веру в свои силы, видение перспективы дальнейшей цели. 

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3;

Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. 30. 09.2020 г.);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);

Письмо Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);


Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Динской СРЦН»;

Устав ГКУ СО КК «Динской СРЦН».

Новизна программы заключается в интегративности, поскольку вокальная деятельность – неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в учреждении, с одной стороны, и все занятия способствуют ее обогащению и развитию с другой, составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата.

3. «Ознакомление с окружающим миром», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

Актуальность программы - в решении проблемы, связанной с вовлечением детей в художественную деятельность. Музыка в нашей жизни занимает большое место. Ни один праздник, ни одно важное мероприятие, торжественное событие не обходится без неё. Общество не стоит на месте. Оно постоянно развивается, поэтому большое внимание уделяется разностороннему развитию дошкольников. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня воспитанников, а также формирование потребности в духовной культуре.

Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле вокальная группа является средством художественно - творческого развития детей, вовлечения их в активную творческую деятельность. В детском коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов. Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она позволяет привлечь к занятиям вокальным творчеством большее количество детей разного возраста, в частности 3-6 лет, обеспечивает рост качества и количество мероприятий художественной направленности.


Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.


Блок I. Возрастная категория воспитанников 3-6 лет


    1. Цель и задачи программы


Цель программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;

Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

Обучить детей вокальным навыкам;

Привить навыки сценического поведения.

Развивающие:

развивать музыкально-эстетический вкус;

развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию,  используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;

развивать диапазон певческого голоса;

развивать звуковую культуру речи, умственные способности.

Воспитательные:

воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности воспитанника;

формировать музыкальную культуру;

воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Коррекционные:

Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).

Создавать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Адресат программы

Программа «Домисолька» разработана для разновозрастной группы воспитанников СРЦН.

Объем программы

Общее количество – 36 часов.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий


Занятия проходят 1 раз в неделю, по 20-40 минут, в зависимости от возраста участников группы.

1.3. Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

«Домисолька»

для воспитанников 3-6-лет



п/п


Наименование

разделов

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие занятия

Практи-

ческие

занятия

1

Вводное занятие

1




1

2

Музыкальная подготовка:

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкальной памяти

Развитие чувства ритма


4

4

5


1

1

1


3

3

4

3

Вокальная работа:

Прослушивание голосов

Певческая установка. Дыхание.

Распевание

Дикция

Работа с ансамблем над репертуаром


2

5

5

5

6


1

1

1

1

1


1

4

4

4

5

ВСЕГО

36

8

28

1.4. Содержание программы
1. Вводное занятие

1.1. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.

Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
2. Музыкальная подготовка

2.1. Развитие музыкального слуха

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).

Форма. Практическая, дидактические игры.

2.2. Развитие музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).