Файл: Пояснительная записка Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Форма. Практическая, дидактические игры.
2.3. Развитие чувства ритма.
Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Вокальная работа
3.1. Прослушивание голосов
Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
3.2. Певческая установка. Дыхание.
Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
-
Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
-
Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
-
Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
№ | Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
| Сентябрь | ||
1 | Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | ПрПриветствие» Модель И. Евдокимовой. |
2 | Артикуляционн ая гимнастика по системе В. Емельянова | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Воздушный шар» «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. |
3 | Интонационно- фонетические упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой Артикуляцией. | «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Жа-жа- жа», М.Ю. Картушина. |
4 | Упражнения для распевания. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса). | «Лисенок и бабочка» «Колобок» А.Евдотьевой. |
5 | Песни. | Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. | «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной; «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина. |
Октябрь | |||
6 | Коммуникативная игра-приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. |
7 | Артикуляционн ая гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Прогулка» (Занятие-игра). «Чудо нос» «Приключения язычка». |
8 | Упражнения для распевания. | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. | «Кот и мышка» А.Евдотьевой. |
9 | Песни. | Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. | «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной. «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина. |
Ноябрь | |||
10 | Игра- приветствие. | Психологическая настройка на занятие. | Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. |
11 | Артикуляционна я гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения: «Обезьянк и». «Весёлый язычок». |
12 | Скороговорки. Чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). | Игра со звуком: «Волшебная коробочка». «Няня мылом мыла Милу…», «Сорок сорок ели сырок…», «Шла Саша…». |
13 | Пение. | Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | «Ежик», музыка С. Алексеевой, слова В. Борисова. Пение знакомых песен. |
Декабрь | |||
14 | Коммуникативная игра-приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И.Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. |
15 | Интонационно- фонетические упражнения. | Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер. | «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Ветер». Артикуляционн ая гимнастика «Кот Музик». |
16 | Скороговорки, стихи. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет -унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам». |
17 | Упражнения для распевания. | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, акапелла. | «Лягушка и муравей», «Белочки» А.Евдотьевой. Знакомый репертуар. |
18 | Пение | Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения,плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму | «Дед Мороз- художник» муз. и сл. Л.Еремеевой Пение знакомых песен |
Январь | |||
19 | Коммуникативная игра-приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. |
20 | Интонационно- фонопедические упражнения. | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. | «Крик в лесу» (А– у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и). «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). |
21 | Пение. | Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство. | «Дело было в январе» В.Шаинского. Повторение знакомых песен. |
Февраль | |||
22 | Коммуникативная игра-приветствие. Артикуляционна я гимнастика по системе В. Емельянова. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика «Принцесса», «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова). |
23 | Интонационно- фонопедические упражнения. | Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. | «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай», «Петя шёл», «Думал – думал». |
24 | Упражнения для распевания. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. | «Три медведя» А.Евдотьевой. Знакомые распевки. |
25 | Песни | Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности | «Разговор с мамой», муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной |
Март | |||
26 | Игра- приветствие. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию. | Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». Картушина. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». |
27 | Интонационно- фонопедические упражнения. | Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцие. | Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка». Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». |
28 | Чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). | «Няня мылом мыла Милу…». «Сорок сорок ели сырок…». «Шла Саша…». Знакомый материал. |
29 | Упражнения для распевания. | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. | «Дюймовочка и жук», «Стрекоза и рыбка», А. Евдотьевой. |
30 | Пение. | Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму. | «Хомячок», муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной. Пение знакомых песен. |
Апрель | |||
31 | Коммуникативная игра-приветствие. Артикуляционна я гимнастика по системе В. Емельянова. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. |
32 | Упражнения для Распевания. | Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно. | Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. |
33 | Пение. | Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. | «Что такое семья?» Е.Гомоновой. Пение знакомых Песен. |
Май | |||
34 | Коммуникативная игра-приветствие. Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» М.Лазарев. |
35 | Упражнения для распевания | Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. | Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. |
36 | Пение. | Совершенствовать вокальные навыки: Петь естественным звуком без напряжения; Чисто интонировать в удобном диапазоне. | «Любим лето», Слова, музыка и аранжировка Е.Обухова. |
1.5. Планируемые результаты
У воспитанников:
улучшится восприятие музыкального материала;
разовьются: интерес к вокальному искусству, умение петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносить слова, понимать их смысл, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов, петь без помощи взрослого.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Технические средства обучения:
Музыкальный центр, проектор.
Компьютер.
Микрофоны.
Музыкальные инструменты (шумовые).
Учебно-наглядные пособия:
Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры (используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах).
Комплексы дыхательной гимнастики – при работе над песней.
Артикуляционная гимнастика.
Сценарии концертов.
2.3. Формы контроля планируемых результатов
Программа предусматривает оценивание предметных, метапредметных и личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (Приложения)
2.4. Оценочные материалы
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Формами фиксации результатов личностных достижений детей являются:
материалы анкетирования и тестирования;
репетиции;
участие в концертах и конкурсах.
2.5. Методическое обеспечение программы
Методические материалы
Реализация программы основывается на следующих принципах:
принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;
принцип единства коррекционных и развивающих задач;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;
принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;
принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.
Методы, применяемые в работе:
наглядный, словесный, практический, информационно – рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский, моделирование.
Дидактический материал:
картины,
дидактические карточки,
раздаточный материал,
нотная литература,
аудиозаписи,
видеозаписи,
презентации (с применением средств ИКТ),
мультимедиа - материалы.
Методические приемы по пению (наиболее часто используемые на занятии):
Пение вслух, про себя (по куплетам).
«Музыкальное эхо» (повтор интонации и мелодии).
«Цепочка» (поочередное пение).
Хлопаем под пение в ладоши и по коленям, топаем, щёлкаем пальцами рук. (По системе К. Орфа).
Поем первый звук (игра «Настройщик»)
Пение «М...» с переходом на «а...»
Пение «По секрету» (шёпотом).
Игра «Хор и дирижер».
Пение, транспонируя мелодию.
1Использование элементов дирижирования.
Скороговорки («Андрей – воробей», «Барабан»).
Пение a'cappella.
Муз. М.Глинка «Вокализ». Сольное и ансамблевое пение.
Фонопедический метод постановки певческого голоса по системе В.Ермолаева.
Дыхательные упражнения – игры по системе А. Н. Стрельниково
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Блок II. Возрастная категория воспитанников 7-12 лет
Цель программы:
формировать основы певческой культуры воспитанников, способствующей их общему и музыкальному воспитанию, становлению творческого потенциала детей, их личностных качеств.
Задачи:
Обучающие:
содействовать приобретению вокально-хоровых навыков и умений как основы для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения.
Развивающие:
развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, артикуляции, певческого дыхания;
знакомить с разнообразным песенным репертуаром.
Воспитательные:
привитие устойчивого интереса к вокальному творчеству и музыке в целом;
приобщать к концертной деятельности.
Коррекционные:
развивать социокультурные навыки;
воспитывать нравственные и эстетические чувства личности;
формировать творческую активность, гражданственность и патриотизм.
Адресат программы
Программа «Домисолька» разработана для разновозрастной группы воспитанников СРЦН.
Объем программы
Общее количество – 36 часов.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю, по 25-30 минут, в зависимости от возраста участников группы.
Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Домисолька»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теоритические занятия | Практические занятия | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Раздел I. «Вокально-хоровая работа». | 24 | 1 | 23 |
3. | Раздел II. Музыкально- ритмические движения, игры. | 3 | 1 | 2 |
4 | Раздел III. «Сценическое движение». | 7 | 1 | 6 |
5 | Раздел VI. Контрольные и итоговые занятия. | 1 | | 1 |
| ВСЕГО | 36 | 4 | 32 |
для воспитанников 7-12-лет
1.4. Содержание программы
Вводное занятие.
Теоритическое занятие
Вводный инструктаж по технике безопасности на занятии и в учреждении. Ознакомление с основными разделами программы и формами работы.
Знакомство с детьми. Прослушивание.
Раздел I. Вокально-хоровая работа
Теоритическое занятие
Строение голосового аппарата.
Понятия: Вокальный вдох, диафрагма, голосовые складки, распевка, звукообразование, интонирование. музыкальный слух, чувство ритма, пение на опоре.
Практическое занятие
Дыхательная гимнастика, направленная на организацию певческого дыхания.
В качестве распевки – пение небольших попевок на основе народных песен с небольшим диапазоном в объѐме 5-7 звуков.
Разучивание доступных в вокальном плане песен советских и современных композиторов, песен эстрадного направления.
Раздел II. Музыкально-ритмические движения, игры
Теоритическое занятие
Понятия: Акценты, динамика, ритмический рисунок, темп, ритм
Практическое занятие
Передача через движение смены характера музыки, отдельных выразительных средств музыки: регистра, метрической пульсации в марше и танце, динамики, ритма.
Игры на концентрацию внимания («Кто дольше слышит звук?»), на определение высоты звуков, на освоение динамики («Игра в прятки»), регистра, жанра, на освоение метро- ритма («Ритмическое эхо»), игры-инсценировки.
Раздел III.Сценическое движение
Теоритическое занятие
Понятия: танец, правила поведения на сцене, танцевальные связки, ритм, пластика, сценическое пространство.
Практическое занятие
Упражнения на двигательную координацию под музыку. Упражнения на работу с партнером. Взаимодействие на сцене. Показ элементов танцевальной пластики и основ сценического движения. Танцевальные связки. Построения, разводки участников.
Театрализация песни.
Раздел VI. Контрольные и итоговые занятия.
Практическое занятие
Творческие задания по основным разделам программы. Концертное выступление. Подведение итогов работы. Поощрение наиболее активных участников.
1.5. Планируемые результаты
У воспитанников:
улучшится ориентирование в пространстве; передача в движении метрической пульсацию в марше и танце, во время исполнения музыкального материала;
разовьются: умение передавать в движении характер и содержание музыки; умение изменять движение в соответствии с изменением жанра, динамики; навыки пения и координации между голосом и элементами танцевальных движений.