Файл: Пояснительная записка Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Форма. Практическая, дидактические игры.

2.3. Развитие чувства ритма.

Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).

Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Вокальная работа

3.1. Прослушивание голосов

Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.

Форма. Индивидуальная работа.

3.2. Певческая установка. Дыхание.

Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

  1. Распевание.

Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.

Форма. Фронтальная, практическая, игровая.

  1. Дикция.

Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.

  1. Работа с ансамблем над репертуаром.

Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.

Форма. Коллективная.




Содержание

работы

Задачи

Музыкальный материал




Сентябрь

1

Коммуникативная игра-приветствие

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

ПрПриветствие» Модель И. Евдокимовой.


2

Артикуляционн ая гимнастика по системе В. Емельянова

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Воздушный шар»

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ.

3

Интонационно- фонетические упражнения. Скороговорки. Чистоговорки.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках.

Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой

Артикуляцией.

«Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая

голос).

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

«Жа-жа- жа», М.Ю. Картушина.

4

Упражнения для распевания.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса).

«Лисенок и бабочка»

«Колобок» А.Евдотьевой.

5

Песни.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и

напевно в умеренном.

«Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной;

«Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина.

Октябрь

6

Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие» Модель

И. Евдокимовой.

7

Артикуляционн ая гимнастика по системе

В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Прогулка» (Занятие-игра).

«Чудо нос»

«Приключения язычка».

8

Упражнения для распевания.

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

«Кот и мышка» А.Евдотьевой.

9

Песни.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и

напевно в умеренном.

«Плакала березка»,

муз. и сл. И.Осокиной.

«Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина.


Ноябрь

10

Игра- приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнения:

1. «В гости».

2. «Здравствуйте». М. Картушина.

11

Артикуляционна я гимнастика по системе

В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения: «Обезьянк и».

«Весёлый язычок».

12

Скороговорки. Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Игра со звуком:

«Волшебная коробочка».

«Няня мылом мыла Милу…», «Сорок сорок ели сырок…»,

«Шла Саша…».

13

Пение.

Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«Ежик», музыка С. Алексеевой, слова В. Борисова.

Пение знакомых песен.

Декабрь

14

Коммуникативная игра-приветствие.


Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Модель И.Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

15

Интонационно- фонетические упражнения.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Ветер».

Артикуляционн ая гимнастика «Кот Музик».

16

Скороговорки, стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет -унисон).

«По волнам», «Качели», «По кочкам».


17

Упражнения для распевания.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, акапелла.

«Лягушка и муравей», «Белочки» А.Евдотьевой.

Знакомый репертуар.

18

Пение

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения,плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму

«Дед Мороз- художник» муз. и сл. Л.Еремеевой Пение знакомых песен

Январь

19

Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.

20

Интонационно- фонопедические упражнения.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия.

«Крик в лесу» (А– у).

«Крик чайки» (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и).

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

21

Пение.

Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

Совершенствовать исполнительское мастерство.

«Дело было в январе» В.Шаинского.

Повторение знакомых песен.

Февраль

22

Коммуникативная игра-приветствие.

Артикуляционна я гимнастика по системе

В. Емельянова.


Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию.

«Приветствие» Модель

И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Артикуляционная гимнастика «Принцесса», «Самолёты», «Самолёт летит»

М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова).

23

Интонационно- фонопедические упражнения.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

«Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай», «Петя шёл», «Думал – думал».


24

Упражнения для распевания.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

«Три медведя» А.Евдотьевой.

Знакомые распевки.


25

Песни

Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности

«Разговор с мамой», муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной

Март

26

Игра- приветствие.

Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию.

Упражнение: «В гости».

«Здравствуйте». Картушина.

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

27

Интонационно- фонопедические упражнения.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой.

Следить за правильной

певческой артикуляцие.

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка».

Игры со звуком:

«Волшебная коробочка»,

«Волшебные предметы».

28

Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

«Няня мылом мыла Милу…».

«Сорок сорок ели сырок…».

«Шла Саша…».

Знакомый материал.

29

Упражнения для распевания.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

«Дюймовочка и жук»,

«Стрекоза и рыбка», А. Евдотьевой.

30

Пение.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму.

«Хомячок», муз. А. Филиппенко, сл.

Т.Волгиной.

Пение знакомых песен.

Апрель

31

Коммуникативная игра-приветствие.

Артикуляционна я гимнастика по системе

В. Емельянова.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Приветствие» Модель

И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ.

32

Упражнения для

Распевания.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно.

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

33

Пение.

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне.

«Что такое семья?» Е.Гомоновой.

Пение знакомых

Песен.

Май

34

Коммуникативная игра-приветствие.

Артикуляционная гимнастика по системе

В.Емельянова.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.

«Прогулка»

М.Лазарев.


35

Упражнения для

распевания

Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться.

Закреплять вокальные навыки детей.

Голосовая разминка: «Весна»,

Модель Т.Боровик

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

36

Пение.

Совершенствовать вокальные навыки:

Петь естественным звуком без напряжения;

Чисто интонировать в удобном диапазоне.

«Любим лето»,

Слова, музыка и аранжировка Е.Обухова.


1.5. Планируемые результаты
У воспитанников:

улучшится восприятие музыкального материала;

разовьются: интерес к вокальному искусству, умение петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносить слова, понимать их смысл, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов, петь без помощи взрослого.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Технические средства обучения:

Музыкальный центр, проектор.

Компьютер.

Микрофоны.

Музыкальные инструменты (шумовые).
Учебно-наглядные пособия:

Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры (используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах).

Комплексы дыхательной гимнастики – при работе над песней.

Артикуляционная гимнастика.

Сценарии концертов.
2.3. Формы контроля планируемых результатов
Программа предусматривает оценивание предметных, метапредметных и личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (Приложения)
2.4. Оценочные материалы
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.

Формами фиксации результатов личностных достижений детей являются:

материалы анкетирования и тестирования;

репетиции;

участие в концертах и конкурсах.

2.5. Методическое обеспечение программы

Методические материалы
Реализация программы основывается на следующих принципах:

принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;

принцип единства коррекционных и развивающих задач;

принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;

принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;


принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;

принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.

Методы, применяемые в работе:

наглядный, словесный, практический, информационно – рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский, моделирование.

Дидактический материал:

картины,

дидактические карточки,

раздаточный материал,

нотная литература,

аудиозаписи,

видеозаписи,

презентации (с применением средств ИКТ),

мультимедиа - материалы.

Методические приемы по пению (наиболее часто используемые на занятии):

Пение вслух, про себя (по куплетам).

«Музыкальное эхо» (повтор интонации и мелодии).

«Цепочка» (поочередное пение).

Хлопаем под пение в ладоши и по коленям, топаем, щёлкаем пальцами рук. (По системе К. Орфа).

Поем первый звук (игра «Настройщик»)

Пение «М...» с переходом на «а...»

Пение «По секрету» (шёпотом).

Игра «Хор и дирижер».

Пение, транспонируя мелодию.

1Использование элементов дирижирования.

Скороговорки («Андрей – воробей», «Барабан»).

Пение a'cappella.

Муз. М.Глинка «Вокализ». Сольное и ансамблевое пение.

Фонопедический метод постановки певческого голоса по системе В.Ермолаева.

Дыхательные упражнения – игры по системе А. Н. Стрельниково

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Блок II. Возрастная категория воспитанников 7-12 лет
Цель программы:

формировать основы певческой культуры воспитанников, способствующей их общему и музыкальному воспитанию, становлению творческого потенциала детей, их личностных качеств.

Задачи:

Обучающие:

содействовать приобретению вокально-хоровых навыков и умений как основы для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения.

Развивающие:

развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, артикуляции, певческого дыхания;

знакомить с разнообразным песенным репертуаром.

Воспитательные:

привитие устойчивого интереса к вокальному творчеству и музыке в целом;


приобщать к концертной деятельности.

Коррекционные:

развивать социокультурные навыки;

воспитывать нравственные и эстетические чувства личности;

формировать творческую активность, гражданственность и патриотизм.
Адресат программы

Программа «Домисолька» разработана для разновозрастной группы воспитанников СРЦН.

Объем программы

Общее количество – 36 часов.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю, по 25-30 минут, в зависимости от возраста участников группы.

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

«Домисолька»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теоритические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие.

1

1




2

Раздел I. «Вокально-хоровая работа».

24

1

23

3.

Раздел II. Музыкально- ритмические движения, игры.

3

1

2

4

Раздел III. «Сценическое движение».

7

1

6

5

Раздел VI. Контрольные и итоговые занятия.

1




1




ВСЕГО

36

4

32

для воспитанников 7-12-лет

1.4. Содержание программы
Вводное занятие.

Теоритическое занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности на занятии и в учреждении. Ознакомление с основными разделами программы и формами работы.

Знакомство с детьми. Прослушивание.



Раздел I. Вокально-хоровая работа


Теоритическое занятие

Строение голосового аппарата.

Понятия: Вокальный вдох, диафрагма, голосовые складки, распевка, звукообразование, интонирование. музыкальный слух, чувство ритма, пение на опоре.

Практическое занятие

Дыхательная гимнастика, направленная на организацию певческого дыхания.

В качестве распевки – пение небольших попевок на основе народных песен с небольшим диапазоном в объѐме 5-7 звуков.

Разучивание доступных в вокальном плане песен советских и современных композиторов, песен эстрадного направления.



Раздел II. Музыкально-ритмические движения, игры


Теоритическое занятие

Понятия: Акценты, динамика, ритмический рисунок, темп, ритм

Практическое занятие

Передача через движение смены характера музыки, отдельных выразительных средств музыки: регистра, метрической пульсации в марше и танце, динамики, ритма.

Игры на концентрацию внимания («Кто дольше слышит звук?»), на определение высоты звуков, на освоение динамики («Игра в прятки»), регистра, жанра, на освоение метро- ритма («Ритмическое эхо»), игры-инсценировки.



Раздел III.Сценическое движение


Теоритическое занятие

Понятия: танец, правила поведения на сцене, танцевальные связки, ритм, пластика, сценическое пространство.

Практическое занятие

Упражнения на двигательную координацию под музыку. Упражнения на работу с партнером. Взаимодействие на сцене. Показ элементов танцевальной пластики и основ сценического движения. Танцевальные связки. Построения, разводки участников.

Театрализация песни.

Раздел VI. Контрольные и итоговые занятия.


Практическое занятие

Творческие задания по основным разделам программы. Концертное выступление. Подведение итогов работы. Поощрение наиболее активных участников.
1.5. Планируемые результаты
У воспитанников:

улучшится ориентирование в пространстве; передача в движении метрической пульсацию в марше и танце, во время исполнения музыкального материала;

разовьются: умение передавать в движении характер и содержание музыки; умение изменять движение в соответствии с изменением жанра, динамики; навыки пения и координации между голосом и элементами танцевальных движений.