Файл: 1. Предмет и метод конституционного права Предметом конституционного права рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

42.Процедура принятия в Российскую Федерацию нового субъекта.

ФКЗ от 17.12.01.г. " О принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ".

Принятие в РФ нового субъекта осуществляется по взаимному соглас. РФ и иностранного государства, на добровольной основе в соответствии с международн., межгосуд. договором о принятии в состав РФ нового субъекта. В случае принятия в состав РФ нового субъекта, этому субъекту предоставляется статус республики в составе РФ, если иное не прдусматр. межд. договором. Инициатором принятия в состав РФ нового субъекта является иностр. госуд-во, которое входит в состав РФ полностью или частично. Предложение о принятии в состав РФ нового субъекта направляется Президенту РФ котор. уведомляет об этом Совет Федерации, Гос. Думу, Прав-во РФ и проводит соответств. комиссии. После того, как подписан международный договор о принятии в РФ нового субъекта Президент РФ направляет его для дачи заключения о соответствии Конституции РФ в Конст. С. РФ. В случае если Конст. С.РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим К. РФ, Президент РФ вносит данный междунар. договор в Г.Думу для ратификации. Одновременно с междунар. договором в ГД Президентом вносится проект ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.


М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.

ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами Федерального Собрания РФ.

ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ (одобрение не менее чем ¾ от общего числа членов Совета Федерации и принятие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы).

43.Порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации

ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001:

Образование в составе РФ нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части.

Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, м/н (м/г) договорами РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта.

Образование в составе РФ нового субъекта осуществляются на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Условия образования в составе РФ нового субъекта

Может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.

Порядок образования в составе РФ нового субъекта:

1. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ;

2. Предложение направляется Президенту РФ — должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с его образованием;



3. Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации;

4. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ;

5. Если данный вопрос был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах РФ, независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год;

6. Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ;

7. Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по данному вопросу. Проект данного закона вносится Президентом РФ;

8. Проект ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) РФ в случае объединения;

9. ФКЗ принимается палатами Федерального Собрания РФ (Совер Федерации – ¾ и Гос. Дума – 2/3) ;

10. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

44.Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации и её субъектах осуществляется органами государства, которые образуются в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами их организации. Конституция Российской Федерации при характеристике государственного аппарата использует категории «орган государственной власти» и «государственный орган». Так, в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации органы государственной власти являются одной из форм осуществления власти народа. В ст. 33 Конституции Российской Федерации закрепляется, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Несмотря на различия в категориальном аппарате в
определении органов публичной власти, анализ положений Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что эти категории используются в российской правовой системе как равнозначные. Правовой статус органов государственной власти различается в зависимости от полномочий, которыми они обладают. Вывод о том, что реальное значение органа государства конкретизируется полномочиями, которыми он наделен, был сделан и Конституционным Судом Российской Федерации1.

Органы государственной власти являются механизмом, посредством которого Российская Федерация, субъекты Федерации осуществляют свою деятельность. Орган государственной власти:

от имени государства осуществляет его задачи и функции, которые находят закрепление в правовых актах. Так, Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции). «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (ст. 110 Конституции Российской Федерации);

наделен государственно-властными полномочиями, дающими возможность решать в пределах, предоставленных ему прав определённые вопросы, издавать акты, обязательные для других органов и учреждений, должностных лиц и граждан, к которым данные акты адресованы. Если властными полномочиями обладают органы местного самоуправления, то государственно-властные полномочия осуществляют только государственные органы;

формируется в соответствии с Конституцией, законами и иными правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 96 Конституции Российской Федерации порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Порядок образования государственного органа имеет важное значение в определении места органа в конституционной системе власти, так как определяет источник и природу его полномочий. Наибольшее значение в системе государственной власти России имеют органы, формируемые на основе реализации гражданами прямого избирательного права и как следствие – имеющие источником своих полномочий суверенную волю народа.


Каждый орган действует в присущих ему организационно правовых формах, закрепляемых нормативно-правовыми актами. Степень правовой регламентации порядка и процедуры деятельности органов государства имеет различный уровень. Особенно она высока в отношении законодательных (представительных) органов, что определяется такой важной сферой их деятельности, как законотворчество. Органы законодательной власти работают в сессионном порядке. Детальная регламентация порядка принятия и вступления в силу судебных решений связана с необходимостью обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Орган государства является составной и относительно обособленной частью единой системы, в которой каждый орган наделен соответствующей компетенцией, нарушать которую не вправе другие органы. Но при этом все органы действуют на основе единых принципов.

45.Президент Российской Федерации как глава государства

Президент РФ - глава российского государства. Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ. Президент РФ избирается путем всеобщего, равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.

Президент РФ обладает президентской неприкосновенностью, т. е. в отношении Главы российского государства не допускаются: 1) арест; 2) личный досмотр; 3) обыск; 4) иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами. Применение этих мер к Президенту РФ возможно только в исключительных случаях, например задержание на месте преступления, личный досмотр, если это необходимо в целях безопасности населения.

Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, он является как бы балансом, в их взаимоотношениях, помогает найти компромисс в случае спора и определяет основные направления государственной политики РФ. Президент РФ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы.

Основными полномочиями Президента РФ являются:

1) назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ;

2) представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;