Файл: 1. Предмет и метод конституционного права Предметом конституционного права рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности;
4) назначение судей федеральных судов;
5) формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;
6) утверждение военной доктрины РФ;
7) формирование Администрации Президента РФ;
8) назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ;
9) назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ;
10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
11) назначение выборов в Государственную Думу;
12) роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
13) назначение даты референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
14) внесение законопроектов в Государственную Думу;
15) подписание и обнародование федеральных законов;
16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища;
18) награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий;
19) помилование;
20) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств;
21) ведение пере го воров и подписание международных договоров РФ;
22) подписание ратификационных грамот;
23) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Собрание РФ- законодательная власть.
Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента - Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется федеральным законом от 20 декабря 2002 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Основными функциями парламента являются:
1) представительство;
2) законотворчество;
3) контрольная функция.
Правительство РФ – высший орган исполнительной власти.
Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ» Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности.
Правительство, согласно ст. 114 Конституции:
1) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;
2) обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3) обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
4) осуществляет управление федеральной собственностью;
5) осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;
6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.
Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
46.Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации
Президент РФ – единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ». Президентом РФ может быть лицо не моложе 35 лет, постоянно проживающее на территории РФ 10 лет. Президент РФ не может занимать свой пост более двух сроков подряд. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ по мажоритарной системе абсолютного большинства.
Этапы избрания и вступления в должность Президента:
1) принятие и объявление решения Советом Федерации дня выборов (не ранее чем за 100 и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования; решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия).
2) подготовка к проведению выборов (деятельность избирательных комиссии различных уровней) - информирование избирателей и составление списков избирателей
3) выдвижение и регистрация кандидатов – от политической партии или самовыдвижение
При выдвижении кандидатов на должность Президента РФ Конституцией РФ (ч. 2 ст. 81) предусмотрены специальные избирательные цензы:
Первое - наличие гражданства Российской Федерации без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом РФ лица, имеющего двойное и множественное гражданство. Федеральный закон не требует, чтобы кандидат на высшую государственную должность являлся гражданином Российской Федерации по рождению. По словам бывшего председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вишнякова: «насколько правомерна такая норма, судить трудно. Все-таки главой государства должен быть человек, родившийся на данной территории. Во всяком случае, в большинстве стран мира это как бы сами собой разумеется. Наш законодатель решил иначе».
Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента. Более высокий возрастной ценз, чем в России установлен, в частности, в Латвии, где кандидат в Президенты должен достичь 40-летнего возраста, а в Италии - вообще 50 лет. В то же время в ряде стран установлен относительно невысокий возрастной ценз, например, во Франции кандидат должен достичь всего 23 лет.
Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом РФ, т. е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории РФ.
4) проведение предвыборной агитации (СМИ, АПМ)
5) голосование – днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах (2 ВС марта)
6) подсчет голосов и оформление результатов выборов, определение победителя, или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решения о назначении повторных выборов на должность Президента РФ. Избранным считается кандидат, получивший более 50% голосов.
7) опубликование результатов и церемония вступления Президента в должность (инаугурация)
47.Акты Президента Российской Федерации
В процессе реализации своих полномочий Президент РФ издает установленные Конституцией РФ юридические акты – указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.
Акты Президента РФ являются актами прямого действия и не нуждаются в опосредованные или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.
По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат в себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определенные круг лиц. Наряду с Конституцией РФ и федеральными законам нормативные акты резидента РФ создают правовую основу для издания правительственных актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.
Индивидуальные акты Президента РФ – указы и распоряжения – издаются по конкретным вопросам и касаются лишь строго определенного круга лиц. Это, в частности, акты о присвоении воинских званий, назначение на должность, награждение тех или иных лиц, смещение с занимаемой должности и др.
Все акты Президента РФ, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п.3 ст.90)
Конституционность актов Президента обеспечивается Конституционным Судом РФ, который наряду с рассмотрением актов других государственных органов на предмет их соответствия Конституции РФ разрешает также дела о соответствии ей нормативных указов и распоряжений Президента РФ. В случае признание неконституционными актов Президента или их отдельных положений они немедленно утрачивают юридическую силу.
В соответствии с действующим законодательством акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечению 7 дней после их опубликования, если иное не указано в самом акте. Индивидуальные акты вступают в силу немедленно после их подписания.