Файл: Тема методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 9. Подготовка и проведение тематического вечера. Предварительное планирование вечера и включение его в общешкольный план воспитательной работы. Определение ведущей идеи вечера и разработка сценария. Распределение обязанностей. Анонс и реклама будущего мероприятия. Подготовка атрибутики, звукотехники, оформление зала. Приглашение гостей.

Примечание. Тематический вечер нужно рассматривать и организовывать как творческий отчет о работе кружка и как праздник для всей школы, включенный в общешкольный план внеклассной работы.

Тема 10. Экскурсии. Экскурсии организуются в течение года. Объекты экскурсии: лаборатории органов санэпиднадзора, лечебных учреждений или производственных предприятий.

Определения понятия. Школьный химический кружок – это

4. Классные часы. Диспуты

Организовать классный час по химической тематике, с активным участием всех учащихся довольно сложно. Здесь требуется большая специальная подготовка. Однако если в проведении мероприятия примут участие многие ученики, а не только лишь учитель и 2-3 отличника, то классный час будет полезен во всех отношениях. Важно, чтобы здесь прозвучали не азбучные истины, прочитанные учениками с листа, а состоялся бы интересный диспут. Рассмотрим пример классного часа на тему: «Алхимия – это наука или мистика»? Для подготовки необходимо рекомендовать учащимся широкий набор литературы (см. библиографический сборник «Чудеса? Нет, химия!» М.: Книга, 1984; журналы «Химия в школе», «Химия и жизнь», газета «Химия» и др.).

На обсуждение можно внести следующие вопросы.




kireevaonline.ru

РЕКЛАМА•16+
Защитить диссертацию? Начни с научной статьи. Вебинар 0

Узнайте на вебинаре как писать статью легко и правильно. Не тратьте время впустую.
Узнать больше

1. Как произошли слова «химия» и «алхимия»?

2. Какова была цель алхимии?

3. Были ли у алхимиков определенные теоретические взгляды и практические достижения при «получении» золота из неблагородных металлов?


4. Как относились в обществе того времени к идее превращения металлов и получения «философского камня»?

5. В чем принципиально заключались ошибочные представления алхимиков?

6. Почему алхимия в определенной степени пронизана мистикой?

7. Было ли что-то полезным в алхимии, внесла ли она вклад в развитие науки и химии?

8. Каковы цели и задачи химии в настоящее время?

9. Можно ли на основе современных достижений науки получить золото из неблагородных металлов и получить «философский камень»?

10. Тема «философского камня» в современной литературе, кино, телешоу и т. д.

Перечень вопросов можно изменить или продолжить в зависимости от конкретной ситуации. Учитель должен учесть, что классный час будет интересным, если в обсуждении примут активное участие все ученики. Для развития интереса учащихся и дальнейшей дискуссии можно поставить такие вопросы, которые, на первый взгляд, не совсем связаны с темой.

1. Что такое «святая вода»?

2. Почему с солью связаны различные приметы: «если соль рассыпать – это к ссоре»; «если соль отсырела – это к плохой погоде»?

3. Правда ли, что «святые места» приносят исцеление больным? и т. д.

4. Можно ли с точки зрения науки объяснить «самовозгорание свечей»?

Определения понятия. Классный час – это

5. Химические вечера

Химические вечера в школе проводят двух типов: классические тематические вечера и нетрадиционные вечера на основе различных телевизионных передач.

Химические тематические вечера в школе обычно организуются в рамках дней, декады или месячника химии и являются завершающим элементом всего комплекса мероприятий, проводимых за это время. Рассмотрим методику проведения вечера на тему «Великие химические открытия».

Примерно за месяц создается оргкомитет мероприятия и для каждого из 8-11 классов определяется индивидуальная тема. Например, «Закон сохранения массы веществ», «Закон постоянства состава», «Закон Авогадро», «Основы атомно-молекулярного учения», «Периодический закон и периодическая система химических элементов », «Теория строения органических веществ», «Теория электролитической диссоциации», «В природе нет таких веществ» и т. д.

На заседании оргкомитета утверждается примерный сценарий

, в соответствии с которым каждый класс готовит к вечеру свою тему, а также продолжительность презентации по каждому выступлению. Сценарий может содержать следующие разделы, выполняемые в виде сценок, песен, стихотворений, химических опытов и т. д.

1. Состояние химической науки и основные проблемы, тормозящие развитие химии к моменту открытия закона или утверждения данной теории.

Этот раздел лучше всего выполняется в виде краткого (2-3 минуты) выразительного монолога в стиле научного тезисного сообщения. Для подготовки текста учитель оказывает учащимся помощь в подборе нужной литературы.

2. История открытия.

Данная часть выступления команд выполняется в виде сценки, текст которой готовят сами ученики. В основе сценария должны быть подлинные факты или описание того, как свершилось великое открытие. Главными героями должны быть, естественно, сами ученые.




nadpo.ru

РЕКЛАМА
Онлайн курсы переподготовки и повышения квалификации


5,0

Рейтинг организации

Узнать больше

Так, например, по теме «Закон сохранения массы» можно показать инсценировку выступления в лаборатории перед своими учениками с демонстрацией опыта, иллюстрирующего этот закон.

В основе сценария по теме «Закон постоянства состава» может лежать спор между Ж. Прустом и К. Бертолле с участием Д. Дальтона и послесловием .

По теме «Основы атомно-молекулярного учения» можно инсценировать события на конгрессе химиков, состоявшем в сентябре 1860 г. в Карлсруэ с участием ученых С. Канниццаро, А. Кекуле, , Л. Мейера, , и др. Сцену дискуссии можно оформить, как беседу за круглым столом. Не обязательны при этом костюмы и грим. Перед каждым персонажем ставится табличка с фамилией ученого.

Не вызовут особых затруднений составление и других кратких, но ярких и эмоциональных сценок по остальным темам. Следует подчеркнуть, что подобная практика подготовки и проведения химических вечеров, когда каждому классу предлагается определенный раздел для самостоятельной подготовки силами самих учащихся, себя полностью оправдывает. Учащиеся готовятся к таким вечерам с энтузиазмом и проявляют много выдумки и фантазии, что вечера всегда проходят интересно и плодотворно.


3. Краткое сообщение о значении данного открытия и его роли в дальнейшем развитии науки и практики.

Этот раздел выступления каждого класса или команды является логическим завершением всего предыдущего. Оформляется эта часть виде литературно-музыкального выступления с сочетанием прозы, речитатива, стихов, песни. Выступление сопровождается музыкой, передвижением участников по сцене, сменой декораций, показом опытов или экспонатов и т. д.

После выступления всех команд с презентацией своих тем, учитель химии подводит краткие итоги вечера по его тематике.

Зал, где проводится вечер, оформляется в соответствии с его темой лозунгами, высказываниями. Каждый класс выпускает свою тематическую стенгазету.

Макет стенгазеты прилагается к данному тексту лекции.

Между перерывами, которые возникают обычно на вечерах после выступления каждого класса, ведущие проводят викторины, загадывают тематические загадки, проводят дидактические игры-пятиминутки. Некоторые примеры дидактических игр прилагаются.

В заключение вечера наиболее активные его участники награждаются призами и грамотами. Если на заседании оргкомитета было определено проведение вечера с оценкой выступления каждого класса, то предварительно назначенное жюри по итогам всех выступлений, с учетом стенгазеты и других показателей объявляет победителей и проводит их награждение. Проигравшим командам выдаются поощрительные призы. Общая продолжительность вечера составляет 1,5-2 часа.

Кроме тематических вечеров в школе часто проводятся мероприятия (вечера) по сценариям различных телеигр: «Клуб веселых и находчивых», «Счастливый случай», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др.

Оцените преимущества и недостатки тематических вечеров и вечеров по сценариям телеверсионных игр-шоу.

Тематические вечера:

Телеверсии:

6. Индивидуальная и исследовательская работа с учениками по химии

В целях развития интереса и любви к химии, склонности за­ниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятель­ной работы необходимо практиковать индивидуальные творческие и исследовательские работы учащихся по химии, которые получили название творческих проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут у учи­теля темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, ма­териалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты твор­ческих самостоятельных работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.


Примечание. Тематику проектом методику организации работы учащихся над проектами см. текст Темы 5. «Методы обучения».

7. Организация и проведение олимпиад школьников

Олимпиады по химии - одно из действенных средств борьбы за глубокие и прочные знания учащихся. Они не только развивают творческие способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы. Химические олимпиады пропагандируют знания по предмету, способствуют дополнительному изучению учебной и научно-популярной литературы, повышают интерес учащихся к химии, формируют профессиональные интересы и намерения.

Массовое участие школьников в химических олимпиадах школы и района указывает на хорошо организованную внеклассную работу по химии, проводимую в школьных химических кружках.

Основными задачами олимпиады являются:

а) повышение интереса учащихся к изучению химии;

б) подведение итогов работы факультативов, кружков, секций и активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися по химии;

в) оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии, рекомендация наиболее способной молодежи к поступлению в вузы страны;

г) привлечение преподавателей, студентов вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений к активной помощи школе и пропаганде химических знаний.

В России сложилась определенная система в организации и проведении химических олимпиад. Они проводятся в течение учебного года в пять этапов:

I этап - школьные олимпиады;

II этап - районные (городские) олимпиады;

III этап - олимпиады краев, областей;

IV этап - федерально-окружные олимпиады;

V этап - заключительный этап Всероссийской олимпиады.

На каждом этапе в определенной степени решаются свои задачи методической и воспитательной работы. Остановимся подробнее на проведении школьных химических олимпиад как наиболее важного этапа в системе проведения химических олимпиад. Проведение школьной химической олимпиады требует тщательной и довольно разнообразной подготовки. Снижение методического уровня ее проведения приводит к потере большого числа будущих инженеров, конструкторов, техников и квалифицированных рабочих разнообразных химических производств.

Химическую олимпиаду в школе можно проводить очно или заочно. При современных сроках проведения районных и областных туров олимпиад наиболее целесообразно комбинировать заочный тур с очным туром. Для осуществления подготовительной и организационной работы создают Оргкомитет олимпиады, в который входят учитель химии,