Файл: Тема методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представители ученических организаций, активные участники химического кружка, представитель шефствующей организации. Оргкомитет определяет сроки школьной олимпиады и содержание конкурсных задач.
О проведении олимпиады в школе должны знать все учащиеся. А для этого необходимо на видном месте повесить красочное объявление с описанием порядка проведения олимпиады и приглашением всех учащихся принять в ней участие: проверить свои знания, умения и возможности в решении химических задач. О предстоящей олимпиаде нужно объявить на общешкольной линейке, по школьному радио.
Важное место в подготовке к олимпиаде должен занять хорошо оформленный стенд, который вывешивают на видном месте у химического кабинета. На нем размещают материалы об условии проведения олимпиады, рекомендации о том, какую литературу нужно прочитать, образец правильного оформления решения задачи, пояснения различных способов решения химических задач, задачи, предлагаемые на предыдущих олимпиадах. Наиболее сложные из них дают с решениями. Информация стенда привлекает внимание учащихся, активизирует их участие в олимпиаде.
Желательно олимпиады проводить в сроки проводимых в школе Дней химии. Наиболее оптимальными сроками проведения заочного тура школьной химической олимпиады является первая и начало второй четверти учебного года. Члены штаба олимпиады при проведении заочного тура систематически каждую неделю вывешивают на стенде задания для учащихся. После истечения срока подачи ответов на стенде появляется новое задание и проводится подробный анализ поданных решений. При наличии в ответах красивых, оригинальных решений они даются полностью.
Часть стенда должна быть отведена для показа результатов хода олимпиады: сообщаются набранные баллы, как в командном, так и в личном зачете, занимаемые места по сумме проведенных заданий.
Задания для заочного тура подбираются с определенными трудностями. Фактический материал заданий может выходить за рамки школьной программы, так как ученик имеет возможность посмотреть необходимую дополнительную литературу или проконсультироваться у старших, знающих химию. Задания необходимо подавать в занимательной форме, с неожиданными вопросами. Например, под рисунком обычного стакана и коробки спичек стоит вопрос: Как практически доказать, что в состав древесины входит водород?
Подобные задания, предложенные всем учащимся VIII - XI классов, надо чередовать с заданиями для определенного класса. Задания не должны включать много задач. Вполне достаточно одной - двух задач, чтобы ученик без спешки смог в отведенное время сделать задание олимпиады и выполнить очередное домашнее задание по другим предметам.
Кроме расчетных и качественных задач, заданиями заочной олимпиады могут быть вопросы викторины занимательного характера, разгадывание ребуса и кроссворда на химическую тему.
Учащимся предлагают написать реферат о каком-то химическом факте, реакции, веществе, научном открытии и т. д.; изготовить модель аппарата или явления; прибор; предложить разработать таблицу или другое наглядное пособие для демонстрации и объяснения определенного химического явления или теоретического вопроса; составить самим чайнворд, кроссворд, ребус, задачу. Например, учащимся можно предложить зашифровать в ребусе высказывание французского писателя, философа-просветителя Д. Дидро: «Какой только области механических искусств не нужны знания химии!» Работая над решением задач заочной олимпиады, учащиеся психологически подготавливают себя к систематической самостоятельной работе, так необходимой им в дальнейшей жизни.
Эффективность самостоятельной работы учащихся по расширению и углублению знаний при выполнении заданий заочного тура проверяется проведением очного тура. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в заочном туре, приглашаются на очный тур, который целесообразнее провести в декабре. Наибольшую трудность со стороны учителя представляют подбор и составление задач для очного тура. Они должны быть необычными по содержанию
, включать неожиданные вопросы, требовать более глубоких знаний теоретического и фактического материала. Одновременно они должны быть посильны для учащихся того класса, которому предлагаются, т. е. теоретический и фактический материал должен охватить основные разделы курса химии соответствующего класса, не выходя за рамки школьной программы. В предложенных 4 - 5 задачах не меньше половины должны быть качественными, ибо они позволяют проверить начитанность учеников, их логическое мышление, умение объяснить различные теоретические положения. В число предложенных задач необходимо включить утешительные, т. е, задачи, не вызывающие у школьников затруднений. Для выявления же истинных победителей предлагается в задании сложная задача, решить которую могут только талантливые ученики. Благодаря такому набору задач учитывается психология школьников и поддерживается их интерес к участию в олимпиаде.
Большое внимание учеников и повышенный интерес привлекают задачи, тексты которых несут новые, неизвестные факты и сведения об изучаемых на уроках веществах, реакциях, теориях. Это могут быть сведения из истории химии, развития химических производств родного края, об использовании химической наукой методов исследования состава, строения и свойств веществ.
При необходимости учитель может самостоятельно составить олимпиадные задачи или же произвести частичное преобразование задач из школьного задачника.
Работы учащихся можно оценивать по-разному. Обычно оценка каждого задания проводится по балльной системе, когда полностью решенная задача оценивается в определенное число баллов, в зависимости от числа действий в решении задачи. Каждое логическое действие в решении ученика оценивается определенным числом баллов (обычно одно действие – один балл), которые впоследствии суммируются, составляя оценку всей задачи.
Подведение результатов химической олимпиады необходимо провести торжественно в присутствии всех учащихся и учителей на общешкольной линейке или вечере, объявить по школьному радио. Гласность результатов проведенной олимпиады — одно из важнейших условий дальнейшего привлечения учащихся к участию в ней в последующие годы. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в заочном и очном туpax школьной олимпиады, получают право на участие в районной химической олимпиаде. Последующая же работа учителя химии состоит в более тщательной подготовке этих учащихся к следующему этапу химической олимпиады.
Продуманная организация олимпиады в школе, методически обоснованный подбор задач, четко разработанная система оценок и своевременная обработка результатов, поощрение победителей способствуют пропаганде в школе химических знаний, привитию интереса и любви к химии, повышают успеваемость и качество знаний по предмету.
Пример олимпиадных заданий (г. Саратов; 9 кл.)
№1. Массовая доля водорода в некоторой кислоте составляет 3,06%. Рассчитайте массовую долю калия в калиевой соли этой же кислоты. О какой кислоте может идти речь? Где могут применяться эти вещества? Каковы их физические и химические свойства? /12 баллов/
№2.Сухая смесь порошков меди и малахита поместили в железный тигель без крышки, взвесили и прокалили. Когда тигель с содержимым остыл, его вновь поместили на весы: масса осталась без изменения. Вычислите массовые доли (в процентах) веществ в исходной смеси и в содержимом тигля после прокаливания. Какие реакции могут протекать, если к исходной смеси прилить немного концентрированной азотной кислоты? /12 баллов/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В шести пронумерованных склянках находятся соли: KI, Na2SO4, KNO3, NH4Cl, Ba(NO3)2, Pb(NO3)2. Химическим путем без применения дополнительных реактивов (кроме воды) определите, какое вещество находится в каждой склянке. Опишите и объясните логику и последовательность ваших действий, наблюдаемые признаки, уравнения реакций.
8. Домашний эксперимент учащихся
Представить себе химию без химических опытов невозможно. Поэтому изучить эту науку, понять ее законы и, конечно, полюбить ее можно только через эксперимент. Естественно, химические реакции лучше всего поводить в специально оборудованных химических кабинетах и лабораториях под руководством учителя, на уроках или на занятиях химического кружка и факультатива.
К сожалению, не во всех школах работают химические кружки, не у всех учащихся, интересующихся химией, есть возможность посещать дополнительные занятия в школе. Поэтому только домашний химический эксперимент может восполнить тот пробел в обучении химии в современных условиях, когда программы перенасыщены теоретическим материалом, учителя отказываются от проведения практических работ, а лабораторные опыты вообще стали редкостью в школьной практике. Следует приветствовать и поддерживать тех авторов учебников и рабочих тетрадей, которые включают в тексты параграфов те или иные опыты и наблюдения, которые учащиеся должны выполнить вне урока, в домашних условиях.
Трудно переоценить значение такого эксперимента на формирование интереса к химии и мотивации к изучению этого предмета. Домашний эксперимент имеет огромное значение в углублении и расширении знаний, совершенствовании специальных умений и навыков, в общем развитии учащихся.
В связи с этим, учителю химии следует помочь школьникам в организации проведения домашнего химического эксперимента. При этом следует учесть несколько факторов. Во-первых, учитель должен побеседовать с родителями по всем вопросам организации домашнего эксперимента по химии, прежде всего по проблеме обустройства места для проведения опытов в домашних условиях. Во-вторых, учащиеся должны твердо знать и неукоснительно выполнять правила техники безопасности лабораторных работ. В-третьих, учителю химии необходимо методически и практически помочь школьнику в приобретении необходимого оборудования для проведения опытов, приготовлении растворов и получении некоторых веществ из пищевых продуктов, средств бытовой химии и т. д. В-четвертых, необходимо наметить программу проведения учебных опытов и план исследовательского эксперимента по определенной тематике. В-пятых, следует научить юных химиков проводить соответствующие наблюдения и оформлять результаты опытов в лабораторном журнале.
Приведем варианты некоторых опытов для домашнего эксперимента школьников.
Опыты с железом. 1. В две пробирки налейте по несколько капель раствора поваренной соли (5%), в одну добавьте несколько капель раствора щелочи. Подберите к пробиркам пробки. Зачистите до блеска железный гвоздь длиной 10-15 см и введите его через обе пробки так, чтобы часть гвоздя со шляпкой закрыть пробкой в одной пробирке, а острие гвоздя закрыть в другой пробирке. Часть гвоздя (середина) должна оставаться между сосудами и контактировать с окружающим воздухом. Пробирки с гвоздем поместите в положении лежа. Таким образом, вы проведете одновременно три варианта опыта коррозии железа: во-первых, - обычные условия; во-вторых, - влажная соленая атмосфера; в-третьих, - влажная щелочная атмосфера. Наблюдайте состояние поверхности трех участков гвоздя в течение нескольких дней и сделайте выводы.
2. В три пробирки налейте раствор поваренной соли, подкисленный уксусной кислотой. В первую пробирку добавьте таблетку уротропина (лекарственный препарат) и растворите ее; во вторую – добавьте несколько капель иодной настойки до появления желтой окраски. В каждую пробирку опустите зачищенный до блеска железный гвоздь, чтобы один конец его выступал из раствора. Проследите, как влияют добавки на коррозию железа в условиях опыта, и сделайте выводы.
О проведении олимпиады в школе должны знать все учащиеся. А для этого необходимо на видном месте повесить красочное объявление с описанием порядка проведения олимпиады и приглашением всех учащихся принять в ней участие: проверить свои знания, умения и возможности в решении химических задач. О предстоящей олимпиаде нужно объявить на общешкольной линейке, по школьному радио.
Важное место в подготовке к олимпиаде должен занять хорошо оформленный стенд, который вывешивают на видном месте у химического кабинета. На нем размещают материалы об условии проведения олимпиады, рекомендации о том, какую литературу нужно прочитать, образец правильного оформления решения задачи, пояснения различных способов решения химических задач, задачи, предлагаемые на предыдущих олимпиадах. Наиболее сложные из них дают с решениями. Информация стенда привлекает внимание учащихся, активизирует их участие в олимпиаде.
Желательно олимпиады проводить в сроки проводимых в школе Дней химии. Наиболее оптимальными сроками проведения заочного тура школьной химической олимпиады является первая и начало второй четверти учебного года. Члены штаба олимпиады при проведении заочного тура систематически каждую неделю вывешивают на стенде задания для учащихся. После истечения срока подачи ответов на стенде появляется новое задание и проводится подробный анализ поданных решений. При наличии в ответах красивых, оригинальных решений они даются полностью.
Часть стенда должна быть отведена для показа результатов хода олимпиады: сообщаются набранные баллы, как в командном, так и в личном зачете, занимаемые места по сумме проведенных заданий.
Задания для заочного тура подбираются с определенными трудностями. Фактический материал заданий может выходить за рамки школьной программы, так как ученик имеет возможность посмотреть необходимую дополнительную литературу или проконсультироваться у старших, знающих химию. Задания необходимо подавать в занимательной форме, с неожиданными вопросами. Например, под рисунком обычного стакана и коробки спичек стоит вопрос: Как практически доказать, что в состав древесины входит водород?
Подобные задания, предложенные всем учащимся VIII - XI классов, надо чередовать с заданиями для определенного класса. Задания не должны включать много задач. Вполне достаточно одной - двух задач, чтобы ученик без спешки смог в отведенное время сделать задание олимпиады и выполнить очередное домашнее задание по другим предметам.
Кроме расчетных и качественных задач, заданиями заочной олимпиады могут быть вопросы викторины занимательного характера, разгадывание ребуса и кроссворда на химическую тему.
Учащимся предлагают написать реферат о каком-то химическом факте, реакции, веществе, научном открытии и т. д.; изготовить модель аппарата или явления; прибор; предложить разработать таблицу или другое наглядное пособие для демонстрации и объяснения определенного химического явления или теоретического вопроса; составить самим чайнворд, кроссворд, ребус, задачу. Например, учащимся можно предложить зашифровать в ребусе высказывание французского писателя, философа-просветителя Д. Дидро: «Какой только области механических искусств не нужны знания химии!» Работая над решением задач заочной олимпиады, учащиеся психологически подготавливают себя к систематической самостоятельной работе, так необходимой им в дальнейшей жизни.
Эффективность самостоятельной работы учащихся по расширению и углублению знаний при выполнении заданий заочного тура проверяется проведением очного тура. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в заочном туре, приглашаются на очный тур, который целесообразнее провести в декабре. Наибольшую трудность со стороны учителя представляют подбор и составление задач для очного тура. Они должны быть необычными по содержанию
, включать неожиданные вопросы, требовать более глубоких знаний теоретического и фактического материала. Одновременно они должны быть посильны для учащихся того класса, которому предлагаются, т. е. теоретический и фактический материал должен охватить основные разделы курса химии соответствующего класса, не выходя за рамки школьной программы. В предложенных 4 - 5 задачах не меньше половины должны быть качественными, ибо они позволяют проверить начитанность учеников, их логическое мышление, умение объяснить различные теоретические положения. В число предложенных задач необходимо включить утешительные, т. е, задачи, не вызывающие у школьников затруднений. Для выявления же истинных победителей предлагается в задании сложная задача, решить которую могут только талантливые ученики. Благодаря такому набору задач учитывается психология школьников и поддерживается их интерес к участию в олимпиаде.
Большое внимание учеников и повышенный интерес привлекают задачи, тексты которых несут новые, неизвестные факты и сведения об изучаемых на уроках веществах, реакциях, теориях. Это могут быть сведения из истории химии, развития химических производств родного края, об использовании химической наукой методов исследования состава, строения и свойств веществ.
При необходимости учитель может самостоятельно составить олимпиадные задачи или же произвести частичное преобразование задач из школьного задачника.
Работы учащихся можно оценивать по-разному. Обычно оценка каждого задания проводится по балльной системе, когда полностью решенная задача оценивается в определенное число баллов, в зависимости от числа действий в решении задачи. Каждое логическое действие в решении ученика оценивается определенным числом баллов (обычно одно действие – один балл), которые впоследствии суммируются, составляя оценку всей задачи.
Подведение результатов химической олимпиады необходимо провести торжественно в присутствии всех учащихся и учителей на общешкольной линейке или вечере, объявить по школьному радио. Гласность результатов проведенной олимпиады — одно из важнейших условий дальнейшего привлечения учащихся к участию в ней в последующие годы. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в заочном и очном туpax школьной олимпиады, получают право на участие в районной химической олимпиаде. Последующая же работа учителя химии состоит в более тщательной подготовке этих учащихся к следующему этапу химической олимпиады.
Продуманная организация олимпиады в школе, методически обоснованный подбор задач, четко разработанная система оценок и своевременная обработка результатов, поощрение победителей способствуют пропаганде в школе химических знаний, привитию интереса и любви к химии, повышают успеваемость и качество знаний по предмету.
Пример олимпиадных заданий (г. Саратов; 9 кл.)
№1. Массовая доля водорода в некоторой кислоте составляет 3,06%. Рассчитайте массовую долю калия в калиевой соли этой же кислоты. О какой кислоте может идти речь? Где могут применяться эти вещества? Каковы их физические и химические свойства? /12 баллов/
№2.Сухая смесь порошков меди и малахита поместили в железный тигель без крышки, взвесили и прокалили. Когда тигель с содержимым остыл, его вновь поместили на весы: масса осталась без изменения. Вычислите массовые доли (в процентах) веществ в исходной смеси и в содержимом тигля после прокаливания. Какие реакции могут протекать, если к исходной смеси прилить немного концентрированной азотной кислоты? /12 баллов/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В шести пронумерованных склянках находятся соли: KI, Na2SO4, KNO3, NH4Cl, Ba(NO3)2, Pb(NO3)2. Химическим путем без применения дополнительных реактивов (кроме воды) определите, какое вещество находится в каждой склянке. Опишите и объясните логику и последовательность ваших действий, наблюдаемые признаки, уравнения реакций.
8. Домашний эксперимент учащихся
Представить себе химию без химических опытов невозможно. Поэтому изучить эту науку, понять ее законы и, конечно, полюбить ее можно только через эксперимент. Естественно, химические реакции лучше всего поводить в специально оборудованных химических кабинетах и лабораториях под руководством учителя, на уроках или на занятиях химического кружка и факультатива.
К сожалению, не во всех школах работают химические кружки, не у всех учащихся, интересующихся химией, есть возможность посещать дополнительные занятия в школе. Поэтому только домашний химический эксперимент может восполнить тот пробел в обучении химии в современных условиях, когда программы перенасыщены теоретическим материалом, учителя отказываются от проведения практических работ, а лабораторные опыты вообще стали редкостью в школьной практике. Следует приветствовать и поддерживать тех авторов учебников и рабочих тетрадей, которые включают в тексты параграфов те или иные опыты и наблюдения, которые учащиеся должны выполнить вне урока, в домашних условиях.
Трудно переоценить значение такого эксперимента на формирование интереса к химии и мотивации к изучению этого предмета. Домашний эксперимент имеет огромное значение в углублении и расширении знаний, совершенствовании специальных умений и навыков, в общем развитии учащихся.
В связи с этим, учителю химии следует помочь школьникам в организации проведения домашнего химического эксперимента. При этом следует учесть несколько факторов. Во-первых, учитель должен побеседовать с родителями по всем вопросам организации домашнего эксперимента по химии, прежде всего по проблеме обустройства места для проведения опытов в домашних условиях. Во-вторых, учащиеся должны твердо знать и неукоснительно выполнять правила техники безопасности лабораторных работ. В-третьих, учителю химии необходимо методически и практически помочь школьнику в приобретении необходимого оборудования для проведения опытов, приготовлении растворов и получении некоторых веществ из пищевых продуктов, средств бытовой химии и т. д. В-четвертых, необходимо наметить программу проведения учебных опытов и план исследовательского эксперимента по определенной тематике. В-пятых, следует научить юных химиков проводить соответствующие наблюдения и оформлять результаты опытов в лабораторном журнале.
Приведем варианты некоторых опытов для домашнего эксперимента школьников.
Опыты с железом. 1. В две пробирки налейте по несколько капель раствора поваренной соли (5%), в одну добавьте несколько капель раствора щелочи. Подберите к пробиркам пробки. Зачистите до блеска железный гвоздь длиной 10-15 см и введите его через обе пробки так, чтобы часть гвоздя со шляпкой закрыть пробкой в одной пробирке, а острие гвоздя закрыть в другой пробирке. Часть гвоздя (середина) должна оставаться между сосудами и контактировать с окружающим воздухом. Пробирки с гвоздем поместите в положении лежа. Таким образом, вы проведете одновременно три варианта опыта коррозии железа: во-первых, - обычные условия; во-вторых, - влажная соленая атмосфера; в-третьих, - влажная щелочная атмосфера. Наблюдайте состояние поверхности трех участков гвоздя в течение нескольких дней и сделайте выводы.
2. В три пробирки налейте раствор поваренной соли, подкисленный уксусной кислотой. В первую пробирку добавьте таблетку уротропина (лекарственный препарат) и растворите ее; во вторую – добавьте несколько капель иодной настойки до появления желтой окраски. В каждую пробирку опустите зачищенный до блеска железный гвоздь, чтобы один конец его выступал из раствора. Проследите, как влияют добавки на коррозию железа в условиях опыта, и сделайте выводы.