Файл: Тема методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Поместите несколько мелких гвоздей (кнопки, скрепки) в пробирку и добавьте 3-5 мл соляной кислоты (1:1). Что наблюдали? Запишите уравнение реакции. Добавьте в реагирующую смесь несколько кристалликов медного купороса. Что наблюдали? Дайте объяснение.

4. Налейте в пробирку 4-6 мл раствора медного купороса, добавьте в раствор порошок железа. Что наблюдали? Запишите уравнение реакции. После окончания реакции слейте раствор сульфата железа (II) в другую пробирку и сохраните для следующего опыта. Железный порошок, покрытый рыхлым слоем меди, промойте 2 раза чистой водой, высушите на листе бумаги и отделите порошок меди.

5. К раствору сульфата железа (II) (опыт 4) добавьте несколько капель раствора щелочи. Взболтайте полученную смесь. Что наблюдали? Запишите уравнения реакций.

6. Небольшую порцию осадка из опыта 5 нагрейте на жестяном совочке. Что наблюдали? Запишите уравнение реакции.

Иод и его свойства. 1. Налейте в пробирку несколько капель иодной настойки и осторожно выпарите. Вставьте в пробирку стеклянную палочку и продолжай­те осторожно нагрев. Обратите внимание на цвет паров в пробирке и на крис­таллики, осаждающиеся на палочке. Опишите наблюдения.

2. Чем отличается возгонка иода от возгонки хлорида аммония?

3. Разбавьте 2-3 мл иодной настойки до 10-15 мл водой и разлейте полу­ченный раствор в несколько пенициллиновых пузырьков или пробирок по 3 мл. К каждой порции раствора добавьте какой-либо металл в виде порошка или мелких опилок (приготовьте с помощью напильника), например, железо, алюминий, медь, олово и т. д. Опишите наблюдаемые изменения и запишите соответствующие уравнения реакций.

4. Металлическую пластинку очистите от загрязнения и покройте тонким слоем лака для ногтей (попросите у мамы). Штопальной иглой, процарапывая лак, сделайте на пластинке надпись или рисунок. Смочите пластинку раство­ром иода и оставьте на некоторое время. После реакции промойте пластинку в воде, высушите тряпочкой и снимите лак специальной жидкостью. На плас­тинке останется вытравленный рисунок. Опишите, что у вас получилось. Запишите уравнение реакции.

5. Налейте в пробирку до 1/3 объема воды и добавьте несколько капель иод­ной настойки. Прилейте к раствору половинный объем бензина или раствори­теля для масляных красок и хорошо взболтайте смесь. Что вы видите после разделения жидкостей на два слоя? Можно ли на основании данного опы­та судить о различной растворимости иода в воде и в органическом ра­створителе?


Опыты с глицерином. 1. Растворы глицерина в воде замерзают при низких температурах. Налейте в четыре пенициллиновые скляночки по 0,5 мл глицерина, в первую – добавьте столько же воды, во вторую – 1 мл воды, в третью – 1,5 мл воды, а в четвертую – 2 мл воды. Выставите растворы на холод или в морозильную камеру, отметьте температуру и установите, какие растворы при этом не замерзли.

2. Смочите конец железной проволоки или стеклянной палочки в глицерине и внесите в пламя. Глицерин загорается. Обратите внимание на характер пламени и дайте объяснение. Запишите уравнение реакции.

3. Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, 2-3 капли раствора медного купороса, затем по каплям добавляйте глицерин до растворения осадка. Запишите уравнения проведенных реакций и ваши наблюдения.

4. Немного (1-2 мл) глицерина, купленного в аптеке, нагрейте (осторожно!) в ложке для удаления из него воды. После охлаждения прибавьте к глицерину щепотку перманганата калия. Через 1-2 мин глицерин вспыхивает и сгорает ярким пламенем. (Если в вашем распоряжении будет безводный глицерин, то предварительный нагрев излишен). Опишите ваши наблюдения.

9. Профессиональная ориентация школьников

на профессии, связанные с химией

Профориентация – важнейшая задача учителя химии (как и других учителей предметников). Плох тот учитель, у которого нет учеников и последователей.

Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь эта задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность; затем в стремление познать большее и научиться большему; далее у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии; наконец он (ученик) решает свой профессиональный выбор в пользу химии. Большую роль в профориентации могут сыграть экскурсии, специальные встречи с профессионалами, тематические вечера «Я бы в химики пошел». Немаловажно работать в этом направлении не только с учениками, но и с родителями.

На всех этапах учитель должен помогать ученику в удовлетворении его образовательных запросов:



Вопросы и задания для

закрепления, уточнения, систематизации и обобщения темы

1. Найдите в учебно-методической литературе рекомендации и сценарии по проведению различных внеклассных мероприятий (месячник химии, декада химии, неделя химии, тематический химический вечер, общественный смотр знаний, выпуск стенгазеты, устный химический журнал, химический кружок, классный час, диспут, вечер вопросов и ответов, встреча с известными людьми, исследовательская работа учащихся, научно-практическая конференция, олимпиада школьников по химии и т. д.). Проанализируйте содержание литературного источника и составьте его краткий конспект, обратив особое внимание на методику организации внеклассных мероприятий.

2. Разработайте по заданию преподавателя оригинальный сценарий внеклассного мероприятия и обсудите его содержание и методику организации на практическом занятии.

Приложения к лекции

«Методика внеклассной работы по химии»

Примеры загадок



Высказывание

(«расшифруйте эту гигантскую формулу»)



Пример занимательных химических опытов

Медные монеты или изделия тщательно очищают от грязи, промывают раствором соды и опускают в разбавленный раствор нитрата серебра. После получения серебряного покрытия изделие промывают в воде и полируют суконной тряпочкой.

ЗАТВЕРДЕВАНИЕ ЖИДКОСТИ

В химический стакан наливают 20-50 мл силикатного клея (силикат натрия), добавляют 2-3 мл раствора соляной кислоты (1:1) и тут же перемешивают стеклянной палочкой. Через несколько секунд жидкость загустеет, и ее уже нельзя вылить из стакана. Палочка держится в загустевшей массе вертикально, не падая.

«ВОДА» ЗАЖИГАЕТ КОСТЕР

На асбестовую сетку ставится небольшая фарфоровая чашечка с небольшим количеством смеси перманганата калия с концентрированной серной кислотой. На фарфоровую чашечку и вокруг нее накладывают сухие лучинки, имитирующие костер.


Для зажигания полученного костра, смачивают ватку «водой» (этиловым спиртом) и выжимают над ним так, чтобы капли попали в чашечку. Спирт воспламеняется, поджигая затем и лучинки.

«САМОВОЗГОРАНИЕ» КОСТРА

В сухую фарфоровую чашечку насыпают 3-5 г порошка перманганата калия, ставят на асбестовую сетку и обкладывают со всех сторон сухими лучинками.

Непосредственно перед проведением опыта к перманганату калия добавляют 3-5 капель безводного глицерина и сетку с чашкой устанавливают на демонстрационном столике. Через 1-2 минуты глицерин воспламеняется, от него загораются лучинки.

Пример оформления стенной газеты



Игра «ХИМИЯ - ЭТО СТРАНА ЧУДЕС»

Цель. Заинтересовать учащихся, повысить уровень их внимания к изучаемому материалу.

Описание игры. Для этой игры потребуется тридцать небольших карточек из плотной бумаги. На одной стороне этих карточек пишутся химические символы и названия различных химических элементов или сложных веществ. Ведущий просит одного из учеников назвать любое число от 1 до 10. Предпо­ложим, что названо число 4. Ведущий убирает из стопки любые четыре карточки, оставшиеся отдает ученику и просит их пересчитать и определить в полученном числе сумму цифр. Далее ведущий предлагает ученику запомнить ту карточку снизу, номер которой равен этой сумме. Затем ведущий забирает все карточки и начинает откладывать их сверху по одной, произнося по буквам фразу: «Х-и-м-и-я - э-т-о с-т-р-а-н-а ч-у-д-е-с» так, чтобы на каждую произнесенную букву откладывалась одна карточка. Карточка, которая выпадает при произнесении последней буквы, переворачивается надписью вверх. Это и будет та карточка, которую запомнил ученик.

Объяснение игры. Принцип игры состоит в том, что для любого числа от 20 до 29 разность между этим числом и суммой его цифр равна 18. Поэтому выбранная карта всегда будет в стопке девятнад­цатой сверху, если их общее количество будет в пределах указанных чисел. Этот предел обеспечивается первой частью игры. Поскольку в фразе «химия - это страна чудес» содержится девятнадцать букв, а на каждую произнесенную букву убирается одна карточка, то послед­няя буква фразы и укажет на замеченную зрителем карточку, то есть на соответствующий химический элемент. Естественно, что наука химия в этой игре ни при чем.