ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | | |||||||
Взам. инв. № | | ||||||||
Подпись и дата | | ||||||||
Инв. № подл. | | ||||||||
| | | | | | КП.ТМ.ИС.123.02.024.ПЗ | Лист | ||
| | | | | | | |||
Изм. | Кол. | Лист | №док | Подпись | Дата |
Введение
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.
Назначение редуктора - понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
Входной вал посредством цепной передачи соединяется с двигателем, выходной - с конвейером.
Целью данной курсовой работы является проектирование редуктора для ковшевого элеватора, а также расчет цепной передачи и двигателя. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи - шестерня, колесо, подшипники, вал и пр.
В результате работы необходимо:
1. Систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки;
2. Ознакомиться с конструкциями типовых деталей и узлов и приобрести навыки самостоятельного решения инженерно – технических задач, умения рассчитать и сконструировать механизмы и детали общего назначения на основе полученных знаний
3. Овладеть техникой разработки конструкторских документов на различных стадиях проектирования и конструирования
;
4. Научиться защищать самостоятельно принятое техническое решение.
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет редуктора
-
Необходимая мощность электродвигателя для привода:
Рт = Р4/η,
Рт = Р4/η = 5/0,84=5,9кВт,
где η - КПД привода:
η = ηмm × ηзп ×ηрп × ηпкk =0,84
где ηзп = 0,97 - КПД зубчатой передачи,
ηрп = 0,94- КПД открытой передачи,
ηпк = 0,99- КПД подшипников качения,
k = 6 – количество подшипников качения,
ηм = 0,98 - КПД муфты,
m = 1 – количество муфт, т.е. звеньев, где имеются потери мощности.
2) Определяем ориентировочную частоту вращения вала электродвигателя:
nор = nв × uор =80×8=640 (мин-1)
где nв = 80 - частота вращения ведомого вала.
3) Ориентировочное значение передаточного числа привода:
uор = uзп × uрп = 4×2=8
где uзп = 4 - передаточное число зубчатой передачи,
uцп = 2 - передаточное число цепной передачи,
По найденным значениям Рт и nор выбираем электродвигатель с ближайшей большей с другими типами двигателей меньшую стоимость и более высокую эксплуатационную надежность.
По данным табл. К9, подходят электродвигатели четырех номинальной мощностью и с ближайшей меньшей частотой вращения вала ([1], с.384, табл. К9). При этом отдаём предпочтение 3-х фазным асинхронным электродвигателям, имеющим по сравнению марок:
-
4AM112M2Y3, Р = 7,5 кВт, пс = 3000 об/мин, s = ………%; -
4AМ132S4Y3, Р = 7,5 кВт, пс = 1500 об/мин, s = ……..%; -
4АM132M6Y3, Р = 7,5 кВт, nс = 1000об/мин, s = …….%; -
4АM160S8Y3, Р = 7,5 кВт, nс = 750 об/мин, s = 2,7 %.
Так как в задании указано, что привод одновалковой зубчатой дробилки, то предпочтение отдаем двигателю с nс = 750 об/мин, а именно:
Двигатель марки 4АM160S8Y3, мощность – 7,5 кВт, номинальная частота вращения 730 мин-1, синхронная частота вращения 750 мин-1.
4) Определяем действительную частоту вращения вала:
nн = nсинх (1 – S) = 730 (1 – 0,027)=0,9 мин-1,
где n
синх = 730 мин-1 – синхронная частота вращения вала,
S = 2,7 % – коэффициент скольжения (ГОСТ 19523-81).
5) Определяем общее передаточное число привода:
u = nн/nв = 730/80=9,1
С учетом полученного значения u, уточняем передаточные числа отдельных звеньев привода, выбранные при определении ориентировочной частоты вращения вала электродвигателя:
uзп = 4, uрп = u/uзп
uрп = 9,1/4=2,2
Принимаем стандартное значение ременной передачи: uцп= 2,5
6) Определяем мощность, частоту вращения, угловую скорость, крутящий момент, каждого вала (расчет ведем от электродвигателя, т.е. входного вала к ведомому валу):
Для ведущего вала:
Р1 = Рт × ηцп
Р1 = 5,9×0,94=5,546кВт
n1 = nн
n1 = 640 мин-1,
ω1 = π × n1 / 30
ω1 = 3,14×640/30=66,9 сек-1;
Т1 = Р1 × / ω1
Т1 = 5,546/66,9=0,082 кН∙м;
Для ведомого вала:
Р2 = Р1 × ηпк
Р2 = 5,546×0,99=5,49 кВт.,
n2 = n1 / uцп
n2 = 640/2,2=290 мин-1,
ω2 = ω1 / uцп
ω2 = 66,7/2,5=26,6 сек-1,
Т2 = Р2 / ω2
Т2 = 5,490/26,6 = 0,2 кН∙м.
Вносим полученные данные в таблицу:
Таблица 1
Номер вала | Мощность Р, кВт | Частота вращения n, мин-1, | Угловая скорость ω, сек-1, | Крутящий момент Т, кН м |
1 - ведущий | 5,54 | 640 | 66,9 | 0,08 |
2 - ведомый | 5,49 | 290 | 26,6 | 0,2 |
| | | | |
2 Расчет цилиндрической прямозубой
передачи
1) Выбираем материал для шестерни и колеса ([1], с.49, табл.3.1, табл.3.2, с.50):
-
для изготовления колеса 40Х, с термообработкой – улучшение, твердость для колеса НВ02 =248,5;
Средняя твердость зубьев колеса:
НВ02 = 0,5×(НВmin + НВmax)= 0,5× (235+262)=248,5
-
для изготовления шестерни 40Х, с термообработкой – улучшение +, твёрдость для шестерни НВ01 =285,5
Средняя твердость зубьев шестерни:
НВ01 = 0,5×(НВmin + НВmax)= 0,5×(269+302)=285,5
Определяем предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения:
-
для шестерни σНlimb1 = 2НВ + 70 = 641 МПа; -
σНlimb1 =2×285,5+70=641 -
для колеса σНlimb2 = 2НВ + 70 = 567 МПа; -
σНlimb1 =2×248,5+70=567
Определяем допускаемое контактное напряжение для шестерни и колеса:
-
для шестерни [σН1] = σНlimb1 × ZH / SH = …………. МПа; -
[σН1] =641×1,4/1,1=815,8 -
для колеса [σН2] = σНlimb2 × ZH / SH = …………….. МПа; -
[σН2] =567×1,4/1,1=721,6
где ZH – коэффициент долговечности;
SH = 1.1 – коэффициент безопасности для колёс с однородной структурой материала (нормализация)(табл.3).
Определяем коэффициент долговечности для шестерни и колеса:
-
Шестерня: = ≥ 0,75 – условие выполняется
Определяем базовое число циклов напряжений при расчете на контактную прочность:
-
Шестерня: NНО1 = 30×(НВ01)2,4 = 2,3×107 12 × 107 – условие выполняется
NНО1 = 30×(285,5)2,4=2,34734 × 107 = 23473400
-
Колесо: NНО2 = 30×(НВ02)2,4 = 1,7× 107 12 × 107 – условие выполняется -
NНО2 =30×(248,5)2,4=1,7 × 107 = 16823000
где НВ0 – средняя твердость поверхностей зубьев.
Определяем число циклов напряжений за весь срок службы передачи при постоянном режиме нагружения:
-
Шестерня: NК1 = 60×n×с×Lh -
NК1 =60×710,3×1×40000=1704720000 -
Колесо: NК2 = NК1× uзп
NК2 =1704720000×4=6818880000
n – частота вращения шестерни, зубчатого колеса, мин-1;
с – число зацеплений зуба за один оборот колеса, с =1;
Lh –срок службы передачи (по техническому заданию):
Lh = 2920×L×Кr×Кc = 40000 час.
Расчётное допускаемое контактное напряжение:
[σН] = [σН2] =721,6 МПа
Для цилиндрических прямозубых передач за расчетное принимают меньшее из допускаемых контактных напряжений, полученных для шестерни [σН]1 и колеса [σН]2, т.е. [σН] = min ([σН]1, [σН]2.
Определяем предел выносливости при нулевом цикле изгиба:
-
для шестерни σоFlimb1 = 1,8×НВ = 513,9 Мпа -
σоFlimb1 = 1,8×285,5=513,9 -
для колеса σоFlimb2 = 1,8×НВ =447,3 Мпа -
σоFlimb2 = 1,8×248,5=447,3
Допускаемое напряжение на выносливость при изгибе, соответственно для шестерни и колеса:
-
Шестерня: [σF1] = σоFlimb1 × YR × YZ × YA × YN/ SF = ………. Мпа -
[σF1] =513,9×1×1×1×1/1,7=302,3 -
Колесо: [σF2] = σоFlimb2 × YR × YZ ×YA × YN / SF = ……………. Мпа
-
[σF2] =447,3×1×1×1×1/1,7=263,2
где SF = 1,7 – коэффициент безопасности, зависящий от вида материала, термообработки и способа получения заготовки (табл.4);
YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями, при шлифовании и зубофрезеровании с параметром шероховатости RZ 40 мкм, YR = 1;
YZ – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки шестерни и колеса. Для поковок и штамповок YZ = 1;
YА – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки. При …………. передаче YА = 1
Так как расчетное число циклов напряжений для шестерни NК1 = 170472000 и для колеса NК2 = 681888000 больше базового числа циклов NFO = 4×106, то принимаем YN = 1,0
Определяем межосевое расстояние аw:
…….. Мм
= 95,10951
где Ка = 410– вспомогательный коэффициент для прямозубых передач;
uзп = 4 - передаточное число;
Т3 = 0,08 – крутящий момент на валу зубчатого колеса, Н∙м;
Кн = 1,3 – коэффициент нагрузки для прямозубых передач,
[σН] – допускаемое контактное напряжение, МПа;
ψba = 0,5– коэффициент ширины венца (из стандартного ряда), при симметричном расположении.
Принимаем из ряда стандартных чисел (по ГОСТ 2185-66 см. выше):