Файл: Взам инв. Подпись и дата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.











Взам. инв. №




Подпись и дата




Инв. № подл.






















КП.ТМ.ИС.123.02.024.ПЗ

Лист























Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата







Введение

Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.

Назначение редуктора - понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.

Входной вал посредством цепной передачи соединяется с двигателем, выходной - с конвейером.

Целью данной курсовой работы является проектирование редуктора для ковшевого элеватора, а также расчет цепной передачи и двигателя. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи - шестерня, колесо, подшипники, вал и пр.

В результате работы необходимо:

1. Систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки;

2. Ознакомиться с конструкциями типовых деталей и узлов и приобрести навыки самостоятельного решения инженерно – технических задач, умения рассчитать и сконструировать механизмы и детали общего назначения на основе полученных знаний

3. Овладеть техникой разработки конструкторских документов на различных стадиях проектирования и конструирования
;

4. Научиться защищать самостоятельно принятое техническое решение.

1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет редуктора

  1. Необходимая мощность электродвигателя для привода:

Рт = Р4/η,

Рт = Р4/η = 5/0,84=5,9кВт,

где η - КПД привода:

η = ηмm × ηзп ×ηрп × ηпкk =0,84

где ηзп = 0,97 - КПД зубчатой передачи,

ηрп = 0,94- КПД открытой передачи,

ηпк = 0,99- КПД подшипников качения,

k = 6 – количество подшипников качения,

ηм = 0,98 - КПД муфты,

m = 1 – количество муфт, т.е. звеньев, где имеются потери мощности.

2) Определяем ориентировочную частоту вращения вала электродвигателя:

nор = nв × uор =80×8=640 (мин-1)

где nв = 80 - частота вращения ведомого вала.

3) Ориентировочное значение передаточного числа привода:

uор = uзп × uрп = 4×2=8

где uзп = 4 - передаточное число зубчатой передачи,

uцп = 2 - передаточное число цепной передачи,

По найденным значениям Рт и nор выбираем электродвигатель с ближайшей большей с другими типами двигателей меньшую стоимость и более высокую эксплуатационную надежность.

По данным табл. К9, подходят электродвигатели четырех номинальной мощностью и с ближайшей меньшей частотой вращения вала ([1], с.384, табл. К9). При этом отдаём предпочтение 3-х фазным асинхронным электродвигателям, имеющим по сравнению марок:

  • 4AM112M2Y3, Р = 7,5 кВт, пс = 3000 об/мин, s = ………%;

  • 4AМ132S4Y3, Р = 7,5 кВт, пс = 1500 об/мин, s = ……..%;

  • 4АM132M6Y3, Р = 7,5 кВт, nс = 1000об/мин, s = …….%;

  • 4АM160S8Y3, Р = 7,5 кВт, nс = 750 об/мин, s = 2,7 %.

Так как в задании указано, что привод одновалковой зубчатой дробилки, то предпочтение отдаем двигателю с nс = 750 об/мин, а именно:

Двигатель марки 4АM160S8Y3, мощность – 7,5 кВт, номинальная частота вращения 730 мин-1, синхронная частота вращения 750 мин-1.

4) Определяем действительную частоту вращения вала:

nн = nсинх (1 – S) = 730 (1 – 0,027)=0,9 мин-1,

где n

синх = 730 мин-1 – синхронная частота вращения вала,

S = 2,7 % – коэффициент скольжения (ГОСТ 19523-81).

5) Определяем общее передаточное число привода:

u = nн/nв = 730/80=9,1

С учетом полученного значения u, уточняем передаточные числа отдельных звеньев привода, выбранные при определении ориентировочной частоты вращения вала электродвигателя:

uзп = 4, uрп = u/uзп

uрп = 9,1/4=2,2

Принимаем стандартное значение ременной передачи: uцп= 2,5

6) Определяем мощность, частоту вращения, угловую скорость, крутящий момент, каждого вала (расчет ведем от электродвигателя, т.е. входного вала к ведомому валу):

Для ведущего вала:

Р1 = Рт × ηцп

Р1 = 5,9×0,94=5,546кВт

n1 = nн

n1 = 640 мин-1,

ω1 = π × n1 / 30

ω1 = 3,14×640/30=66,9 сек-1;

Т1 = Р1 × / ω1

Т1 = 5,546/66,9=0,082 кН∙м;

Для ведомого вала:

Р2 = Р1 × ηпк

Р2 = 5,546×0,99=5,49 кВт.,

n2 = n1 / uцп

n2 = 640/2,2=290 мин-1,

ω2 = ω1 / uцп

ω2 = 66,7/2,5=26,6 сек-1,

Т2 = Р2 / ω2

Т2 = 5,490/26,6 = 0,2 кН∙м.

Вносим полученные данные в таблицу:

Таблица 1

Номер вала

Мощность

Р, кВт

Частота

вращения

n, мин-1,

Угловая

скорость

ω, сек-1,

Крутящий

момент

Т, кН м

1 - ведущий

5,54

640

66,9

0,08

2 - ведомый

5,49

290

26,6

0,2

















2 Расчет цилиндрической прямозубой


передачи

1) Выбираем материал для шестерни и колеса ([1], с.49, табл.3.1, табл.3.2, с.50):

  • для изготовления колеса 40Х, с термообработкой – улучшение, твердость для колеса НВ02 =248,5;

Средняя твердость зубьев колеса:

НВ02 = 0,5×(НВmin + НВmax)= 0,5× (235+262)=248,5

  • для изготовления шестерни 40Х, с термообработкой – улучшение +, твёрдость для шестерни НВ01 =285,5

Средняя твердость зубьев шестерни:

НВ01 = 0,5×(НВmin + НВmax)= 0,5×(269+302)=285,5

Определяем предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения:

  • для шестерни σНlimb1 = 2НВ + 70 = 641 МПа;

  • σНlimb1 =2×285,5+70=641

  • для колеса σНlimb2 = 2НВ + 70 = 567 МПа;

  • σНlimb1 =2×248,5+70=567

Определяем допускаемое контактное напряжение для шестерни и колеса:

  • для шестерни [σН1] = σНlimb1 × ZH / SH = …………. МПа;

  • Н1] =641×1,4/1,1=815,8

  • для колеса [σН2] = σНlimb2 × ZH / SH = …………….. МПа;

  • Н2] =567×1,4/1,1=721,6

где ZH – коэффициент долговечности;

SH = 1.1 – коэффициент безопасности для колёс с однородной структурой материала (нормализация)(табл.3).

Определяем коэффициент долговечности для шестерни и колеса:

  • Шестерня: = ≥ 0,75 – условие выполняется

Определяем базовое число циклов напряжений при расчете на контактную прочность:

  • Шестерня: NНО1 = 30×(НВ01)2,4 = 2,3×107 12 × 107 – условие выполняется

NНО1 = 30×(285,5)2,4=2,34734 × 107 = 23473400

  • Колесо: NНО2 = 30×(НВ02)2,4 = 1,7× 107 12 × 107 – условие выполняется

  • NНО2 =30×(248,5)2,4=1,7 × 107 = 16823000

где НВ0 – средняя твердость поверхностей зубьев.

Определяем число циклов напряжений за весь срок службы передачи при постоянном режиме нагружения:

  • Шестерня: NК1 = 60×n×с×Lh

  • NК1 =60×710,3×1×40000=1704720000

  • Колесо: NК2 = NК1× uзп

NК2 =1704720000×4=6818880000

n – частота вращения шестерни, зубчатого колеса, мин-1;

с – число зацеплений зуба за один оборот колеса, с =1;

Lh –срок службы передачи (по техническому заданию):

Lh = 2920×L×Кr×Кc = 40000 час.

Расчётное допускаемое контактное напряжение:


Н] = [σН2] =721,6 МПа

Для цилиндрических прямозубых передач за расчетное принимают меньшее из допускаемых контактных напряжений, полученных для шестерни [σН]1 и колеса [σН]2, т.е. [σН] = min ([σН]1, [σН]2.

Определяем предел выносливости при нулевом цикле изгиба:

  • для шестерни σоFlimb1 = 1,8×НВ = 513,9 Мпа

  • σоFlimb1 = 1,8×285,5=513,9

  • для колеса σоFlimb2 = 1,8×НВ =447,3 Мпа

  • σоFlimb2 = 1,8×248,5=447,3

Допускаемое напряжение на выносливость при изгибе, соответственно для шестерни и колеса:

  • Шестерня: [σF1] = σоFlimb1 × YR × YZ × YA × YN/ SF = ………. Мпа

  • F1] =513,9×1×1×1×1/1,7=302,3

  • Колесо: [σF2] = σоFlimb2 × YR × YZ ×YA × YN / SF = ……………. Мпа

  • F2] =447,3×1×1×1×1/1,7=263,2



где SF = 1,7 – коэффициент безопасности, зависящий от вида материала, термообработки и способа получения заготовки (табл.4);

YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями, при шлифовании и зубофрезеровании с параметром шероховатости RZ  40 мкм, YR = 1;

YZ – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки шестерни и колеса. Для поковок и штамповок YZ = 1;

YА – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки. При …………. передаче YА = 1

Так как расчетное число циклов напряжений для шестерни NК1 = 170472000 и для колеса NК2 = 681888000 больше базового числа циклов NFO = 4×106, то принимаем YN = 1,0

Определяем межосевое расстояние аw:

…….. Мм

= 95,10951

где Ка = 410– вспомогательный коэффициент для прямозубых передач;

uзп = 4 - передаточное число;

Т3 = 0,08 – крутящий момент на валу зубчатого колеса, Н∙м;

Кн = 1,3 – коэффициент нагрузки для прямозубых передач,

Н] – допускаемое контактное напряжение, МПа;

ψba = 0,5– коэффициент ширины венца (из стандартного ряда), при симметричном расположении.
Принимаем из ряда стандартных чисел (по ГОСТ 2185-66 см. выше):