ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2)
d2 = 15,875/sin(180/84) = 424,5 мм
7) Средняя скорость цепи:
= (z1×p×n1)/(60×103)
= (21×15,875×640) / (60×103) = 3,5 м/с
8) Окружная сила, передаваемая цепью:
Ft = 2000Т1/d1
Ft = 2000 × 8/50 = 320 H
9) Давление в шарнирах цепи:
ро = (КЭ×Ft)/(А×Кm)
ро = (1,5625×320/(51×1)= 9,8 Мпа
где А=51 мм2 – площадь опорной поверхности шарнира (см. табл.29)
Допускаемое давление в шарнирах цепи с шагом 25,4 мм [ро] = 28,5 МПа (см. табл.30). Поэтому условие ро [ро] выполняется.
10) Предварительное значение межосевого расстояния:
А = (30-50)×р = 1209 мм. Принимаем а=1209 мм.
А = 47,6 × 25,4 = 1209 мм
11) Необходимое число звеньев цепи:
Полученное значение округляем до целого честного числа LР = ……. мм.
12) Уточненное значение межосевого расстояния:
=1199 мм.
Для необходимого провисания цепи необходимо уменьшить межосевое расстояние на (0,002-0,004)а.
Уменьшаем а на величину 0,003∙а =… мм
0,003 ∙ 1199 =3,5 мм
с последующим округлением до целого числа. Получаем а=1202 мм.
4 Предварительный расчет валов редуктора и конструктивные размеры посадочных деталей
Ведущий (быстроходный) вал
1) Геометрические размеры ведомого (быстроходного) вала
а) Минимальный диаметр вала рассчитывается из условия только на кручение, по пониженным допускаемым касательным напряжениям [τ]:
d = =
dш = =27,1
где [τ] = 15…25 Н/мм2;
[τ] = 20 Н/мм2
Т1 - вращающий момент на входном валу в Н·мм.
Округляем до стандартной величины по таблице 45 в большую сторону d = 27 мм.
б) Диаметр вала для установки подшипников dП:
dП = d + 2tцил
dП = 27 + 2 × 3 = 33 мм
где tцил = 3 мм определяется по таблице (табл.44 а, б).
Принимаем dП = 35 мм.
в) Диаметр буртика подшипников dБП:
dБП = dП + 3r = ………… мм,
dБП = 35 + 3× 1,5 = 39,5 мм
округляем до dБП = 40 мм,
где r = 1,5 мм определяется по таблице 44 а, б.
г) Диаметр шестерни b: 35 мм.
д) Длина вала под подшипник по ГОСТ 8338-75 ℓп:
ℓп = 21 мм
е) Длина вала для ведомого шкива ℓш :
ℓш = 1,5 × 21 = 31,5 мм.
е) Линейные размеры для эскизной компоновки передачи можно принимать (с последующим уточнением):
Ширина буртиков подшипников уточняется после определения размеров вала; окончательные размеры ℓКБ, ℓМБ – определяются при конструировании крышек подшипников, выбора типа уплотнения и муфты, конструировании корпуса редуктора.
Ведомый (тихоходный) вал
……
Рис. … - Расчетная схема ведомого (тихоходного) вала
цилиндрического прямозубого (косозубого) редуктора
1) Геометрические размеры выходного вала
а) Диаметр вала:
d = =
d= = 36,8
округляем диаметр вала до 37 мм, в большую сторону до стандартного числа по табл. (стр.45);
где Т2 - вращающий момент на выходном валу в Н·мм;
[τ] – 15…25 Н/мм2 – допускаемое напряжение на кручение, принимаем [τ] = 20 Н/мм2.
б) Диаметр вала для установки подшипников dП:
dП = d + 2tцил = ………… мм,
dП = 37 + 2 × 3,5 = 44 мм
где tцил = 3,5 мм определяется по таблице (стр. 44 а, б).
Рассчитанный диаметр dП округляем до значения, кратного 5, т.е. dП = 45 мм.
в) Диаметр буртика для подшипников dБП:
dБП = dП + 3
r =
dБП = 45 + 3 × 2 = 51 мм;
где r = 2 мм определяется по таблице 44 а, б.
г) Диаметр буртика для колеса:
dБК = dК + 3f =
dБК = 51 + 3× 1 = 54 мм
где dК = dБП = 51 мм – диаметр участка вала для посадки колеса;
f = 1 мм определяется по таблице 44 а, б.
д) Диаметр зубчатого колеса dа2:
dа2 = 164 мм.
е) Длина вала для муфты ℓМ:
ℓМ: = 1,5 d
ℓМ: = 1,5 × 31 = 55
ж) Длина вала под подшипник по ГОСТ 8338-75 ℓп:
ℓп =29 мм
з) Длина вала под буртик ℓбп:
ℓбп = 5 мм;
и) Длина зубчатого колеса b:
b = 50 мм.
Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляется зазор а (рис. 27), определяемый по формуле:
а = + 3 мм,
а = + 3 = 8,94 мм
где L– расстояние между внешними поверхностями деталей передач, мм:
L = d1 + d2
L = 50 + 160 = 210
Для прямозубой передачи зазор а:
d1 = 50 мм, d2 = 160 мм, а = 8,94 мм;
Рис. 3 - Расчетная схема ведомого (тихоходного) вала
цилиндрического прямозубого редуктора
Рис.4 - Схема компоновки редуктора
4.1 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛА НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ.
Исходные данные:
Вращающие моменты М1 = М2 = Т3 = 20 Н·м;
Радиальная сила Fr = 1456 Н;
Окружная сила Ft = 4000 Н;
Рис. 5 - Расчетная схема вала
Считая, что силы в зацеплении сосредоточенные и приложенные в середине ступицы, по компоновочной схеме определяем:
ӏ1 = lp / 2;
ӏ1 = 92 / 2 = 46 мм.
ӏ2 = 46 + 5 = 51 мм.
l3 = lп2 – lp2
l3 = 72 мм.
а) Определение неизвестных внешних нагрузок – реакций в опорах
Вал подвергается изгибу и кручению одновременно. В плоскости УОZ – вертикальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAy, RBy и радиальная сила Fr.
Реакции в опорах определяются путем решения уравнений равновесия:
1) , ,
откуда 690,5 Н.
2) ,
откуда 853,5 Н.
Проверка правильности определения опорных реакций:
3) ,
В плоскости ХОZ – горизонтальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAx, RBx и окружная сила Ft.
Реакции опор определяются решением уравнений равновесия:
1) , ,
откуда Н.
2) ,
откуда Н.
Проверка правильности определения опорных реакций:
3) ,
Силы реакции опор определены верно:
RAx =
Н; RAy = 893,5 Н;
RBx = Н; RBy = 690,5 Н.
б) Суммарные реакции опор (реакции для расчета подшипников):
RrA = 2096,8 Н;
= Н.
в) Определение изгибающих и крутящих моментов по длине вала и построение эпюр Мх(z), Му(z)
При расчёте изгиба с кручением нет необходимости в определении поперечных сил Rу(z) и Rx(z), так как они не учитываются при расчете на прочность.
Для построения эпюр Мх(z), Му(z), Мz(z) разбиваем вал на три участка и методом сечений определяем эти функции.
Участок 1: 0 ≤ z ≤ ℓ1;
Мх(1) = RАyz; Му(1) = RАxz; Мz(1) = 0;
при z = 0 (точка А): Мх(1) = 0; Му(1) = 0; Мz(1) = 0;
при z = ℓ1 = 46 мм: Мх(1) = 893,5 × 0,046 = 41,1 Н·м.
Му(1) = × 0,046 = 87,2 Н·м.
Мz(1) = 0.
Участок 2: ℓ1 ≤ z ≤ (ℓ1 + ℓ2);
Мх(2) = RАyz – Fr (z - ℓ1);
Му(2) = RАxz – Ft (z - ℓ1);
Мz(2) = М1= -20 Н;
при z = ℓ1 = 46 мм: Мх(2) = 893,5 × 0,046 = 41,1 Н·м;
Му(2) = × 0,051 = 94,8 Н·м;
Мz(2) = - 200 Н;
при z = (ℓ1 + ℓ2) = 97 мм: Мх(2) = 893,5 × 0,097 – 1456 × (0,097 - 0,046) = 0;
Му(2) = × 0,097 – 900 × (0,097 - 0,046) = 0;
Мz(2) = -200 Н.
Участок 3: (ℓ1 + ℓ2) ≤ z ≤ (ℓ1 + ℓ2 + ℓ3);
Мх(3) = RАyz - Fr(z - ℓ1) + RВy(z - ℓ1 - ℓ2);
Му(3) = RАxz – Ft(z - ℓ1) + RВx(z - ℓ1 - ℓ2);
Мz(3) = -20 Н·м;
при z = (ℓ1 + ℓ2) = 97 мм: Мх(3) = 893,5× 0,097 – 1456 × (0,097 – 0,051) = 0
Му(3) = × 0,097 – 4000 × 0,051 + × 0 = 0;
Мz(3) = -200 Н·м;
при z = (ℓ1 + ℓ2 + ℓ3) = 209 мм:
Мх(3) = 893,5 × 0,209 – 1456 × 0,135 + 154,4× 0,057 = 0;
Му(3) = × 0,209 – 4000 × 0,135 + × 0,057 = 0;
Мz(3) = -200 Н·м.
d2 = 15,875/sin(180/84) = 424,5 мм
7) Средняя скорость цепи:
= (z1×p×n1)/(60×103)
= (21×15,875×640) / (60×103) = 3,5 м/с
8) Окружная сила, передаваемая цепью:
Ft = 2000Т1/d1
Ft = 2000 × 8/50 = 320 H
9) Давление в шарнирах цепи:
ро = (КЭ×Ft)/(А×Кm)
ро = (1,5625×320/(51×1)= 9,8 Мпа
где А=51 мм2 – площадь опорной поверхности шарнира (см. табл.29)
Допускаемое давление в шарнирах цепи с шагом 25,4 мм [ро] = 28,5 МПа (см. табл.30). Поэтому условие ро [ро] выполняется.
10) Предварительное значение межосевого расстояния:
А = (30-50)×р = 1209 мм. Принимаем а=1209 мм.
А = 47,6 × 25,4 = 1209 мм
11) Необходимое число звеньев цепи:
Полученное значение округляем до целого честного числа LР = ……. мм.
12) Уточненное значение межосевого расстояния:
=1199 мм.
Для необходимого провисания цепи необходимо уменьшить межосевое расстояние на (0,002-0,004)а.
Уменьшаем а на величину 0,003∙а =… мм
0,003 ∙ 1199 =3,5 мм
с последующим округлением до целого числа. Получаем а=1202 мм.
4 Предварительный расчет валов редуктора и конструктивные размеры посадочных деталей
Ведущий (быстроходный) вал
1) Геометрические размеры ведомого (быстроходного) вала
а) Минимальный диаметр вала рассчитывается из условия только на кручение, по пониженным допускаемым касательным напряжениям [τ]:
d = =
dш = =27,1
где [τ] = 15…25 Н/мм2;
[τ] = 20 Н/мм2
Т1 - вращающий момент на входном валу в Н·мм.
Округляем до стандартной величины по таблице 45 в большую сторону d = 27 мм.
б) Диаметр вала для установки подшипников dП:
dП = d + 2tцил
dП = 27 + 2 × 3 = 33 мм
где tцил = 3 мм определяется по таблице (табл.44 а, б).
Принимаем dП = 35 мм.
в) Диаметр буртика подшипников dБП:
dБП = dП + 3r = ………… мм,
dБП = 35 + 3× 1,5 = 39,5 мм
округляем до dБП = 40 мм,
где r = 1,5 мм определяется по таблице 44 а, б.
г) Диаметр шестерни b: 35 мм.
д) Длина вала под подшипник по ГОСТ 8338-75 ℓп:
ℓп = 21 мм
е) Длина вала для ведомого шкива ℓш :
ℓш = 1,5 × 21 = 31,5 мм.
е) Линейные размеры для эскизной компоновки передачи можно принимать (с последующим уточнением):
-
длину посадочного конца вала ℓМБ = 1,5d -
ℓМБ = 1,5 × 21 = 31,5 мм. -
длину промежуточного участка ℓКБ = 1,4dП -
ℓКБ = 1,4 ×33 = 46,2 мм.
Ширина буртиков подшипников уточняется после определения размеров вала; окончательные размеры ℓКБ, ℓМБ – определяются при конструировании крышек подшипников, выбора типа уплотнения и муфты, конструировании корпуса редуктора.
Ведомый (тихоходный) вал
……
Рис. … - Расчетная схема ведомого (тихоходного) вала
цилиндрического прямозубого (косозубого) редуктора
1) Геометрические размеры выходного вала
а) Диаметр вала:
d = =
d= = 36,8
округляем диаметр вала до 37 мм, в большую сторону до стандартного числа по табл. (стр.45);
где Т2 - вращающий момент на выходном валу в Н·мм;
[τ] – 15…25 Н/мм2 – допускаемое напряжение на кручение, принимаем [τ] = 20 Н/мм2.
б) Диаметр вала для установки подшипников dП:
dП = d + 2tцил = ………… мм,
dП = 37 + 2 × 3,5 = 44 мм
где tцил = 3,5 мм определяется по таблице (стр. 44 а, б).
Рассчитанный диаметр dП округляем до значения, кратного 5, т.е. dП = 45 мм.
в) Диаметр буртика для подшипников dБП:
dБП = dП + 3
r =
dБП = 45 + 3 × 2 = 51 мм;
где r = 2 мм определяется по таблице 44 а, б.
г) Диаметр буртика для колеса:
dБК = dК + 3f =
dБК = 51 + 3× 1 = 54 мм
где dК = dБП = 51 мм – диаметр участка вала для посадки колеса;
f = 1 мм определяется по таблице 44 а, б.
д) Диаметр зубчатого колеса dа2:
dа2 = 164 мм.
е) Длина вала для муфты ℓМ:
ℓМ: = 1,5 d
ℓМ: = 1,5 × 31 = 55
ж) Длина вала под подшипник по ГОСТ 8338-75 ℓп:
ℓп =29 мм
з) Длина вала под буртик ℓбп:
ℓбп = 5 мм;
и) Длина зубчатого колеса b:
b = 50 мм.
Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляется зазор а (рис. 27), определяемый по формуле:
а = + 3 мм,
а = + 3 = 8,94 мм
где L– расстояние между внешними поверхностями деталей передач, мм:
L = d1 + d2
L = 50 + 160 = 210
Для прямозубой передачи зазор а:
d1 = 50 мм, d2 = 160 мм, а = 8,94 мм;
Рис. 3 - Расчетная схема ведомого (тихоходного) вала
цилиндрического прямозубого редуктора
Рис.4 - Схема компоновки редуктора
4.1 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛА НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ.
Исходные данные:
Вращающие моменты М1 = М2 = Т3 = 20 Н·м;
Радиальная сила Fr = 1456 Н;
Окружная сила Ft = 4000 Н;
Рис. 5 - Расчетная схема вала
Считая, что силы в зацеплении сосредоточенные и приложенные в середине ступицы, по компоновочной схеме определяем:
ӏ1 = lp / 2;
ӏ1 = 92 / 2 = 46 мм.
ӏ2 = 46 + 5 = 51 мм.
l3 = lп2 – lp2
l3 = 72 мм.
а) Определение неизвестных внешних нагрузок – реакций в опорах
Вал подвергается изгибу и кручению одновременно. В плоскости УОZ – вертикальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAy, RBy и радиальная сила Fr.
Реакции в опорах определяются путем решения уравнений равновесия:
1) , ,
откуда 690,5 Н.
2) ,
откуда 853,5 Н.
Проверка правильности определения опорных реакций:
3) ,
В плоскости ХОZ – горизонтальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAx, RBx и окружная сила Ft.
Реакции опор определяются решением уравнений равновесия:
1) , ,
откуда Н.
2) ,
откуда Н.
Проверка правильности определения опорных реакций:
3) ,
Силы реакции опор определены верно:
RAx =
Н; RAy = 893,5 Н;
RBx = Н; RBy = 690,5 Н.
б) Суммарные реакции опор (реакции для расчета подшипников):
RrA = 2096,8 Н;
= Н.
в) Определение изгибающих и крутящих моментов по длине вала и построение эпюр Мх(z), Му(z)
При расчёте изгиба с кручением нет необходимости в определении поперечных сил Rу(z) и Rx(z), так как они не учитываются при расчете на прочность.
Для построения эпюр Мх(z), Му(z), Мz(z) разбиваем вал на три участка и методом сечений определяем эти функции.
Участок 1: 0 ≤ z ≤ ℓ1;
Мх(1) = RАyz; Му(1) = RАxz; Мz(1) = 0;
при z = 0 (точка А): Мх(1) = 0; Му(1) = 0; Мz(1) = 0;
при z = ℓ1 = 46 мм: Мх(1) = 893,5 × 0,046 = 41,1 Н·м.
Му(1) = × 0,046 = 87,2 Н·м.
Мz(1) = 0.
Участок 2: ℓ1 ≤ z ≤ (ℓ1 + ℓ2);
Мх(2) = RАyz – Fr (z - ℓ1);
Му(2) = RАxz – Ft (z - ℓ1);
Мz(2) = М1= -20 Н;
при z = ℓ1 = 46 мм: Мх(2) = 893,5 × 0,046 = 41,1 Н·м;
Му(2) = × 0,051 = 94,8 Н·м;
Мz(2) = - 200 Н;
при z = (ℓ1 + ℓ2) = 97 мм: Мх(2) = 893,5 × 0,097 – 1456 × (0,097 - 0,046) = 0;
Му(2) = × 0,097 – 900 × (0,097 - 0,046) = 0;
Мz(2) = -200 Н.
Участок 3: (ℓ1 + ℓ2) ≤ z ≤ (ℓ1 + ℓ2 + ℓ3);
Мх(3) = RАyz - Fr(z - ℓ1) + RВy(z - ℓ1 - ℓ2);
Му(3) = RАxz – Ft(z - ℓ1) + RВx(z - ℓ1 - ℓ2);
Мz(3) = -20 Н·м;
при z = (ℓ1 + ℓ2) = 97 мм: Мх(3) = 893,5× 0,097 – 1456 × (0,097 – 0,051) = 0
Му(3) = × 0,097 – 4000 × 0,051 + × 0 = 0;
Мz(3) = -200 Н·м;
при z = (ℓ1 + ℓ2 + ℓ3) = 209 мм:
Мх(3) = 893,5 × 0,209 – 1456 × 0,135 + 154,4× 0,057 = 0;
Му(3) = × 0,209 – 4000 × 0,135 + × 0,057 = 0;
Мz(3) = -200 Н·м.