ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так как все функции линейные, они графически выражаются прямой линией, для нахождения которой достаточно определить значения в начале и конце каждого участка.
Сводим в таблицу полученные значения изгибающих и крутящих моментов в поперечных сечениях вала:
Расчетный параметр | Участки | |||||
1-й | 2-й | 3-й | ||||
0 | 46 мм | 46 мм | 97 мм | 97 мм | 209 мм | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мх, Н·м | 0 | 41,1 | 41,1 | 0 | 0 | 0 |
МУ, Н·м | 0 | 94,8 | 94,8 | 0 | 0 | 0 |
МZ, Н·м | 0 | 0 | 200 | 200 | 200 | 200 |
По полученным на границах участков значениям моментов строим эпюры Мх(z), Му(z), Мz(z) (рис.5).
Из эпюр следует, что опасным является нормальное сечение, проходящее через точку «С», в котором Мх = 41,1 Н·м; Му = 94,8 Н·м, │Мz│ = 200 Н·м
Рис.6 - Эпюры Мх(z), Му(z), Мz(z)
Для ведущего вала
Считая, что силы в зацеплении сосредоточенные и приложенные в середине ступицы, по компоновочной схеме определяем:
ӏ1 = lp / 2;
ӏ1 = 79 / 2 = 39,5 мм.
ӏ2 = 41 + 5 = 44,5 мм.
а) Определение неизвестных внешних нагрузок – реакций в опорах
Вал подвергается изгибу и кручению одновременно. В плоскости УОZ – вертикальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAy, RBy и радиальная сила Fr.
Реакции в опорах определяются путем решения уравнений равновесия:
1) ,
,
откуда Н.
2) ,
откуда Н.
Проверка правильности определения опорных реакций:
3) ,
В плоскости ХОZ – горизонтальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAx, RBx и окружная сила Ft.
Реакции опор определяются решением уравнений равновесия:
1) , ,
откуда Н.
2) ,
откуда Н.
Проверка правильности определения опорных реакций:
3) ,
Силы реакции опор определены верно:
RAx = Н; RAy = Н; RBx = Н; RBy = Н.
б) Суммарные реакции опор (реакции для расчета подшипников):
RrA = Н;
= Н
5. Расчет и выбор подшипников
1) Проверка долговечности подшипников
Выбираем по (ГОСТ 8338-75). Подшипник шариковый радиальный для диаметра ведущего вала 40 мм средней серии 308, имеющий динамическую грузоподъемность С=41 кН, и статическую грузоподъемность Со= 22,4 кН, проверяем на долговечность, которая может быть сведена к расчету в часах
Lhи сравним его с долговечностью привода h=10000 ч., т.е. Lhh.
2) Ресурс в часах определяем по формуле:
10000 ч.
= 10364829 ≥ 10000 ч.
где n = 230 мин-1 – частота вращения вала;
С= 33200 Н – динамическая грузоподъемность;
Q – приведенная нагрузка на опору;
α= 3 – показатель степени для шариковых подшипников.
3) Приведенная нагрузка на опору:
где Х= 1 – коэффициент радиальной нагрузки (см. табл.53),
Y= 0 – коэффициент осевой нагрузки (см. табл.53);
= 1 – коэффициент, учитывающий вращение кольца подшипника (в нашем примере вращается внутреннее кольцо);
R – радиальная нагрузка, действующая на опору:
= 2799 Н;
Fa=…….. Н –осевая нагрузка, действующая на опору;
Кб= 1,3 (в соответствии с заданием) – коэффициент, учитывающий характер нагрузки на опору;
Кm= 1 – термический коэффициент (при нормальных температурных условиях).
Таким образом
Lh = 10364829 ч. ≥ 10000 ч. ресурс работы: принятого подшипника обеспечивает заданную долговечность привода.
Расчет для подшипников ведомого вала:
1) Проверка долговечности подшипников
Выбираем по таблице 7.1 (Приложение 14) подшипник шариковый радиальный для диаметра ведущего вала 30 мм средней серии 306, имеющий динамическую грузоподъемность С = 28,1 кН, и статическую грузоподъемность Со =14,6 кН, проверяем на долговечность, которая может быть сведена к расчету в часах Lhи сравним его с долговечностью привода h=10000 ч., т.е. Lhh.
2) Ресурс в часах определяем по формуле:
10000 ч.
где n = 697,5 мин-1 – частота вращения вала;
С = 28000 Н
– динамическая грузоподъемность;
Q – приведенная нагрузка на опору;
а = 3 – показатель степени для шариковых подшипников.
3) Приведенная нагрузка на опору:
где Х = 1– коэффициент радиальной нагрузки (см. табл.53),
Y = 0 – коэффициент осевой нагрузки (см. табл.53);
Kk=1 – коэффициент, учитывающий вращение кольца подшипника (в нашем примере вращается внутреннее кольцо);
R – радиальная нагрузка, действующая на опору:
Fa=…….. Н –осевая нагрузка, действующая на опору;
Кб= 1,3 (в соответствии с заданием) – коэффициент, учитывающий характер нагрузки на опору;
Кm= 1 – термический коэффициент (при нормальных температурных условиях).
Таким образом:
Lh = ч. ≥ 10000 ч. ресурс работы принятого подшипника обеспечивает заданную долговечность привода.
6. Выбор и проверочный расчет шпоночного соединения ведомого вала цилиндрического редуктора
1) Расчетная схема шпоночного соединения:
2) Исходные данные:
вращающий момент на выходном валу Т = 0,08 Н∙м;
диаметр участка вала для установки колеса dк = 51мм;
ширина зубчатого колеса b = 50 мм;
материал ступицы (колеса) – сталь 40Х
3) Выбор и расчёт основных параметров шпонки
Для передачи вращающего момента Т = 0,2 Н∙м от зубчатого колеса к выходному валу применим призматическую шпонку.
4) Определяем параметры шпонки по таблице 54 для dкнаходим:
Ширину b и высоту h шпонки, а также глубину паза на валу t1 и в ступице t2выбираем стандартными в зависимости от диаметра вала dк = 51 мм по таблице 54.
b = 16 мм,
h = 10 мм,
t1 = 6 мм,
t2 = 4,3 мм
5) Определяем длину шпонки:
ℓ = b2 – (5…8) мм = 8 мм.
Из ряда стандартных длин выбираем
ℓ = 8 мм.