Файл: Профессиональное образовательное частное учреждение колледж инновационных технологий и сервиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внимание ученых к подбору спектральных фильтров для терапии расстройств, связанных с проблемами зрительного восприятия, было привлечено благодаря исследованиям американского психолога Элен Ирлен (Helen Irlen), которая в 1983 году опубликовала работу, где привела данные об уменьшении искажений при чтении в результате использования окрашенных фильтров. Однако выбор конкретного вида светофильтра с последующим изготовлением наподобие его окрашенных линз был хотя и большим (до 150 вариантов), но все же достаточно произвольным.

Сегодня для определения оптимального спектрального фильтра при различных видах состояний здоровья, расстройств нервной системы и глазных заболеваний используется как методика Ирлен, заключающаяся в подборе наиболее подходящего фильтра из имеющегося набора, так и методика освещения печатного текста световым потоком различного спектрального состава. В основе обеих методик лежит предположение, что перегрузка зрительных зон коры головного мозга в некоторых случаях может привести к экстремальным последствиям для функционирования других систем организма. Тогда подбор фильтров, снижающих напряжение в зрительных зонах головного мозга, улучшает их функционирование и положительно влияет как на качество зрения, так и на деятельность остальных систем. Линзы, окрашенные в выбранные цвета, снижающие зрительное напряжение, в качестве вторичного эффекта также могут уменьшить гиперчувствительность больных к яркому свету. В тех же случаях, когда компенсация действия других систем организма вследствие зрительной перегрузки не произошла, то эти системы не будут затронуты и продолжат независимое функционирование.
ВЫВОД: Таким образом, принимая во внимание всё выше сказанное, можно заключить, что цвет оказывает огромное влияние на жизнь человека, в том числе, воздействуя цветом, можно влиять на психоэмоциональное состояние человека, его вегетативную нервную систему и координацию. Воздействие цветом на организм человека начали практиковать еще в древности. Существенную и важную роль играют физические свойства света: длина волны, диапазон видимого спектра света, яркость, контрастность и насыщенность. Свойства цвета широко используются в различных отраслях медицины, в том числе в офтальмологии и оптометрии. Одним из таких разделов является цветокоррекция зрения.




ГЛАВА 2 ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ
2.1 Понятие цветокоррекции и история её развития
Цветокоррекция – метод индивидуального подбора тонированных очковых линз с целью компенсации нарушений обработки зрительной информации мозгом.

Данный метод известен более 30 лет. Основоположниками данного метода являются иностранные специалисты: психолог –педагог Хелен Ирлен(США), оптометрист- исследователь Иан Джордан (Великобритания)и Арнольд Вилкинс. В России этот метод изучать и применять мы начали с 2016 года благодаря знакомству с медицинским оптиком лаборатории Иана Джордана Евгенией Киселёвой. А в 2017 году О.Б. Богдашина, профессор Красноярского педагогического института, ныне проживающая в Великобритании, способствовала началу работы группы нейропсихологов в городе Красноярск по методу Хелен Ирлен.

Иан Джордан позволил перевести некоторые свои труды на русский язык, и разрешил их свободное распространение. Благодаря этому шагу за прошедшие годы с методом цветокоррекции начали знакомиться российские специалисты, на данный момент методикой обладает около 40 российских специалистов. Хоть цифра и не велика, начало положено и в последние годы эта тема изучается всё активнее. Цветокоррекцию начали применять некоторые российские клиники, в основном они работают по технике Иан Джордан.


  1. Влияние гормонального фона на работу мозга


Прежде чем начать рассматривать методику важно понять какие изменения в работе мозга могут привести к состояниям при которых помогает цветокоррекция.

Мозг составляет 2-3% от массы тела, в нём происходит огромное количество процессов, требующих большое количество энергии. Около 20% всей энергии организма потребляется мозгом. Отдыхающий (спящий, расслабленный) мозг потребляет 9%кислорода, думающий 20%. Мозгом потребляется 25% питательных веществ, поступающих в наш организм. Чем больше мы напрягаем нашу центральную нервную систему, концентрируемся и думаем, тем сильнее возрастает потребление кислорода мозгом, и повышается нагрузка на зрительную систему.

Окружающая среда или интенсивная зрительная деятельность создают огромную нагрузку на мозг, при этом происходят изменения химического состава мозга, возрастает скорость обменных процессов, что приводит к изменению гормонального уровня, которые могут способствовать развитию проблем с обучением, чтением, эмоциями и поведением.


Чем выше уровень кортизола и адреналина, тем хуже зрительное восприятие, при этом состоянии мы хуже запоминаем, хуже учимся и хуже составляем отчёт. Чем менее стабильный эмоциональный фон, тем больше перепадов настроения, ребенок менее управляемый, более капризный, больше плачет, плохо себя ведёт. Поэтому для стабильности и правильного функционирования нервной системы важен особый баланс гормонов.

В нашем организме есть огромное количество гормонов, изменение некоторых из них приводит к состояниям, с которыми борется цветокоррекция. Эти гормоны можно условно разделить на несколько категорий:

  1. Гормоны дееспособности:

Серотонин – он регулирует тревожность и отвечает за настроение — низкий его уровень связывают с депрессией

Дофамин –целеустремлённость

Окситацин –нежность, любовь, привязанность.

  1. Половые гормоны:

Пролактин- контролирует метаболизм, процессы роста и развития

Тестостерон- гормон роста, участвует в формировании половых признаков

  1. Гормоны стресса:

Кортизол- вырабатывается в ответ на планируемый стресс

Адреналин –сиюминутное и быстрое реагирование на неплановую стрессовую ситуацию

Важно чтобы был баланс между всеми типам гормонов.


  1. Цветокоррекция при различных патологиях


Цветокоррекция эффективна при большом количестве, более 200, заболеваний, патологических состояний и нарушений развития:

  • Люди с трудностями обучения

  • Офтальмологические патологии

  • Неврологические патологии

  • Пациенты после травм

  • Пациенты, перенесшие инсульт

Разберём состояния, в которых способна помочь цвокоррекция более детально.

Трудности в обучении:

- Нарушения развития (проблемы чтения, письма и другие трудности обучения): дислексия, дисграфия, диспраксия, дискалькулия, гиперактивность, сдвг, лёгкие формы аутизма . Как цветокоррекция может помочь в этом случае:

-облегчить процесс чтения

-улучшить почерк

-улучшить вычислительные операции

-облегчить понимание прочитанного текста

-улучшить память

-уменьшить проявление аутичных черт (ориентация в пространстве и времени, сложности в еде и выборе одежды, строгий порядок действий, восприятие резких звуков
, света , запахов , улучшение восприятия эмоций и лиц )

Конечно при подборе цветокоррекции пациента полностью мы не излечим, но симптоматика будет смягчаться, произойдет улучшение качества жизни при подборе коррекции.
Офтальмологическая патология:

- блики и светорассеяние после кераторефракционных операций

-абберации при центральных дистрофиях сетчатки

-сужение границ поля зрения при глаукоме и пигментной дегенерации сетчатки

-нистагм

-фотофобия

-компьютерный зрительный синдром

-зрительное утомление

-синдром сухого глаза

-нарушения аккомодации, конвергенции, фории, стереозрения.

В некоторых случаях при подборе коррекции улучшаются бинокулярные функции, возрастает острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается восприятие цветов.

Неврологические патологии:

-фотосенситивная эпилепсия

-нарушения питания

-тики и разные виды тремора

-рассеянный склероз

-состояние после черепно-мозговых травм, инсультов, нейрохирургических операций

-нарушения в работе вегетативной нервной системы

При подборе коррекции в этих случаях можно влиять на вкусовое восприятие, снизить тремор, головные боли и мигрени, уменьшить симптоматику и упростить реабилитацию после травм и инсультов.

Несмотря на возможность широкого применения данного метода, чаще всего коррекцию подбирают детям и школьникам с дислексией, аутизмом, задержкой развития, детям с проблемами чтения и письма. Другие группы из данного списка все ещё более слабо осведомлены о данной возможности.

За прошедшие годы цветокоррекция проведена почти у 700 пациентов, из которых почти 70% составили дети и взрослые люди с нарушениями чтения и письма. Положительный эффект достигнут в 92% случаев. В процессе работы налаживались контакты с неврологами, нейропсихологами, дефектологами-логопедами, школьными учителями, что позволяло не только изучать основы этих специальностей и внедрять в практику новые методы исследования, но и совместно вести прием и наблюдать сложных пациентов.


  1. Индивидуальный подбор цвета


Цветокоррекция крайне сложный, индивидуальный и длительный процесс. Подбор нужного цветного фильтра может занять два и более часов.

Подбор проводится для ранее принимавшихся и полностью адаптированных к полной коррекции пациентов, не имеющих бинокулярных нарушений. Как мы выяснили, проводится он при очень разной патологии. Зачастую на первичном приеме при подборе простых очков пациент жалуется на постоянное утомление, отсутствие концентрации, нечёткость текстов, опытный специалист, практикующий цветокоррекцию, может обнаружить в наборе этих симптомов состояние, при котором подбираются цветные фильтры. Таким образом, большинство людей не знают, что некоторые трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, имеются не у всех людей и поддаются исправлению. Правда не на всё население фильтры могут оказать влияние. Для этого существует индивидуальное диагностическое обследование по подбору цветокоррекции, которое включает несколько этапов: