Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
208 деятельности, которые имеют место в настоящее время или планируются в ближайшем будущем.
Слайд 200
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать суще- ственное влияние на финансовое положение организации, финансовые ре- зультаты ее деятельности и движение денежных средств, подлежат обособ- ленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. При этом минимальная ин- формация об изменениях в учетной политике должна включать следующее.
Во-первых, причину изменения учетной политики. Например, произо- шли изменения в законодательстве, разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета, изменились условия деятельности предприятия.
Во-вторых, в бухгалтерской отчетности отражается содержание изме- нения учетной политики и порядок отражения последствий изменения учет- ной политики в бухгалтерской отчетности.
В-третьих, суммы корректировок, связанных с изменением учетной по- литики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представ- ленных отчетных периодов. А если организация обязана раскрывать инфор- мацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базо- вой и разводненной прибыли или убытку на акцию.
Информация об изменениях содержит сумму соответствующей коррек- тировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представлен- ным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практиче- ски возможно.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности также отражают- ся изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.
209
Слайд 201
Налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обра- ботки хозяйственной и финансовой информации, необходимой для правиль- ного исчисления налоговых обязательств плательщика.
В некоторых случаях информация, собранная на регистрах бухгалтер- ского учета, используется для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. В такой ситуации бухгалтерский учет выполняет одновременно две функции: учетно-финансовую и учетно-налоговую. В то же время в ряде случаев данные регистров бухгалтерского учета не могут являться базой для исчисления определенных налогов. Бухгалтерский учет здесь не применим.
Представляется, что в такой ситуации необходимо говорить о специализиро- ванной системе учета – налоговой.
Самым показательным элементом налоговой политики является выбор метода определения выручки от продажи продукции, работ, услуг, например для целей исчисления налога на добавленную стоимость.
Кроме того, организациям предстоит доработать применявшуюся ранее систему налогового учета для целей исчисления налога на прибыль органи- заций в соответствии с наработанной практикой применения и внесенными изменениями в главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодек- са Российской Федерации.
Это означает следующее. Организация осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирую- щими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных нало- гов и сборов в Российской Федерации.
Слайд 202
Способы ведения учета закрепляются на длительный срок, как мини- мум на отчетный год. Как правило, налоговым периодом при исчислении налогов и сборов считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В рамках налогового периода учетная политика организации не может менять-
210 ся, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Например, учетная политика может меняться в случае внесения в зако- нодательство изменений, затрагивающих утвержденную учетную политику организации. В отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, при исчислении которых налоговым периодом считается месяц, в некоторых слу- чаях квартал, учетная политика для целей налогообложения также должна сохраняться как минимум в течение года.
Данные способы должны быть закреплены соответствующим докумен- том. Законодательство о налогах и сборах не содержит прямого указания на необходимость фиксирования учетной политики организации для целей налогообложения в отдельном распорядительном документе.
Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с главным бухгалтером и руководителем организации. Это связано с тем, что непосредственно они ответственны за правильность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов.
В этой связи в организации необходимо принять специальный органи- зационно-распорядительный документ, регулирующий данные вопросы.
Этим документом выступает приказ об учетной политике.
Слайд 203
Возможно включение отдельных элементов учетной политики для це- лей налогообложения в консолидированный приказ об учетной политике ор- ганизации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообло- жения, оформляемый согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет- ная политика организации».
В процессе разработки учетной политики для целей налогообложения отражаются особенности исчисления налоговой базы и ведения раздельного
211 учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые реали- зуются конкретной организацией.
Если же по определенным вопросам законодательно не установлены способы ведения налогового учета, то при формировании учетной политики организацией разрабатывается соответствующий способ или форма налого- вого учета в отношении определения конкретного налога или сбора, не про- тиворечащий законодательству о налогах и сборах.
По аналогии с бухгалтерским учетом, согласно положениям Налогово- го кодекса Российской Федерации и иным нормативным актам по налогам и сборам, изменения в учетной политике организации могут производиться в следующих случаях:
– в случаях изменения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам – обязательное изменение учетной политики;
– в случаях принятия организацией новых или иных способов веде- ния налогового учета – добровольное изменение учетной политики;
– в случаях существенного изменения условий деятельности орга- низации – добровольное изменение учетной политики.
Слайд 204
Изменения и дополнения учетной политики, связанные с изменениями законодательства Российской Федерации по налогам и сборам либо с введением новых видов деятельности организации, подлежащих особому порядку налого- обложения, либо ее реорганизацией, допускаются с момента вступления в силу соответствующих документов, в том числе и в течение отчетного периода.
При этом все изменения должны найти отражение в соответствующем организационно-распорядительном документе организации. Следовательно, при изменении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить из- менения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику ор- ганизации.