Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
190
Слайд 180
Рассмотрим учетные регистры и кратко раскроем содержание этих ве- домостей.
Форма – В-1 [вэ один] – ведомость учета основных средств, начислен- ных амортизационных отчислений. Учетным регистром для аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств и расчета сумм амортизационных отчислений, то есть счета 01 «Основные средства» и
02 «Амортизация основных средств». Ежемесячно при наличии движения основных средств в ведомости подсчитываются суммы их оборотов, и выво- дится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным меся- ца. Для отражения начисленной ускоренной амортизации в ведомости преду- смотрены соответствующие графы.
Форма В-2 [вэ два] – ведомость учета производственных запасов, това- ров, готовой продукции и налога на добавленную стоимость, уплаченного по приобретенным ценностям. Регистр аналитического и синтетического учета производственных запасов, отраженных на счетах 10 «Материалы», 40 «Вы- пуск продукции, работ, услуг», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Ведо- мость открывается на месяц и ведется раздельно по производственным запа- сам, готовой продукции, товарам.
Форма В-3 – ведомость учета затрат на производство. Регистр аналити- ческого и синтетического учета затрат на производство продукции, работ, услуг, отраженных на соответствующих счетах. Ведомость открывается на месяц по виду продукции, работ, услуг и затрат по ним, в этой ведомости от- ражается незавершенное производство на начало и конец месяца.
Форма В-4 – ведомость учета денежных средств и фондов. Регистр обобщения информации на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Ва- лютные счета», 99 «Прибыли и убытки», 80 «Уставный капитал». В ведомо- сти отражаются хозяйственные операции по расчетным счетам, их обороты по дебету и кредиту, формирование фондов и их движение.
191
Слайд 181
Форма В-5 – ведомость учета расчетов и прочих операций. Регистр учета операций по счетам 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовые вложения», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по страхованию и обеспечению», 84 «Не- распределенная прибыль, непокрытый убыток», 66 «Расчеты по краткосроч- ным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и другие. Записи в ведомости ведутся на основании данных по каждому де- битору и кредитору с отражением на конец месяца развернутого сальдо по дебиторской и кредиторской задолженностям предприятия.
Форма В-6 – ведомость учета реализации. Регистр учета реализации может вестись по одному из методов: по оплате или по отгрузке готовой продукции. Выбор метода влияет на налогообложение. Ежемесячно в нем от- ражается продажа готовой продукции и прибыль или убыток от продажи, по- рядок оплаты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Форма В-7 – ведомость учета расчетов с поставщиками и подрядчика- ми. Регистр для учета операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и под- рядчиками». В ведомости по кредиту счета отражается задолженность по- ставщикам и подрядчикам за выполненные работы и услуги, а по дебету – оплата счетов поставщиков и подрядчиков.
Форма В-8 – ведомость учета оплаты труда. Регистр учета расчетов, отражаемых на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В ведомо- сти начисления заработной платы группируются по категориям работников, объектам учета, видам производств.
Слайд 182
Форма В– 9– ведомость шахматная. Регистр синтетического учета, служит для обобщения и контроля данных по учету имущества и источников, обязательств малого предприятия. Из ведомостей с В-1 по В-8 [вэ один по вэ
192 восемь] после подсчетов оборотов за месяц данные переносятся в шахматную ведомость.
Ведомость В-9 получила название «шахматной», так как один оборот в одной клетке одновременно отражает корреспонденцию двух счетов: одного по дебету, другого по кредиту. То есть в учете применяется двойная запись.
Эта ведомость открывается каждый месяц. После разноски оборотов по кре- диту и дебету определяется общая сумма хозяйственного оборота и сопо- ставляется по дебету и кредиту. Если суммы совпали, значит разноска сдела- на верно. На основании шахматной ведомости составляются оборотная ведо- мость, баланс и отчетность.
Данные регистры рекомендованы Типовыми рекомендациями по орга- низации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Данные формы, предусмотренные Типовыми рекомендациями, предполагают ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов бухгалтерского учета. Типовые рекомендации не запрещают работать по обычному Плану счетов для предприятий и Инструкции по его применению. Помимо этой возможности, малым предприятиям дается право разработать свой план сче- тов, который в максимальной степени отражает специфику их деятельности и, возможно, снижает затраты на ведение налогового учета.
Слайд 183
Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимо- связанном технологическом процессе обработки документации по всем раз- делам учета, начиная от сбора первичной учетной информации до формиро- вания бухгалтерской отчетности.
В современных условиях прогрессивная вычислительная техника поз- воляет решить целый комплекс учетных задач. С ее помощью возможна ав- томатизация процессов сбора, регистрации, обобщения и обработки первич- ной информации. Это позволяет сформировать автоматизированные рабочие
193 места бухгалтеров, сочетающих использование персональных компьютеров и другой периферийной техники.
В настоящее время практически все коммерческие организации ведут учет с применением вычислительной техники на основе различных пакетов прикладных бухгалтерских программ. Современный рынок программных продуктов предлагает много разных пакетов прикладных бухгалтерских про- грамм. К их числу можно отнести «1С:Бухгалтерия» [один эс бухгалтерия],
«1С:Предприятие» [один эс предприятие], «Инфобухгалтер», «Турбо- бухгалтер», «БЭСТ», «Галактика», «Парус» и другие.
Кроме этого, в организациях разрабатываются и применяются соб- ственные программы, учитывающие особенности сферы деятельности и спе- цифику производства.
В процессе использования автоматизированной формы учета с целью формирования комплексной системы обработки информации, охватывающей все разделы и счета бухгалтерского учета, применяются персональные ком- пьютеры и другие технические средства. Также используется единая система классификаторов, сохраняется принцип двойной записи.
При автоматизированной форме используются системы регистров определенной последовательности их формирования и способов записи.
При этом полной автоматизации подвергаются такие операции, как вы- числительная обработка, сортировка информации, печать регистров.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Слайд 184
Использование автоматизированного учета позволяет реализовывать работы, ранее производимые вручную, а также способствует снижению тру- доемкости заполнения первичной документации, сокращает затраты на под- готовку бумажных носителей информации.
Информацию справочного характера вводят в персональный компью- тер в начале работы. Текущую учетную информацию переносят с первичных документов или со специальных регистраторов учетных данных с помощью
194 специальных программ. Полученная учетная информация хранится, обраба- тывается, выдается на экран или печатается по запросу.
Учетным регистром, получаемым с персонального компьютера, может выступать любой документ, который содержит систематическую или хроно- логическую запись. При этом содержание показателей таких регистров должно полностью соответствовать требованиям законодательства, предъяв- ляемым к регистрам бухгалтерского учета.
Одной из главных задач автоматизированной системы бухгалтерского учета вместе с формированием полного комплекта бухгалтерской и налого- вой отчетности является максимальная автоматизация расчетных процедур.
Слайд 185
Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика.
Главное назначение учетной политики – документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета. При этом отражению в учетной политике подлежат только те способы ведения учета, в отношении которых законодательство предоставляет право выбора или само- стоятельность в их определении. Если законодательством установлен един- ственный и обязательный способ учета, в учетной политике он не отражается.
Каждая организация самостоятельно формирует учетную политику ис- ходя из своей структуры, отрасли и особенностей деятельности. То есть на выбор способов ведения бухгалтерского учета влияет отраслевая принадлеж- ность и вид деятельности, наличие филиалов и структурных подразделений, объем производства и продажи продукции. Влияют на выбор и численность работающих, стоимость имущества организации, наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и так далее.
Термин «политика» означает программу, направленную на достижение какой-либо цели. Термин «учетная политика предприятия» вошел в употреб-
195 ление в конце восьмидесятых. Введение такого понятия, как учетная полити- ка, принципиально изменило представления об учете и его практике. В 1992 году этот термин был впервые закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, а широкое распространение на прак- тике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерско- му учету «Учетная политика предприятия», утвержденного в 1994 году.
Слайд 186
В настоящее время требования к учетной политике в области бухгал- терского учета и бухгалтерской отчетности регламентирует Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
Под учетной политикой организации понимают совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к которым относят первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Это методы группировки и оценки фактов хо- зяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации до- кументооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерско- го учета, системы учетных регистров и обработки информации и иные соот- ветствующие способы и приемы.
При формировании учетной политики организация должна исходить из допущений и выполнять требования, предъявляемые к ведению бухгалтер- ского учета. К допущениям относятся имущественная обособленность, не- прерывность деятельности, последовательность применения учетной полити- ки, временная определенность факторов хозяйственной деятельности. К тре- бованиям, предъявляемым к учету, относятся требование полноты, своевре- менности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности, требо- вание приоритета содержания перед формой. При этом если организация при ведении бухгалтерского учета отступает от допущений, установленных По- ложением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций», она обязана раскрыть причины этих отступлений в бухгалтерской отчетности.
196
Основные правила составления учетной политики закреплены в Законе о бухгалтерском учете. Учетная политика разрабатывается главным бухгал- тером организации, утверждается ее руководителем и оформляется соответ- ствующим организационно-распорядительным документом, например прика- зом, распоряжением. Она является единой для всех подразделений организа- ции – филиалов, представительств, а также иных структурных подразделе- ний, в том числе выделенных на отдельный баланс.
Слайд 187
В учетной политике утверждаются следующие элементы.
Во-первых, рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтер- ского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Во-вторых, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типо- вые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
В-третьих, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.
Утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Утверждается порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика должна формироваться в соответствии с принципами бухгалтерского учета.
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установ- лены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно осуществляет разработку соответ- ствующего способа исходя из положений по бухгалтерского учету.
197
В том случае, когда предприятие не способно сформировать достовер- ную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтер- ского учета, это должно быть отражено в пояснительной записке. Иначе не- выполнение правил бухгалтерского учета может рассматриваться как укло- нение от их исполнения и является нарушением законодательства Россий- ской Федерации о бухгалтерском учете.
Выбор варианта учета определяется его выгодой для деятельности пред- приятия с учетом объема учетной работы. В этом суть требования рациональ- ности, которое предполагает рациональное ведение бухгалтерского учета ис- ходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и закрепить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней с момента при- обретения организацией прав юридического лица, то есть со дня государ- ственной регистрации. Принятая организацией учетная политика применяет- ся последовательно из года в год.
Слайд 188
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ор- ганизация, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бух- галтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтер- ский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из сво- ей структуры, отрасли и особенностей деятельности.
Организация при формировании учетной политики должна раскрывать принятые способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчет- ности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бух- галтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового поло-
198 жения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельно- сти организации.
Существенность при формировании бухгалтерской отчетности зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникнове- ния. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за от- четный год составляет не менее 5 %.
В процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета выделяют два основных направления: описание элементов организаци- онно-технического характера и описание методики учета и способов оценки отдельных объектов бухгалтерского учета.
Слайд 189
Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетиче- ских и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухгал- терского учета.
Он разрабатывается на основе Плана счетов и Инструкции по его при- менению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета. Инструкцией по применению Плана счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание от- дельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополни- тельные субсчета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса, коли- чества и видов хозяйственных операций организации.
При этом организации с незначительными объемами учетной работы могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существен- ных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок.
Предприятия же, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных или разветвленную структурную сеть, должны разрабатывать свой рабочий план счетов с учетом специфики своей