Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

199 финансово-хозяйственной деятельности. При этом в рабочем плане счетов указываются только те наименования и номера синтетических счетов и суб- счетов, которые необходимы организации для учета хозяйственных опера- ций.
Организации при оформлении хозяйственных операций должны ис- пользовать унифицированные формы первичной учетной документации. В случае оформления операций, по которым не предусмотрены унифицирован- ные формы, организация может самостоятельно разработать необходимый первичный документ, соблюдая правила, установленные законодательством.
Формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утвер- ждаются в качестве приложения к учетной политике.
Кроме первичных учетных документов организация применяет формы бухгалтерской отчетности. Организация самостоятельно принимает решение о применении рекомендованных форм или разрабатывает собственные, за- крепляя свой выбор в учетной политике.
Слайд 190
Инвентаризация активов и обязательств. В учетной политике необ- ходимо отразить периодичность проведения инвентаризаций, перечень иму- щества и обязательств, проверяемых в ходе инвентаризации в случаях, кото- рые не установлены Законом о бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных опера- ций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. При выборе варианта в целых рублях его необходимо отразить в учетной политике. При этом возникающие суммовые разницы относятся у коммерческой организа- ции на финансовые результаты.
При большом штате бухгалтерии для распределения функций создается технология обработки учетной информации. Движение первичных докумен- тов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота,

200 который также определяет порядок представления документов в бухгалтер- скую службу.
Наличие графика документооборота позволяет рационально распреде- лить должностные обязанности между работниками и своевременно состав- лять отчетность. Чаще всего график документооборота оформляют в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением и отдельными исполнителями. При этом в обязательном порядке указываются сроки выполнения работ.
Порядок контроля за хозяйственными операциями. Для обеспече- ния сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финан- сово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчет- ных данных в организации должна быть налажена система внутрихозяй- ственного контроля.
Внутренний контроль за осуществляемыми организацией хозяйствен- ными операциями может осуществляться специально созданной в этих целях службой внутреннего контроля. При отсутствии специальной службы кон- трольные функции обычно передаются одному из работников или равномер- но распределяются между несколькими или всеми работниками.
Положение о внутреннем контроле может быть утверждено как в виде самостоятельного документа, так и в составе учетной политики в качестве ее приложения.
Слайд 191
Учетная политика для основных средств предусматривает вариант- ность учета в следующих случаях.
Порядок учета объектов основных средств стоимостью не более 40 000 рублейв составе материально-производственных запасов в пределах уста- новленного учетной политикой лимита или в общеустановленном порядке с начислением по ним амортизации. Способы начисления амортизации: линей- ный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по


201 сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ.
Возможность применения коэффициента ускоренной амортизации – не выше 3 – при способе уменьшаемого остатка.
Решение о переоценке основных средств. Организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей или восстановительной стоимости. В дальнейшем такие объекты должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей или восстановительной стоимости.
В учетной политике по нематериальным активам организация имеет право выбора в следующих случаях.
Способ начисления амортизации. Амортизация нематериальных акти- вов производится по каждому объекту исходя из расчета ожидаемого по- ступления будущих экономических выгод от использования этого актива ли- нейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания сто- имости пропорционально объему продукции, работ.
Решение о переоценке группы однородных нематериальных активов.
Коммерческая организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимо- сти, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов.
Порядок проверки на обесценение нематериальных активов. Организа- ция может принять решение о проверке нематериальных активов на обесце- нение.
Определение срока полезного использования для отдельных видовне-
материальных активов. При принятии нематериального актива к бухгалтер- скому учету организация определяет срок его полезного использования. Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурально-

202 го показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использо- вания активов этого вида.
Слайд 192
В учетной политике для материально-производственных запасов могут быть предусмотрены варианты по следующим направлениям учета.
Выбор единицы учета материалов необходим для формирования досто- верных данных, так как в случае неустановления единицы учета материаль- но-производственных запасов у организации может быть нарушен порядок формирования фактической себестоимости отпущенных в производство ре- сурсов, что приведет к искажению отчетности.
Единицей материально-производственных запасов, в зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования, может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и так далее.
Порядок учета материально-производственных запасов, поступающих в организацию. Организация может учитывать поступающие материально- производственные запасы на счете 10 «Материалы» по фактическим затратам или по учетным ценам. В этом случае используется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», который применяется при опреде- лении фактической себестоимости приобретенных материально- производственных запасов, а разница между фактическими затратами и учетными ценами списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимо- сти материальных ценностей».
Оценка материально-производственных запасов, списываемых на про- изводствоили для иных целей, производится по себестоимости каждой еди- ницы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени при- обретения закупок, или по способу ФИФО.


203
Слайд 193
Резервирование применяется ко всем материально-производственным запасам: материалам – счет 10 «Материалы», товарам – счет 41 «Товары», го- товой продукции – счет 43 «Готовая продукция», на которые в течение от- четного года рыночная цена снизилась, или они морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества. Для отра- жения резерва под снижение стоимости материально-производственных за- пасов используется счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Учет в торговле. Учет транспортно-заготовительных расходов при
приобретении товаров. Такие расходы можно включать в себестоимость приобретенных товаров, тогда транспортно-заготовительные расходы будут списываться по мере реализации этих товаров, или их можно учитывать от- дельно на счете 44 «Расходы на продажу». В этом случае сначала определя- ется сумма транспортно-заготовительных расходов, приходящаяся на остаток реализованных товаров на складе на конец отчетного периода. Потом рас- считывается сумма транспортно-заготовительных расходов, приходящаяся на реализованные товары. Полученная сумма списывается со счета 44 «Расходы на продажу» в Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» за минусом суммы ТЗР, приходящейся на остаток товаров на складе.
Оценка приобретенных товаров в розничной торговле. Розничные тор- говые организации могут учитывать товары по покупным ценам – на счете 41
«Товары» или по продажным ценам. В последнем случае разница между по- купной и продажной стоимостью отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 41 «Товары».
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Слайд 194
При учете затрат на производство и готовой продукции организации предоставлено право выбора по следующим направлениям.

204
Оценка незавершенного производства. На предприятиях массового и серийного производства незавершенное производство может отражаться по фактической себестоимости либо нормативной, или плановой, производ- ственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, ма- териалов и полуфабрикатов.
Способ распределения косвенных расходов между объектами кальку- лирования. Для распределения косвенных расходов, связанных с производ- ством нескольких видов продукции, может быть выбрана одна из следующих баз распределения: пропорционально заработной плате основного производ- ственного персонала; пропорционально стоимости сырья, материалов, полу- фабрикатов, отпущенных на производство; пропорционально количеству от- работанных машино-часов; пропорционально объему выпущенной продук- ции и другая.
Слайд 195
Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, каким способом формируется себестоимость продукции: по полной производствен- ной себестоимости или по сокращенной себестоимости. То есть общехозяй- ственные расходы не распределяются на реализованную и нереализованную продукцию.
Если учет готовой продукции ведется по полной производственной се- бестоимости, то по окончании месяца общехозяйственные расходы, накоп- ленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списывают в дебет сче- тов производственных затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомога- тельные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Если учет ведется по сокращенной себестоимости, общехозяйственные расходы в полном объеме в конце месяца списывают непосредственно в де- бет счета 90 «Продажи» субсчета 2 «Себестоимость продаж».

205
Слайд 196
Способ признания коммерческих расходов. Производственные органи- зации учитывают в составе коммерческих расходов затраты, связанные со сбытом продукции, то есть затраты на рекламу, хранение и перевозку гото- вой продукции и другие. Коммерческие расходы могут признаваться в себе- стоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчет- ном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
При частичном списании коммерческие расходы распределяются между реа- лизованной и оставшейся продукцией, то есть затраты списывают на себе- стоимость продукции в дебет счета 20.
Способ оценки готовой продукции по фактической производственной себестоимости, по нормативной, или плановой, себестоимости с использова- нием счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» либо без его использования определяется согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бух- галтерской отчетности в Российской Федерации, Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.
Выбор учетной цены готовой продукции для аналитического учета и
учета в местах хранения готовой продукции. В качестве учетных цен на го- товую продукцию могут применяться фактическая производственная себе- стоимость, нормативная себестоимость, договорные цены, другие виды цен.
Слайд 197
Формирование резервов. В случае принятия решения о формировании резерва предприятию в учетной политике следует не только указать название резерва, но и раскрыть особенности его создания или использования.
С целью равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, может создавать следующие резервы:


206
– на предстоящую оплату отпусков работникам;
– на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или вы- плату вознаграждений по итогам работы за год;
– на ремонт основных средств или производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером про- изводства;
– на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществле- ние иных природоохранных мероприятий;
– на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
– на гарантийный ремонт и обслуживание.
Слайд 198
В учетной политике относительно полученных кредитов и займов сле- дует отразить следующие варианты учета.
Порядок учета процентов или дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациями иным выданным заемным обязательствам. Для рав- номерного включения в состав расходов сумм причитающихся процентов или дисконта по выданным организацией векселям или облигациям предпри- ятие может включать начисленные проценты в состав прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления, или равномер- но в течение всего срока выплаты по векселю или договора займа.
Кроме этого, в учетной политике организации для целей бухгалтерско- го учета могут быть зафиксированы иные положения, которые организация считает для себя наиболее важными.
К формированию учетной политики следует относиться серьезно, по- скольку способы учета, в ней закрепленные, могут непосредственно влиять на финансовый результат хозяйственной деятельности. А законодательство позволяет менять учетную политику только с начала года.

207
Слайд 199
В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организа- ции» перечислены случаи, когда производится изменение учетной политики организации:
– если внесены изменения в законодательные или нормативные ак- ты по бухгалтерскому учету;
– если организацией разработаны новые способы ведения бухгал- терского учета, например, в организации внедрена автоматизиро- ванная система ведения бухгалтерского учета;
– если существенно изменились условия хозяйствования, напри- мер, произошла реорганизация предприятия, смена собственни- ков, изменение видов деятельности и так далее.
Все вносимые в учетную политику изменения утверждаются приказом руководителя организации в таком же порядке, в каком оформляют учетную политику при ее принятии. Их начинают применять с 1 января нового финан- сового года.
Не признается изменением учетной политики утверждение способа ве- дения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые от- личны по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации. Например, организация начала осуществлять но- вый вид деятельности, который не вела ранее. И для учета результатов тре- буются дополнительные положения учетной политики. Либо организацией получен кредит в банке, и в учетную политику необходимо внести положе- ния по учету заемных средств и обязательств. В этих случаях приказом руко- водителя утверждают не изменения, а дополнения к учетной политике. До- полнения, внесенные в учетную политику, действуют с момента утверждения приказа.
В связи с тем, что дополнения можно внести в учетную политику в не- обходимый момент, не стоит перегружать ее излишней информацией. В учетной политике необходимо рассматривать лишь те факты хозяйственной