Файл: 1. 2 Насилие в законодательстве России xix веке начале xx века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


уголовно-правовой практике. То есть происходит отграничение убийства от

причинения смерти по неосторожности3 .4

Судебная медицина рассматривает убийство как насильственную

смерть. То есть убийство осуществляется против воли человека.

Соответственно человек не желает наступления для него каких-либо

последствий, которые прекращают его биологическое существование.

Человек может оказывать определённое сопротивление в процессе убийства,

не желая наступления для него каких-либо последствий, связанных с

лишением жизни.5

Соответственно насильственная природа убийства рассматривается как

некое воздействие извне насильственного характера. В такой ситуации

возникают вопросы о рассмотрении ритуального убийства. То есть когда

человек по собственной воле отдаёт свою жизнь в руки убийцы. В данной

связи возникает вопрос, каким образом квалифицировать подобного рода

убийство. Ритуальное убийство следует рассматривать как особый вид,

который требуют более серьёзного наказания. Или же данное убийство

рассматривается с точки зрения согласия жертвы и убийцы как простой вид

данного преступления, не представляя высокой степени общественной

опасности, которая бы предусматривала какие-либо квалифицированные

признаки.

Убийство представляет собой умышленные действия лица, приводящие

к смерти другого человека. С любых точек зрения убийство рассматривается

как негативное явление практически во всём мире, если исключить убийства

ритуального характера в каких-либо племенах, субкультурах, где жертва дает

согласие на умерщвление. Неизвестно, когда человечество пришло к выводу о7

10

том7 , что убийство является негативным явлением. В древние времена к

убийству относились не так негативно, как с развитием цивилизации. Скорее

всего, осознание о недопустимости убийства стало проявляться среди

человечества в момент необходимости укрепления государственности,

общинного строя, развития производства, когда стало цениться количество

населения, что способствовало укреплению стран. Сокращение населения


означало, что у государства будут отсутствовать воины, трудовая сила,

землепашцы и другие члены общества. Соответственно в такой ситуации

государство ослабевало. В условиях напряжённости и противоборства

различных стран на протяжении развития цивилизации, укрепилась причина

сохранять население, в том числе искореняя убийства. В попытках сохранить

население, сделать его более многочисленным государства начали

формировать систему права, предусматривающую в том числе и наказание за

убийство, особенно на фоне распространения религиозных взглядов. Начали

появляться нормы, которые ограничивали людей в совершении убийства. Со

временем нормы стали развиваться, дополняться. Причём на ранних этапах

можно было рассмотреть значительную статусную составляющую в нормах

права, в частности особое отношение к лицам, совершившим убийство, более

высокого положения. Наказание за убийство было различным к разным

членам общества в зависимости от статуса и в зависимости от того, кого7 они

убили по социальному положению. В ряде случаев ответственность

исключалась. Так, нормы, касаемо запрета на убийства, зародились еще на

Руси. Предусматривалось наказание за смертоубийство. Далее в советскую



эпоху стали формироваться кодифицированные нормы, предусматривающие

уголовную ответственность за убийство. Было стёрто социальное

неравенство в уголовном законодательстве. Перед законом за убийство все

стали равны.6

11

Убийство представляет собой лишение жизни человека в результате

чего он перестаёт существовать как биологическое существо. Так как

неизвестно что происходит за пределами смерти, в материальном мире жизнь

является самым ценным, что имеет человек. Именно в процессе жизни на

планете он может вести свою жизнедеятельность, чувствовать, ощущать

окружающую среду и т.п. Поэтому именно в рамках существующей

реальности жизнь является наиболее высшей ценностью. В связи с этим

государство призвано защищать данные ценности от каких-либо

посягательств, угроз7.

Необходимо отметить, что в настоящее время7 термин «насилие»

характеризует способ совершения преступления и выступает в качестве

квалифицирующего признака, то есть в современном понимании насилия

оно используется для того, чтобы быстрее достичь преступной цели и

совершить преступление.

Таким образом, благодаря насилию преступник быстрее достигает

преступного результата и оно применяется в таких видах преступлений как:

вред здоровью, изнасилование, убийство, разбой, что является современным

пониманием насилия в уголовном судопроизводстве нашей страны.

В истории уголовного законодательства термин «насилие» не сразу стал

выделяться в качестве признака преступления, это произошло на последнем

этапе существования Российской империи. Например, Русская Правда не

отделяла хищение с применением насилия и без него, как это происходит в

современном понимании. Насилие не являлось самостоятельной категорией в

актах Древней Руси и Московского государства.8

Кроме того, в древние времена зачастую совершались насильственные

преступления, нежели ненасильственного характера, что также

обуславливается и спецификой развития общества, которое на ранних стадия


12

не имело цивилизованных и эффективных способов, помимо насилия, для

регулирования правоотношений. Русская Правда включала в себя

определенные составы преступлений, в которых содержалось насилие, то

есть это повреждение частей тела, при этом немаловажным моментом

является то, что насилие как таковое всегда содержалось в уголовном

законодательстве и соответствующих исторических актах, но не выделялось в

качестве отдельного института, а было составным элементом преступления.

В Древней Руси убийство младенца его родителями не было

преступлением и это объясняется тем что, убийство являлось

посягательством на религиозные традиции, но не на жизнь, и церковь

наказывала самостоятельно таких родителей9.

В Соборном уложении 1649 года насилие было в некоторых статьях

определено как самостоятельный признак, например, в главе о службе всяких

разных людей Московского государства, где выделялись такие преступления

как изнасилование, насилие при хищении, то есть в Соборном уложении

насилие было признаком преступления. В частности выделялось в качестве

квалифицирующего признака при хищении и определяло состав

преступления при изнасиловании. Исходя из положений Соборного уложения

1649 года следует, что в тот период времени была определённая

дифференциация наказания за убийство ребёнка. Если убийство совершалось

родителями в отношении своих детей, которых они родили в совместном

браке, то считалось, что такая разновидность преступления менее опасна,

нежели, если родители убивали внебрачного ребенка, то есть наказание за

убийство незаконнорожденного ребёнка было более жёстким, поскольку в

отношении такого ребенка у этих родителей не было полных прав как в

отношении собственных детей и ответственность за такое преступление

исходя из Уложения была смертная казнь. Если же родители убивают

13

совместного ребёнка, которого они родили в браке, то в таком случае в


качестве наказания их помещали в тюрьму на год и объявляли всем людям

вслух, что они совершили такой грех, то есть Уложение предполагало

достаточно незначительные наказание за детоубийство родителями своих

родных детей10.

В артикуле Воинском 1715 года да насилие аналогично использовалось,

как и в Соборном уложении и достаточно много статей содержало указание

на него.

В дальнейшем развитии уголовного законодательства в части борьбы с

детоубийством можно рассмотреть на указах Петра No 2856 от 4 ноября 1714

года и No2953 от 4 ноября 1715 года, которые были направлены на борьбу с

убийством, которые предполагали создание специальной системы

учреждений для воспитания детей, которые были рождены вне брака, то есть

матери, у которых были внебрачные дети, могли отдать их в этот дом и с них

не спрашивали никаких документов, ни имен, то есть они приносили детей с

закрытыми лицами, тем самым, не предавая огласке своё имя и имя того

мужчины, от которого они родили этого ребёнка. Петр не отменял действия

Соборного уложения, но он видел, что его положения не являются

несовершенными, в связи с чем он издал приказ, чтобы были составлены

выписки из тех статей, которые необходимо дополнить, в которых есть

определённые недочеты, в результате чего приказом от 1715 года

детоубийство призналось тяжким квалифицированным преступлением и

разновидностью убийства. Таким образом, в 1716 году Петром был принят

Воинский устав, который на законодательном уровне закрепил уголовную

ответственность за детоубийство11.112

14

Уложение 112 о наказаниях уголовных и исправительных7 1845112 года также

не выделило насилие в качестве самостоятельного института, несмотря на то

что в его разделе имеется Общая часть, которая была посвящена

дифференциации проступков, преступлений и назначению наказания. В

статье 129 даётся перечисление обстоятельств, в виду наличия которых

наказание осуждённому должно было быть усилено, но про этом о насилии

не говорилось вообще. Однако насилие выделялось в качестве