Файл: Теория государства и права как наука теория государства и права относится к гуманитарным наукам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.

4) Характер и объём лишений правонарушителя установлены в санкции правовой нормы.

5) Использование механизмов государственного принуждения.

6) Возложение лишений на правонарушителя, применение к нему государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определённых законом порядке и формах.

22. Правовое регулирование. Понятие предмет и методы

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный
Императивный метод – это властное предписание, веление государства, предписывающее в обязательном порядке совершение определенных действий;

Диспозитивный метод – это установление для субъектов права альтернативных возможностей выбора вариантов поведения в рамках закона.

23. Государственный аппарат. Понятие, принципы и содержание.
Государственный аппарат — это система государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Государственный аппарат включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную функции.


он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;

выступает формой существования государства;

через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.

Принципы:

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- принцип демократизма (представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата, демократическая избирательная система, учет интересов меньшинства);

- принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает баланс в государственном управлении обществом, не допускающий произвол и возвышение какой-либо одной ветви власти);

- принцип законности;

- принцип гласности;

- принцип федерализма (субординация, четкое взаимодействие и распределение компетенции между федеральными органами и органами субъектов федерации);

- принцип профессионализма государственных служащих.

24. Понятие и содержание разделения властей в РФ.
Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Корректнее говорить о единой государственной власти, разделенной на 3 ветви. В связи с этим отметим, что разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть». Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ) исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту; между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ; судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции; ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней - споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ. Надо отметить, что разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали, - на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Может показаться, что соблюдение принципа разделения властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний. Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов — важнейшее условие политической стабильности и исключения конституционных кризисов.



25. Понятие и виды государственных органов

Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Признаки:

  1. Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

  2. Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

  3. Государственный орган состоит из государственных служащих; ФЗ
    «О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

  4. Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

  5. Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

  6. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

  7. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

  8. Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).


Виды государственных органов
I. По способу возникновения:
1. Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);
2. Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);


II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:
1. Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);
2. Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.
Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.
III. По широте компетенции:
1. Государственные органы общей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);
2. Государственные органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:
1. Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);
2. Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V. По правовым формам деятельности:
1. Правотворческие (Парламент);
2. Правоприменительные (Суд);
3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI. По принципу разделения властей:
1. Законодательные (Федеральное Собрание РФ);
2. Исполнительные (Правительство РФ);
3. Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);


26. Президент и его полномочия.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Права Президента РФ:

  1. назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ;

  2. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

  3. имеет право назначить референдум;

  4. принимает решение об отставке Правительства;

  5. назначает референдум.


Обязанности Президента Российской Федерации:

  1. осуществляет руководство внешней политикой РФ;

  2. ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

  3. вносит законопроекты в Гос. Думу

  4. подписывает и обнародует федеральные законы;

  5. издает указы и распоряжения

  6. решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;

  7. обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  8. назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

  9. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

  10. представляет Гос. Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ;

  11. формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

  12. формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

  13. назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

  14. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов.


27. Понятие и структура судебной власти РФ.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия.

Структура судебной системы состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ:

К федеральным судам относятся:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;

  2. Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

  3. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.