ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ ХХ ВЕКА
II. Политическая культура: функции, структура и проблемы типологии.
III. Источники и методология изучения политической культуры России ХХ в.
IV. Зарубежная и отечественная историографическая традиция
V. Исторические особенности российской политической культуры.
VI. Политическая культура России начала ХХ в. (1900-1914 гг.)
VIII. Трансформация политической культуры в годы революции и гражданской войны (1917-1921 гг.)
IX. Россия нэповская: от гражданской войны к «гражданскому миру» (1920-е гг.)
X. «Тоталитарная» модель и культовое сознание (1930-е гг.)
XI. Власть и общество в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
XIII. Политическая «оттепель»: ожидание перемен.
XIV. Политическая культура эпохи «застоя»
XV. «Новое мышление» для страны и мира: политическая культура периода «перестройки»
Бурмистрова Ю.А. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, решения // Региональная политика в ХХ в.: Российский и зарубежный опыт. Материалы студенческой научной конференции. Тверь, 1998. С. 12-13.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. С. 371-372,379-380,385-389.
Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 25-34.
Ипполитова А.Г. О взглядах Русского Национального Единства: текстологический анализ документов организации // Армагеддон. М., 2002. Книга двенадцатая. С. 177-191.
Кириленко М.Н. Особенности электорального поведения избирателей Затверецкого избирательного округа города Твери // Региональная политика в ХХ в.: Российский и зарубежный опыт. Материалы студенческой научной конференции. Тверь, 1998. С. 61-63.
Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 5-24.
Нестерова С.В. Некоторые особенности политической культуры в современной России (психологический аспект) // Гражданская культура в современной России. Сборник научных работ грантодержателей МОНФ. М., 1999. С. 78-99.
Орлов И.Б. Проблема формирования единой российской политической культуры и становление отечественного гражданского общества // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сборник научных статей. СПб., 2001. С. 7-10.
Пеньков В.Ф. О политической культуре российского общества. Тамбов, 1996. С. 9-10.
Пеньков В.Ф. Политический процесс и политическая культура. К вопросу о методологии и практике политологического исследования в современной России. М.; Тамбов, 2000. С. 83-107.
Соловьев А.И. Культура власти современного российского общества. М., 1992 С. 21-25.
Тихонова В.А. Политическая культура российского общества: социально-философский аспект: Монография. М., 2001. С. 111-116,128-144.
Тищенко Ю.Е. Рост политической активности среди молодежи как важный фактор в формировании российского гражданского общества // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сборник научных статей. СПб., 2001. С. 181-184.
Вопросы контрольной работы:
Вариант 1. Общее и особенное в российской политической культуре дореволюционного и советского периодов.
Вариант 2. Позитивные и негативные тенденции развития политической культуры России начала ХХ века.
Вариант 3. От Февраля к Октябрю 1917 года: гражданский мир или гражданская война?
Вариант 4. Деформация базовых ценностей россиян в годы революции и гражданской войны.
Темы эссе по курсу «Политическая культура России ХХ века»:
1. «В русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое, а именно – его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет…» (П.Я. Чаадаев)
2. «По-прежнему баллотировались в депутаты все без исключения крестьяне, привлекаемые «диетами» (кто их за это осудит?). Как и прежде, зарождались у отдельных выборщиков совершенно фантастические надежды на депутатское кресло в расчете на шальную удачу, благодаря которой выборные комбинации выносят в Таврический дворец иногда совершенно случайных людей, а то, что удалось одному начинает маячить и другому. Черта низкой политической культурности – эти претенденты совершенно не задаются вопросом, пригодны ли они к чему-нибудь в законодательной палате, как дети они интересуются только избранием, наивно и просто». (С.Н. Булгаков, 1912 г.)
3. «Признать, что лично я боюсь больше всего преобладания между членами Государственной Думы теоретиков, будут ли они из либералов или из консерваторов, и боюсь потому, что, любя свои созревшие мысли более всего окружающего, они должны предпочесть идейное жизненному, а в законах, по мне, это вредно и допустимо лишь в малой дозе». (Д.И. Менделеев)
4. «… было бы ошибочно думать, что анархию создает политическая свобода, нет, на мой взгляд, свобода только превратила внутреннюю болезнь – болезнь духа – в накожную. Анархия привита нам монархическим строем, это от него унаследовали мы заразу». (А.М. Горький, май 1917 г.)
5. «Не однажды приходилось мне на ночных митингах Петроградской стороны слышать и противопоставления большевизма социализму, и нападки на интеллигенцию, и много других, столь же нелепых и вредных мнений. Это – в центре революции, где идеи заостряются до последней возможности, откуда они текут по всей темной, малограмотной стране». (
А.М. Горький, июль 1917 г.)
6. «… я сомневаюсь, чтоб пролетариат принимал сознательное участие в творчестве этих «декретов». Нет, если бы пролетариат вполне сознательно относился к этому бумажному творчеству, - он было бы невозможным в том виде, в каком дано». (А.М. Горький, декабрь 1917 г.)
7. «Опять долбят, что среди большевиков много монархистов и что вообще весь этот большевизм устроен для восстановления монархии. Опять чепуха, сочиненная, конечно, самими же большевиками». (И.А. Бунин, февраль 1918 г.)
8. «Это народ, вся жизнь которого строилась на «авось» и на мечтах о помощи откуда-то извне, со стороны – от Бога и Николая Угодника, от «иностранных королей и государей», от какого-то «барина», который откуда-то «приедет» и «нас рассудит». Даже теперь, когда народ является физическим «хозяином жизни», он, все-таки, продолжает надеяться на «барина»; для одной части его этот барин – «европейский пролетариат», для другой – немец, устроитель железного порядка; некоторым кажется, что их спасет Япония, и ни у кого нет веры в свои собственные силы». (А.М. Горький, март 1918 г.)
9. «Издохла совесть. Чувство справедливости направлено на дело распределения материальных благ, - смысл этого «распределения» особенно понятен там, где нищий нищему продаст под видом хлеба еловое полено, запеченное в тонкий слой теста. … Где слишком много политики, там нет места культуре, а если политика насквозь пропитана страхом перед массой и лестью ей – как страдает этим политика советской власти – тут уже, пожалуй, совершенно бесполезно говорить о совести, справедливости, об уважении к человеку и обо всем другом, что политический цинизм именует «сентиментальностью», но без чего – нельзя жить». (А.М. Горький, март 1918 г.)
10. «Революционер на время, для сего дня, - человек, с болезненной остротой чувствующий социальные обиды и оскорбления – страдания, наносимые людьми. Принимая в разум внушаемые временем революционные идеи, он, по всему строю чувствований своих, остается консерватором … Он прежде всего обижен за себя, за то, что не талантлив, не силен, за то, что его оскорбляли, даже за то, что некогда он сидел в тюрьме, был в ссылке, влачил тягостное существование эмигранта. Он весь насыщен, как губка, чувством мести и хочет заплатить сторицей обидевшим его. Идеи, принятые им только в разум, но не вросшие в душу ему, находятся в прямом и непримиримом противоречии с его деяниями, его приемы борьбы с врагом те же самые, что применялись врагами к нему, иных приемов он не вмещает в себя». (
А.М. Горький, май 1918 г.)
11. «Левые» все «эксцессы» революции валят на старый режим, черносотенцы – на евреев. А народ не виноват! Да и сам народ будет впоследствии валить все на другого – на соседа и на еврея: «Что ж я? Что Илья, то и я. Это нас жиды на все это дело подбили…» (И.А. Бунин, апрель 1919 г.)
12. «Сперва меньшевики, потом грузовики, потом большевики и броневики… Грузовик – каким страшным символом остался он для нас, сколько этого грузовика в наших самых тяжких и ужасных воспоминаниях! С самого первого дня своего связалась революция с этим ревущим и смердящим животным, переполненным сперва истеричками и похабной солдатней из дезертиров, а потом отборными каторжанами. Вся грубость современной культуры и ее «социального пафоса» воплощена в грузовике». (И.А. Бунин, апрель 1919 г.)
13. «В Одессе народ очень ждал большевиков – «наши идут». Ждали и многие обыватели – надоела смена властей, уж хоть что-нибудь одно, да, вероятно, и жизнь дешевле будет. И ох как нарвались все! Ну, да ничего, привыкнут. Как тот старик мужик, что купил себе на базаре очки такой силы, что у него от них слезы градом брызнули.
-
Макар, да ты с ума сошел! Ведь ты ослепнешь, ведь они тебе совсем не по глазам!
Кто, барин? Очки-то? Ничего, они оглядятся…» (И.А. Бунин, апрель 1919 г.)
14. «Конечно, коммунизм, социализм для мужиков как для коровы седло, приводит их в бешенство. А все-таки дело заключается больше всего в «воровском шатании», столь излюбленном Русью с незапамятных времен, в охоте к разбойничьей, вольной жизни, которой снова охвачены теперь сотни тысяч отбившихся, отвыкших от дому, от работы и всячески развращенных людей». (И.А. Бунин, май 1919 г.)
15. «Мое отношение к большевикам – ненавижу их от всей души, от всего ума, как ненавижу всякое насилие, всякую диктатуру, но не вижу исхода, не жду радости от «белых», «зеленых» и «черных»… Из двух зол нужно выбирать меньшее, и пусть лучше большевики, чем те, кто придет только мстить и восстанавливать свои имущественные права на свои каменные дома, особняки и имения…». (Князев Г.А., 1919 г.)
16. «Почему умеренные (эволюционные) партии социалистов никогда нигде не могли удержаться у власти? Потому что они действуют в государственных вопросах только, как человек, и государство хотят сделать чисто человеческим. Между тем государство занимается не только человечеством
, но и природой животной человека, и кто взялся за государственную власть, должен действовать и как животное, как зверь. Так что по мере «углубления» революции должны в состав власти проникать преступные, звериные элементы, и власть, действуя именем того же человечества, поступает по-зверски». (М.М. Пришвин, март 1920 г.)
17. «… крестьяне … стоят за советскую власть и против коммунистов». (М.М. Пришвин, май 1920 г.)
18. «У попов распространено такое мнение, что мужики только на поверхности своего сознания отрицают советскую власть, а в душе – ее сторонники и этим тайным признанием держится советская власть». (М.М. Пришвин, сентябрь 1920 г.)
19. «Раньше человек власти имел разное лицо для людей разного состояния, положения, образования, теперь человек власти имеет одно лицо, обращенное к уравненному человеку, выведенному из всей массы населения; такой средний выведенный человек в русской жизни оказался сукин сын, и власть ведет себя с ним как с сукиным сыном; это доказывает правило, что всякий народ достоин своего правительства». ((М.М. Пришвин, ноябрь 1920 г.)
20. «Было бы неправильным игнорировать тот факт, что пролетариат сейчас гораздо менее восприимчив к революционным перспективам и широким обобщениям, чем во время Октябрьского переворота или в первые годы после него. … После величайших страданий 1917-21 гг. пролетарская масса значительно улучшила свое положение. Она дорожит этим улучшением, надеясь на его развитие в дальнейшем. Но в то же время она увидела на опыте крайнюю медлительность процесса улучшения, который только теперь подвел ее к довоенному уровню жизни. Этот жизненный опыт имеет для массы, особенно для ее старшего поколения, неизмеримое значение. Она стала осторожнее, скептичнее…». (Л.Д. Троцкий, ноябрь 1926 г.)
21. «Молодое поколение, только сейчас поднимающееся, лишено опыта классовой борьбы и необходимого революционного закала. Оно не само ищет путей, как искало старшее поколение, а сразу попадает в обстановку могущественных партийных и государственных учреждений, партийной традиции, авторитетов, дисциплины и пр. Это до поры до времени затрудняет молодому поколению самостоятельную роль». (Л.Д. Троцкий, ноябрь 1926 г.)
22. «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие. Действительно ли это те самые люди, которые делали революцию? Нет, это те, кто ею воспользовался». (