Файл: Характеристика предприятия 3 Ассортиментная политика организации 18.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Измерение товаров


Показатели качества товаров (ПКТ) – это числовые характеристики одного или нескольких свойств продукта, которые формируют его качество и рассматриваемые применительно к конкретным обстоятельствам его образования и использования(применения).

Любой товар содержит собственную номенклатуру показателей, которая зависит от назначения продукта, условий его изготовления и применения или иных факторов. ПКТ может находить выражение в различных единицах измерения:

  • физических: например, метр, квадратный метр, кубический метр, грамм, килограмм и т. д.;

  • условных: например, рубль, процент, балл и т. д.

Также показатель качества товара может не содержать размера, например вероятность наступления какого-либо события.

Номенклатура ПКТ образуется на стадии проектирования продукта, принимая во внимание его назначение, исследование потребительских требований, структуры и состава, которые характеризуют свойства товара, а также задач управления качеством.

Показатели качества товаров можно подразделить на следующие виды:

1. Исходя из стадии определения значения показателя:

  • прогнозируемые - устанавливаемые предварительно с помощью методов прогноза ориентировочные величины показателей;

  • проектные - значения показателей, которые приняты в соответствующей документации;

  • производственные - величины показателей, которые оценивают на стадии производства товара;

  • эксплуатационные - показатели, которые применяются на момент использования (эксплуатации) продукции.

2. В зависимости от использования оценки:

  • базовые - используются как база при сравнительной оценке качества товара;

  • относительные - показатели, описывающие отношение показателя качества оцениваемой продукции к конкретному базовому показателю.

3. В зависимости от количества рассматриваемых свойств:

  • единичные - показатели, описывающие одно свойство товара;

  • комплексные (групповые, интегральные и обобщенные) - показатели, объединяющие комплекс особенностей, каждое из которых описывается своим параметром. С их помощью получаются новые характеристики.

4. Согласно выбранной единицы измерения:

  • показатели в натуральном выражении;

  • показатели в стоимостном выражении.

5. В зависимости от потребительских свойств товара:


  • технические показатели;

  • экономические показатели.

Показатели качества товара делятся на технические и экономические, которые, в свою очередь, имеют градацию. Первая группа ПКТ объединяется техническими требованиями, выдвигаемыми к продукции.

К ней относятся следующие критерии.

1. Показатели надежности:

Долговечность - способность элемента или всей системы при определённых условиях использования продукции сохранять свою работоспособность до предельного состояния. При этом под работоспособностью понимается состояние продукта, при котором он способен реализовать задачу с параметрами, установленными документально техническими требованиями.

Безотказность - свойство продукта при определенных условиях использования сохранять непрерывно свою работоспособность до первого ее нарушения.

Ремонтопригодность - возможность изделия поддерживать и восстанавливать свою работоспособность посредством технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - способность продукта сохранять непрерывно требуемые эксплуатационные показатели во время и после срока транспортировки и хранения товара.

2. Показатели назначения:

  • требования производительности - характеризуют выполняемые функции (необходимая мощность, грузоподъемность и т. д.);

  • требования эффективности - характеризуют уровень эффективности применения товара по назначению;

  • конструктивные требования - обозначают преимущества выбранной конструкции (габариты, масса и т. д.).

3. Показатели эргономичности - характеризующие особенности продукта как части системы «человек - товар - среда его использования» и учитывают некоторые особенности людей, такие, как гигиена, физиология, психология и антропометрия.

4. Показатели безопасности - это свойства качества товаров, обозначающие исключение возможных несчастных случаев, которые возникают при нормальных условиях работы, при неквалифицированных действиях, в результате внешнего влияния, во время аварий.

5. Экологические показатели - характеризующие степень сосуществования изделия с окружающей средой. Например, утечка смазочных материалов, отдача в пространство тепла, засорение природы продуктами износа.

6. Многофункциональность - это показатель, обозначающий возможность использовать продукцию в нескольких видах деятельности, в различных работах.



7. Показатели эстетичности - свойства, характеризующие проявление прекрасного во внешнем виде товара: композиционная целостность, рациональность формы, информационное и художественное совершенство исполнения продукта.

8. Показатели утилизации - определяющие способы уничтожения товара после его использования.

9. Проектно-технологические показатели - обозначающие эффективность решений технического плана. Включают в себя показатели:

  • уровня преемственности, унификации и стандартизации;

  • технологичности (возможность выпуска продукта с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки);

  • транспортабельности (способность с минимальными расходами перемещаться);

  • сохранности (способность товара не зависеть от неблагоприятного воздействия внешней среды).

10. Патентно-правовые показатели - характеризующие степень использования решений технического характера, которые не подпадают под действие патентов в РФ и странах предполагаемого экспорта, и степень защиты патентами РФ и стран предполагаемого экспорта.

Вторую группу ПКТ объединяют экономические требования к товару, к ней относятся:

  • себестоимость товара - стоимостная оценка применяемых в ходе производства продукта сырья, топлива, природных ресурсов и материалов, а также расходов производителя, связанных с реализацией и дальнейшим обслуживанием продукции;

  • цена продукта - количество денег, за которые продавец готов передать покупателю единицу товара;

  • прибыль – положительная разница между суммой доходов и тратами на производство, приобретение, транспортировку, хранение и реализацию товаров/услуг;

  • затраты на эксплуатацию.

Идентификация проводится по признакам, показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию, приведенному в маркировке, товаросопроводительной документации, договорах поставки, стандартах и других документах, характеризующих продукцию.

При экспертизе качества продовольственных товаров определяют 3 группы показателей:

  • органолептические;

  • физико-химические;

  • санитарно-гигиенические.

Органолептические показателинормируются для всех групп продовольственных товаров, а для некоторых из них (например, вкусовых товаров) являются определяющими. Общими органолептическими показателями для большинства продовольственных товаров являются:


  • внешний вид;

  • цвет;

  • вкус;

  • запах (аромат);

  • консистенция.

Примеры специфических показателей– рисунок сыра, вид на разрезе колбасных изделий, пористость хлеба, прозрачность (для некоторых напитков) и др. Для части продовольственных товаров (вин, коньяков, полутвердых сычужных сыров, сливочного масла) стандартами предусмотрена балльная оценка органолептических показателей, при которой в зависимости от суммарного количества набранных баллов производится градация товаров по качеству.

Физико-химические показателикачества специфичны для каждой группы продовольственных товаров. Вместе с тем наиболее распространенными физико-химическими показателями являются:

  • массовая доля влаги (в %);

  • массовая доля сухих веществ(в %);

  • массовая доля жира(в %);

  • массовая доля сахара(в %);

  • массовая доля соли или других компонентов (в %) в зависимости от состава продукта;

  • кислотность (общая, титруемая, летучая);

  • содержание золы (зольность, в %).

В действующих нормативных документах особо выделены те физико-химические показатели, которые являются показателями безопасности для данного товара.

 Санитарно-гигиенические (микробиологические и/или биологические) показатели продовольственных товаров в большинстве случаев относятся к показателям безопасности и регламентируются действующими нормативными документами.

Различают токсико-химические и микробиологические показатели безопасности продовольственных товаров. Для большинства пищевых продуктовк токсико-химическим показателям безопасностиотносят допустимые уровни токсичных элементов, радионуклидов, пестицидов (хлорорганических и ртутьорганических) и микотоксинов.   

Микробиологические показатели безопасностипродовольственных товаров включают:

  • содержание в них патогенных (болезнетворных) микроорганизмов (в том числе сальмонелл, стафилококков и др.);

  • количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ);

  • число бактерий группы кишечной палочки (БГКП);

  • число плесеней и дрожжей и другие показатели.

Во всех пищевых продуктах контролируется наличие компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО), и при превышении допустимого уровня 0,9 % информация для потребителей обязательно должна содержать сведения о наличии ГМО.

Более жесткие нормативы по показателям безопасности устанавливаются для пищевой продукции, предназначенной для детского питания, для питания беременных и кормящих женщин.



  1. Документооборот качества


ПЕРЕЧЕНЬ

ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ

ОПЕРАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

 

Номер формы

Наименование формы

Формат

ОП-1

калькуляционная карточка                  

А4L

ОП-2

План-меню

А4

ОП-3

Требование в кладовую                       

А4

ОП-4

Накладная на отпуск товара

A4L

ОП-5

Закупочный акт

A4

ОП-6

дневной заборный лист                       

A4L

ОП-7

опись дневных                 заборных листов (накладных)   

   А4                                                  

ОП-8

Акт  о бое, ломе и утрате посуды и приборов    

А4L

ОП-9

Ведомость учета движения  посуды и приборов

А4L

ОП-10

акт о реализации и отпуске изделий кухни      

А4L

ОП-11

акт  о продаже и отпуске изделий кухни

A4

ОП-12

акт  о  реализации  готовых  изделий  кухни   за наличный расчет

А4

ОП-13

контрольный расчет расхода специй и соли   

А4

ОП-14

ведомость учета                          движения продуктов и тары на кухне       

А4

ОП-15

акт о снятии остатков продуктов,полуфабрикатов

и готовых изделий кухни             

А3L  

ОП-16

ведомость  учета  остатков  продуктов  и   товаров на складе (в кладовой)                       

А4L

ОП-17

контрольный расчет                расхода продуктов  по нормам  рецептур   на выпущенные изделия                        

А4L

ОП-18

акт о  передаче   товаров   и  тары  при  смене материально-ответственного лица    

А4

ОП-19

журнал  учета столовой   посуды  и приборов, выдаваемых под отчет   работникам организации

2А4L 

ОП-20

заказ - счет

А4

ОП-21

акт на отпуск питания сотрудникам кафе

А4

ОП-22

акт  на отпуск питания по безналичному расчету

А4

ОП-23

акт о разделке мяса - сырья на п/ф.

А3L

ОП-24

ведомость учета                      движения готовых изделий в кондитерском и др.цехах                         

А4L

ОП-25

наряд - заказ на   изготовление кондитерских  и  других изделий                                 

А3L