Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Административно-процессуальные правоотношения — часть системы правовых отношений, складывающихся в нашем обществе. Как разновидность правовых отношений они представляют собой предусмотренную правовой нормой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями.

Административно-процессуальное правоотношение предполагает определенность взаимного поведения его субъектов, что предусматривается правовыми нормами.

Административно-процессуальные правоотношения всегда возникают на основе правовых норм.

Реализация административно-процессуального правоотношения, как и всякого правоотношения вообще, обеспечивается мерами государственного воздействия. Они весьма разнообразны и не могут быть сведены только к мерам принуждения. Для реализации многих административно-процессуальных правоотношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, нет необходимости в применении принудительных мер.

Данные признаки административно-процессуальных правоотношений характеризуют их как разновидность правовых отношений в целом. Однако они еще не раскрывают специфики административно-процессуальных правоотношений. Поэтому необходимо обратиться к краткой характеристике их особенностей. Первая особенность состоит в том, что административно-процессуальные правоотношения возникают в сфере государственного управления, где реализуются правомочия системы органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Вторая особенность состоит в том, что названные отношения являются процессуальными.

Имея общий с материальными административно-правовыми отношениями управленческий характер, административно-процессуальные правоотношения отличаются от них рядом признаков, которые в свой совокупности обусловливают их следующие специфические черты.

Процессуальное административно-правовое отношение отличается от материального особенностями возникновения. Для того чтобы возникло административно-процессуальное правоотношение, должна существовать еще одна разновидность правовых норм — административно-процессуальные нормы. Следователь но, только при наличии одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм возможно возникновение административно-процессуального правоотношения.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений особенностями регулирования, которые обусловлены спецификой юридических норм, регулирующих соответствующие группы административно-правовых отношений. Если материальные нормы административного права регулируют «статические» отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения «динамические», для которых особое значение имеют действия их субъектов.


Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных своим назначением. Задачи административно-процессуальных правоотношений, равно как и любых процессуальных правоотношений, состоят в обеспечении реализации соответствующей материальной нормы. Отсюда следует, что административно-процессуальное правоотношение в полном соответствии с диспозицией административно-процессуальной нормы выступает как средство осуществления определенного материального отношения.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений своей структурой. Для процессуальных правоотношений вообще характерна более сложная структура, нежели для отношений материальных. У административно-процессуальных правоотношений сложность структуры также выражается в наличии нескольких субъектов, роль которых в данном правоотношении неодинакова. В связи с этим возможно выделить основное административно-процессуальное правоотношение и отношения, которые возникают в связи с основным и являются вспомогательными.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений и кругом субъектов. Участниками этого вида правоотношений являются все субъекты сложившегося ранее материального правоотношения и некоторые субъекты, которые в материальном отношении не участвуют.

Таким образом, административно-процессуальные отношения следует рассматривать как такие регулируемые правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях — иными государственными органами.

8. Проанализируйте структуру административно-процессуального правоотношения.

Структура административно-процессуальных правоотношений — это функциональное единство составляющих отношение элементов.

Структуру любого правоотношения образуют следующие элементы:

субъект правоотношения; объект правоотношения; права и обязанности субъектов правоотношения (содержание правоотношения).

Содержание правоотношения — совокупность правомочий и юридических обязанностей субъектов этих отношений.



Согласно концепции содержания правоотношения, предложенной профессором О. С. Иоффе[1], в каждом правоотношении необходимо различать содержание троякого рода: материальное, волевое и юридическое. К материальному относится то общественное отношение, которое им закрепляется. Материальное содержание правоотношения предопределяет его волевое содержание. В свою очередь волевое содержание правоотношения закрепляется при помощи его юридического содержания, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников.

Материальное содержание административно-процессуального правоотношения включает два компонента (фактический и юридический), выступающие в единстве и взаимосвязи как определенная система и представленные формулой «общественное отношение — материальное правовое отношение».

Юридическое содержание любого правоотношения, в том числе и административно-процессуального, имеет, несомненно, волевую природу. Оно проявляется прежде всего в том, что возникновение, изменение и прекращение правовых отношений в обществе, во-первых, связано с действием правовых норм, определенных общих правил волевого характера и, во-вторых, в каждом правоотношении заложен волевой элемент, проявляющийся в поведении участников правоотношения.

При этом имеется в виду, что юридическое содержание процессуального правоотношения, в том числе и административно-процессуального, формируется под воздействием двух обстоятельств: материального содержания, то есть тех фактических общественных, а также материальных юридических отношений, которые реализуются с помощью данного процессуального правоотношения, а также субъектного состава этого административно-процессуального правоотношения.

Субъектный состав административно-процессуального правоотношения обусловлен его материальным содержанием и в свою очередь предопределяет полномочия и обязанности участников различных вариантов правоотношений (гражданин и орган исполнительной власти либо его представитель; иностранный гражданин — орган исполнительной власти; орган исполнительной власти — государственный служащий и другие варианты).

Классификация административно-процессуальных правоотношений: 1) по содержанию; 2) по видам административного производства; 3) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 4) по соотношению прав и обязанностей их участников.

1. Деление административно-процессуальных правоотношений по содержанию является комплексным. Во-первых, определенная группа отношений, регулируемых административно-процессуальным правом, носит общий характер, например, при поступлении гражданина на государственную службу. Другие группы отношений складываются в определенных отраслях государственного управления и административно-правового регулирования — промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении, в сфере внутренних дел, обороны и др.


2. По видам административных производств выделяют следующие административно-процессуальные правоотношения:

    • возникающие в производстве по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

    • возникающие в производстве по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

    • возникающие в производстве по административно-правовым жалобам и спорам;

    • возникающие в производстве по делам о поощрениях;

    • возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях;

    • возникающие в производстве по дисциплинарным делам в сфере государственного управления;

    • возникающие в регистрационном производстве;

    • возникающие в лицензионном производстве;

    • возникающие в исполнительном производстве.

3. При делении административно-процессуальных отношений по отраслевой принадлежности мы имеем дело с системой отношений, где административно-процессуальное правоотношение выступает в качестве одного из элементов системы. Это система из трех элементов: фактическое общественное отношение; материальное правовое отношение, закрепляющее фактическое общественное отношение; административно-процессуальное правоотношение.

Связь между элементами данной системы выражается в определенной последовательности их взаимодействия и развития. Движение этой системы может осуществляться только в одном направлении: от фактического общественного отношения — через материальное правоотношение — к административно-процессуальному правоотношению, выступающему в качестве заключительного элемента системы, существование которой подчинено одной цели — достижению необходимого юридического результата.

Таким образом, административно-процессуальные правоотношения могут быть направлены на реализацию-.

    • административно-правовых материальных отношений;

    • материальных отношений, регулируемых нормами трудового права;

    • материальных отношений, регулируемых нормами финансового права;

    • материальных отношений, регулируемых нормами семейного права;

    • материальных отношений, регулируемых нормами земельного права и т. д.

4. По соотношению прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные правоотношения.


Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами, друг другу не подчинёнными, находящимися на одном и том же правовом уровне. Возможность возникновения подобного рода отношений предусматривается некоторыми нормативными актами. Так, например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, предусматривают возможность подготовки и принятия актов совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти (п. б)[2].

Вертикальные административно-процессуальные правоотношения характеризуются различным с точки зрения правового статуса положением их участников.

Для административно-процессуального правоотношения, равно как и для материальных административно-правовых отношений, вовсе не безразлично, в каком направлении — снизу вверх или сверху вниз — они развиваются.

В случае «снизу вверх» административно-процессуальное правоотношение возникает по инициативе подчиненного субъекта. В этом случае правомочие, по поводу которого возникло правоотношение,

находится на стороне нижестоящего субъекта правоотношения, а вышестоящий участник обязан реализовать правопритязание подчиненного субъекта.

При варианте «сверху вниз» административно-процессуальное правоотношение возникает по инициативе вышестоящего субъекта, который обладает правомочиями, в данном случае подкрепленными непосредственной возможностью и способностью обеспечить их реализацию прямым предписанием нижестоящему подчиненному участнику данного правоотношения.

Третий вид административно-процессуальных правоотношений — диагональные — имеет черты сходства с вертикальными. Различие состоит в том, что диагональные административно-процессуальные правоотношения складываются между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов исполнительной власти.

9. Назовите основных субъектов административного процесса. Дайте характеристику системе субъектов административного процесса и их классификации.

Участником административного процесса может быть только субъект права. С точки зрения общей теории, субъект права — это социальный субъект, т.е. лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность включает в себя такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.