Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 512
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
Вы знаете, как формируется заработная плата тренера? Если он работает в рамках организации, подчиненной Комитету по физической культуре и спорту, то его зарплата зависит от количества воспитанников, получивших разряд. Значит, борьба между достижением результата и пользой для конкретного ребенка неизбежна. Если спортивная секция подчинена Министерству и Комитету просвещения, то, вероятнее всего, зарплата тренера будет фиксированной. В этом случае он будет заинтересован в том, чтобы ребенок приходил на занятия и чтобы эти занятия ему нравились.
Такая же история – с подростковыми клубами и частными секциями.
Школы олимпийского резерва – это отдельная тема. Основной упор там будет делаться на спорт, а все остальные предметы дети как‑нибудь сдадут.
ОПРОСНИК
При знакомстве с тренером задайте ему следующие вопросы:
1. Это частная секция или государственная? Если государственная, то какому ведомству она подчиняется?
2. Работает ли тренер в составе федерации?
3. Выступают ли его воспитанники в соревнованиях федерации?
4. Каких результатов достигнет ребенок за один год и за два года? Этот вопрос надо задать при первой встрече и затем – через месяц.
5. Какие цели тренер ставит перед ребенком? Разряд, место на соревнованиях, освоение конкретных навыков?
6. Какие дополнительные затраты планируются: на инвентарь и форму, соревнования, поездки, сборы?
7. Каким будет график роста числа тренировок? Если вы не согласны увеличивать интенсивность занятий, предупредите об этом тренера заранее.
Информация, которую вы в обязательном порядке должны предоставить тренеру:
1. Болезни и травмы ребенка.
2. Имеющиеся аллергии.
3. Поведенческие паттерны ребенка (плохое равновесие, неуверенность на высоте, стремление к лидерству или наоборот и т. п.).
4. Отношение к дисциплине.
5. Уровень агрессивности по отношению к другим детям.
6. Как ребенок реагирует на неудачи и на сравнение с другими детьми.
7. Цель ваших занятий. Если вы не рассчитываете на высокие достижения, скажите об этом сразу.
Почему вид спорта не важен?
По большому счету, за дошкольный период и начальные классы ребенок должен научиться: бегать (вперед, назад, вбок), прыгать (вперед, вверх, перепрыгивать, спрыгивать, запрыгивать), лазать, кидать, ловить, плавать.
Плавание стоит немного особняком: для него нужен бассейн, и никакие другие варианты спортивных сооружений его не заменят. Но так ли уж принципиально, чтобы бегать, прыгать, лазать, кидать и ловить ребенок научился именно в белом кимоно, борцовском трико, гимнастическом купальнике или легкоатлетическом спортивном костюме? Важно ли, как это будет называться – атлетика, гимнастика, борьба или триатлон?
Нам кажется, что нет. Именно поэтому наша позиция в вопросах выбора секции такова: выбор секции не имеет значения – значение имеет выбор тренера и условий занятий. И то и другое должно соответствовать вашим целям и задачам в отношении ребенка.
10.4. Немного науки: про влияние генетики на развитие ребенка
В этой книге мы говорили о проблемах мотивации к обучению. Способы решения этих проблем мы разобрали довольно подробно. Но все ли здесь зависит от родителей? Нет ли каких‑либо факторов, на которые они повлиять не могут? Например, генетика.
А ведь и правда: если есть некие гены, отвечающие за мотивацию к обучению, то зачем читать эту книгу? Сложились нуклеотиды одним способом – ребенок хочет учиться. Сложились другим – не хочет. Может быть, обозначенной нами проблемы и не существует вовсе?
Вопрос этот абсолютно не риторический. Исследования, целью которых является выявление генов, имеющих отношение к обучению, ведутся уже много лет. Уже сейчас ученым известно, что влияние генетики составляет примерно 40 %. Остальные 60 % – это работа окружения и в первую очередь родителей.
Исландские ученые провели эксперимент. Они обследовали более половины всех жителей страны, родившихся между 1910 и 1975 годом, сравнивая генетический код каждого человека и количество лет, потраченных на обучение. Этот показатель очень важен, поскольку зависит не только от отрасли, в которой работал человек, но и от его психических качеств: целеустремленности, желания планировать свою жизнь, тяги к знаниям и т. д.
Оказалось, что желание учиться – это мультигенный признак. Конкретного гена, отвечающего за него, в цепи ДНК нет. Зато есть порядка 74–120 участков, которые в разной степени оказывают свое влияние. В этих участках может быть записана разная генетическая информация, что дает нам более 600 тысяч различных вариантов генов, влияющих на способность к обучению.
По результатам этого исследования была составлена формула комплексного показателя генетической предрасположенности к получению образования – POLYedu. Люди, имеющие более высокие показатели POLYedu, при прочих равных условиях тратят на получение образования больше времени и усилий.
Хорошо ли это? Для вас, читающих эту книгу, то есть тратящих время на образование, скорее всего – хорошо, поскольку есть определенная вероятность передачи этих генов вашим детям. Однако поводов для оптимизма у нас немного: те же исландские ученые подтвердили аналогичные выводы своих американских коллег о том, что число людей, которые имеют высокие показатели POLYedu, неуклонно снижается.
Вот что пишет известный отечественный биолог, популяризатор науки Александр Марков39: «Оказалось, что гены, способствующие высокому уровню образования, достоверно снижают репродуктивный успех у обоих полов. Кроме того, они способствуют сдвигу начала репродукции на более поздний возраст. Все эффекты обладают высоким уровнем статистической значимости, но у женщин они выражены сильнее, чем у мужчин. При этом AGFC40 увеличивается с ростом POLYedu сильнее, чем AACB41. Это позволяет предположить (а дополнительные расчеты подтвердили это предположение), что "гены образования" снижают плодовитость в основном за счет того, что рождение первого ребенка сдвигается на более поздний возраст».
Теоретические выкладки подтверждаются исследованиями все тех же исландцев: им удалось высчитать скорость снижения численности людей с высокими показателями POLYedu. И эта скорость оказалась достаточно высокой.
Естественно, показатель POLYedu положительно коррелирует с IQ. То есть те, кто тратит больше времени на образование, и IQ имеют выше. Вычисления показывают, что такими темпами мы теряем 0,3 балла IQ за 10 лет. В рамках одного поколения это изменение практически незаметно, но 30 баллов за сто лет – это уже существенно. Трудно представить себе общество, которое потеряет 30 баллов IQ. Еще труднее – систему образования, которая будет существовать в таком обществе.
Теперь – самое интересное: ряд аналогичных исследований уже проведен в других странах. Все свидетельствует о том, что проблема снижения мотивации к обучению является общечеловеческой. То есть с каждым поколением хорошее образование и желание учиться будет все большей редкостью. А значит, вклад родителей в этот процесс станет цениться все выше.
Надеемся, что после прочтения нашей книги вы будете точно знать, как действовать.
1 Исследование проведено в 2017 году The Boston Consulting Group при поддержке ПАО Сбербанк, благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», союза «Молодые профессионалы» (WordSkills Russia) и Global Education Futures. Его результаты были изложены в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам».
2 Соломон Аш (1907–1996) – американский психолог, специалист в области психологии личности, социальной и экспериментальной психологии.
3 Йохан Хейзинга (1872–1945) – нидерландский философ, историк, культуролог. Получил мировую известность благодаря своим исследованиям по истории западноевропейского Средневековья и Возрождения.
4 Геймификация – применение игровых элементов и техник для решения неигровых задач.
5 Исследование «Россия 2025: от кадров к талантам – Boston Consulting Group». – Прим. ред.
6 Поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.
7 Карен Хорни (1885–1952) – американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма. Исследовала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.
8 Ганс Гуго Бруно Селье (1907–1982) – канадский патолог и эндокринолог. Сформулировал концепцию стресса как реакции организма на внешние раздражители.
9 Щербатых Юрий Викторович (род. 1955) – российский психолог и нейрофизиолог, автор комплексной методики саморегуляции психофизиологического состояния.
10 Росс Кэмпбелл – американский психиатр, доктор медицинских наук, писатель, автор книг по восстановлению семейных отношений.
11 Статья 21 Конституции РФ прямо говорит, что: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию…»
12 Согласно «Википедии», Рыбаков Игорь Владимирович – российский предприниматель, участник списка богатейших людей мира, по версии журнала Forbes в 2019 году, с состоянием в 1,3 млрд долларов США, совладелец корпорации «Технониколь» и сооснователь «Рыбаков Фонд».
13 «Никаких правил», книга основателя Netflix Рида Хастингса и антрополога Эрин Мейер, стала «золотым стандартом» корпоративной культуры многих современных компаний. У нас в Центре Advance она обязательна к прочтению всеми новыми сотрудниками, чтобы они понимали, на каких принципах мы работаем.
14 Карен Прайор (род. 1932) – американская писательница, биолог. Известна своими книгами по дрессировке животных.
15 Растаманы – молодежная субкультура, распространенная на постсоветском пространстве, связанная с музыкальным стилем регги и ассоциирующимися с ним взглядами и образом жизни.