Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 503
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
Личность ребенка всегда должна иметь в вашем лице поддержку, принятие и родительскую любовь. Если по поводу последней у вас возникают вопросы, вспомните М. Жванецкого: «Не умеешь любить – сиди и дружи».
Самоосознание является сильным источником внутренней мотивации. Какой бы сложной ни была марафонская дистанция, бегун проявляет стойкость и выносливость. Осознание того, что он обладает этими качествами, дает ему силы бороться дальше. С помощью системы самомотивации мы можем управлять всеми изменениями в своей жизни, влияя не только на внешние события, но и на внутренний настрой. Любая смена статуса требует более качественной мотивации. О том, как работает схема самомотивации у взрослых, мы обстоятельно поговорим в другой книге, а теперь давайте вернемся к нашим школьникам. Пока они еще слишком малы, вся забота по оценке личных качеств и связанных с ними изменений лежит на плечах родителей.
Мы с вами говорили о необходимости постоянных плюс‑подкреплений. Важно, однако, учитывать один нюанс: они не должны быть регулярными. Психологи на практике доказали, что нерегулярная похвала более эффективна. Какие премии мотивируют больше: обязательные квартальные или спонтанные, выданные за хорошо сделанную работу? Первые воспринимаются как должное, вторые – вызывают желание еще больше повысить планку. Но здесь главное – не перестараться. Мотивации много не бывает, но переизбыток плюс‑подкреплений приводит к их обесцениванию. Возникает так называемая мотивационная инфляция. Никто не скажет вам, как и когда вы должны мотивировать своего ребенка. Это зависит от самого ребенка, от его возраста, среды и массы других факторов. Настраивать мотивационные инструменты каждый родитель должен самостоятельно.
Самоосознание является сильным источником внутренней мотивации.
Нет такого качества, которое нельзя было бы изменить. Главная задача – быть лучшей версией себя, а не равняться на общие стандарты. Если вы сможете донести до ребенка эти тезисы, то сильно облегчите ему жизнь. В Японии существует печальная статистика самоубийств: молодые люди кончают с собой, провалив вступительные экзамены в вуз. Все дело в отношении общества: семья, потратившая огромное количество усилий на подготовку и не достигшая результата, считается опозоренной. На подростке лежит слишком большая ответственность, и он не справляется с ней.
Прежде чем требовать определенных качеств от ребенка, родители должны научить его критически оценивать себя, сделав особый акцент на том, что любой негатив – это не приговор, а лишь повод для развития.
Кейс
У меня были знакомые, которые ценой огромных усилий поддерживали в глазах ребенка образ собственной абсолютной эффективности. Это были очень талантливые люди, и планку своему ребенку они задали очень высокую. Разумеется, он всеми силами старался не отставать и учился на одни пятерки. В девятом классе ребенок получил четыре за контрольную по математике. Для многих двоечников такая четверка была недостижимой, но для него означала полный провал, делающий недостойным само его существование. Вся его жизнь была заточена под родительские амбиции. В результате сильнейшего нервного срыва ребенок полгода провел в больнице.
У меня в запасе есть множество таких историй разной степени трагичности. Поэтому повторюсь еще раз: дети всегда должны быть уверены в родительской любви и получать только позитивные подкрепления как за достижения, так и за проявленные положительные качества. Задача родителей – признать собственную неидеальность, прийти к осознанию причин своих ошибок и промахов и научить этому ребенка.
Помните такую фразу: «Я не пятитысячная купюра, чтобы всем нравиться»? Попытки соответствовать ожиданиям окружающих заранее обречены на провал. Зависть – постоянная спутница успеха. Тот, кто не смог взять планку, склонен обесценивать чужие достижения и «троллить» победителя. К этому ребенок тоже должен быть готов: очень важно уметь отличать компетентную оценку от нападок проигравшего. Простой пример: у вашего ребенка кто‑то хочет забрать игрушку. Что делать? Отдать или прослыть жадиной? Объясните, что выбор за ним. Принятое решение не сделает его плохим или хорошим. Предоставьте ему свободу действий и ни в коем случае не упрекайте за жадность, если не хотите на всю жизнь сделать его беззащитным перед чужими истериками. Заодно забудьте поговорку «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Это ложная установка и плохой пример со стороны родителей.
Вопросы для самопроверки:
1. Вспомните, за что и как вас хвалили ваши родители.
2. За что необходимо хвалить вашего ребенка? Как часто вы его хвалите?
3. Имеются ли в вашей семье ритуалы плюс‑подкрепления?
4. Значимы ли они для вас?
5. Позволяете ли вы окружающим хвалить вашего ребенка?
6. Как вы относитесь к похвале за ошибки?
7. В чем, по вашему мнению, состоит цель оценок? Насколько они для вас важны? А для вашего ребенка?
8. Случались ли у вас конфликтные ситуации по поводу оценок?
9. Насколько, по вашему мнению, четырехбалльная система оценивания наглядно демонстрирует уровень подготовки ученика?
10. Вспомните, как часто вас хвалили за усилия.
11. Считаете ли вы необходимой похвалу за усилия и почему?
12. Что для вас является достижением? А для вашего ребенка?
13. Насколько важен для вас материальный символ достижения? А для вашего ребенка?
14. Считаете ли вы нужным хвалить ребенка за любое достижение? Почему?
15. Какие личные качества, по вашему мнению, могут привести к успеху?
16. Какие личные качества, по вашему мнению, могут привести к провалу?
17. Какие ваши качества могут служить примером для подражания?
Часть 5
Мотивы простые и сложные
5.1. В целом про «сборки» из мотивов
Мотивы могут быть простыми, односоставными. Как правило, лишь один фактор является в них лидирующим: биологический мотив или мотив идентификации, мотив власти или процессная мотивация.
Другой вид – сложные мотивы, в состав которых входят сразу несколько равноценных устремлений. К примеру, спортсменами, участниками игры или партнерами, сидящими за столом переговоров, одновременно движут различные устремления и цели.
В начале этой главы мы поговорим о простых мотивах и узнаем, как работают процессная мотивация, мотивация подкрепления и мотивация достижения целей. Поможет нам в этом инструмент под названием «самолет мотивации».
5.2. Самолет мотивации
Перед вами инструмент, который можно начать использовать прямо сейчас. Он эффективен и отлично подходит для случаев, не терпящих отлагательств.
На этот раз в качестве модели для объяснений мы будем использовать не автомобиль, а самолет. Эстетически он может быть невероятно красив, но так и останется стоять на земле, если у него не будет двигателей. В нашем случае – это заправленные и работающие мотивационные механизмы.
Их три:
• процессная мотивация,
• мотивация подкрепления,
• мотивация достижения.
5.2.1. Двигатель процессной мотивации
Процессная мотивация – это самый простой для запуска двигатель. Человек обладает им с самого рождения, однако не всегда умеет правильно использовать.
Давайте попробуем оценить, насколько вы задействуете свою процессную мотивацию.
Ответьте на следующие вопросы:
По шкале от 1 до 10 оцените удовольствие, которое вы получаете от каждого прожитого дня.
По шкале от 1 до 10 оцените удовольствие, которое вы получаете от каждого рабочего дня.
Если бы вы выиграли сто миллионов рублей в лотерею, вы остались бы на прежнем месте работы?
Нравится ли вам выполнять работу по дому: заниматься уборкой, мытьем посуды и т. д.?
Мысль о работе во время отпуска или выходных радует вас или печалит?
Теперь поговорим о детях.
Ответьте на следующие вопросы:
Ходят ли дети в школу с удовольствием?
Легко ли их утром поднять с кровати?
Скучают ли они по школе во время каникул? Именно по школе, а не по одноклассникам.
Процессная мотивация основана на эмоциях, которые вызывает тот или иной процесс. Она связана с удовольствием, развлечением, приятным общением. Человек, в жизни которого присутствует процессная мотивация, будет легко начинать любое дело и с удовольствием продолжать его.
Иногда процессная мотивация исчезает. Что происходит в этом случае?
В любой группе, работающей над тем или иным проектом, непременно находится один человек, который, на первый взгляд, не делает ничего полезного. Зато он постоянно шутит и поддерживает остальных, так что все пребывают в отличном настроении и процесс движется бодрыми темпами. Стоит этому человеку исчезнуть, как все останавливается. Работать становится скучно, проект превращается в рутину, участники срываются друг на друге и уже не помышляют ни о каком развитии. Вот вам простой пример того, насколько сильно влияет на нас процессная мотивация.
Она не решает проблем, но позволяет нам посмотреть на них с позитивной точки зрения и двинуться вперед. Это своего рода подсластитель для любого рода деятельности. Прекрасно, когда процессная мотивация есть, однако далеко на ней не уехать.
Процессную мотивацию можно сравнить с костром. Ночью рядом с ним тепло, но стоит сделать десяток шагов в сторону, как холод и темнота возвращаются. Жаром костра нельзя «наполнить карманы». Такова вторая особенность процессной мотивации. Помните, какой была первая? Постарайтесь вспомнить, не заглядывая в предыдущий текст. Правильно, я говорил вам, что этот двигатель работает у всех с самого рождения. Применять процессную мотивацию можно в любом возрасте. Меняется только вид деятельности, которая интересна человеку в данный момент.
Как выглядела бы наша жизнь, если бы в ней осталась только процессная мотивация? Вспомните ваши победы и неудачи. Часто ли вам приходилось с энтузиазмом начинать какое‑то дело и затем бросать его? Процессная мотивация помогала вам на старте, но ее не хватало на то, чтобы преодолевать возникающие на пути трудности. В другое время вам, наоборот, везло и вы успешно завершали проект, в котором чувствовали себя комфортно от начала до конца.
Выходит, надо довериться случаю в надежде, что процессная мотивация появится сама собой? Или лучше все же взять ситуацию в свои руки?
К счастью, в нашем арсенале есть и другие двигатели. Если они работают, жизнь человека полна успехов, если нет – начатых и незаконченных проектов.