Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 518

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Непроизвольное внимание не отнимает у нас много сил, однако его действие кратковременно, так что полноценный процесс обучения построить на нем невозможно.

В отличие от него произвольное внимание находится под контролем сознания. Это основа познавательной деятельности. Но для поддержания произвольного внимания организм тратит энергию, и мы устаем. Это особенно заметно во время занятий с маленькими детьми: удерживать произвольное внимание им удается с большим трудом.

Послепроизвольным вниманием сознание управляет весьма условно. Попробуйте заставить себя заинтересоваться объектом, до которого вам раньше не было никакого дела. Зато послепроизвольное внимание очень экономно: увлекшись книгой или игрой, человек не замечает, как проходит время, и почти не чувствует усталости.

Теперь, когда мы разобрались с тремя типами внимания, раскрою вам главное правило обучения: образовательный процесс не вызывает усталости и раздражения, если человеку интересно. Либо вы включаете послепроизвольное внимание и время пролетает незаметно, либо заставляете себя учиться, используя внимание произвольное.

Считается, что все наши проблемы родом из детства. То же самое можно сказать и о проблемах внимания. Они начались, когда опасности естественной среды перестали угрожать нашим предкам. До этого момента тренировка внимания происходила естественным путем. Представьте, что в любую минуту может произойти следующее:

• Вас съедят.

• Утащат вашего детеныша.

• Украдут вашу еду.

• Съедят вас и вашего детеныша (да, это похоже на первые два пункта, но есть отличия – сохраняем внимание).

• Лес, в котором вы живете, будет уничтожен пожаром.

Антропологи, наблюдавшие за шимпанзе, пришли к выводу, что объем внимания большинства особей ограничен двумя объектами. То есть они одновременно могут оперировать с двумя предметами. Или оперировать с одним и не упускать из внимания другой. Особо талантливые шимпанзе могут работать с тремя предметами, но на большее их внимание не способно.

У людей, согласно исследованиям Джорджа Миллера36, такой же показатель был равен 7+/–2. Это значит, что на определенном этапе эволюции условия жизни потребовали от наших предков быть чрезвычайно внимательными. А невнимательные, вероятнее всего, не доживали до возраста, в котором можно оставить потомство.


Образовательный процесс не вызывает усталости и раздражения, если человеку интересно.

Потом наступила эпоха цивилизаций. Человек отгородился от хищников высокими заборами, построил крышу над головой, придумал письменность – то есть сделал все возможное, чтобы стать менее внимательным. Поначалу это было неплохо, но со временем жизнь начала усложняться. Объем знаний и навыков, требуемый для поддержания и развития завоеваний цивилизации, становился все больше. Теперь внимание, которое ранее спасало наших предков от естественных угроз, потребовалось для того, чтобы учиться. Сначала человек осваивал ремесла, затем перешел к более отвлеченным знаниям. ХХ век стал переломным моментом: всего имеющегося в арсенале человечества внимания стало недостаточно для того, чтобы освоить накопленный массив знаний и навыков.

Ситуация отягощается еще и тем, что произвольное внимание, без которого не может возникнуть послепроизвольное, требует внешней инициации.

В любой культуре детям говорят: «Смотри, машина!», «Смотри, птичка!», «Прислушайся к волнам!», «Попробуй, как оно на вкус?»… Мы побуждаем ребенка сосредоточить свое внимание на предметах, явлениях или ощущениях и тренируем таким образом его произвольное внимание. Может ли оно формироваться без взаимодействия со взрослым? В принципе – да, но лишь до минимального уровня. А каков он, этот минимальный уровень?

Цивилизация не стоит на месте. Еще совсем недавно для того, чтобы не иметь проблем в школе, ребенку было достаточно обычного бытового общения с мамой и папой. Теперь планка поднялась. Сегодня не каждый ребенок достигает необходимого уровня развития внимания без специальных упражнений – будь то игры с родителями или развивающие курсы.

Специалисты выделяют несколько основных характеристик внимания и этапов их развития.

Среди характеристик назовем следующие:

• Объем внимания – количество предметов, явлений или ощущений, с которыми одновременно может работать человек.

• Концентрация внимания – способность человека выделить какой‑либо предмет и удерживать на нем внимание.



• Устойчивость внимания – временнáя характеристика, указывающая на то, сколько времени человек может удерживать внимание на одном объекте.

• Переключение внимания – показатель способности концентрировать внимание последовательно на нескольких объектах.

• Распределение внимания – способность концентрировать внимание одновременно на нескольких видах деятельности и/или каналах восприятия.

Становление внимания происходит в несколько этапов.

Первая стадия называется стадией рассеянного внимания. Она характерна для младенцев. На этом этапе мы еще не можем говорить о произвольном внимании. Есть лишь кратковременная фокусировка на ярких объектах, испуг при громких звуках и т. д. Ориентировочно‑исследовательская деятельность, на базе которой будет строиться произвольное внимание, появится чуть позже.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Формирование произвольного внимания начинается по инициативе взрослых («Смотри, птичка!»). Некоторые исследователи полагают, что все последующие проблемы с вниманием у детей связаны с тем, что в этот период их редко просили сосредоточиться.

Что могут сделать родители? Во‑первых, заниматься с ребенком.

И, во‑вторых, создать среду, полную ярких, отличающихся друг от друга предметов. На втором и третьем году жизни ребенок совершенствует навык сосредоточения внимания и осваивает самоуправление в этом вопросе. Часто ли бывало так, что вы звали ребенка несколько раз, но ответа не получали? Неужели он настолько рассеян, что не слышит вашего голоса? Как раз наоборот: ребенок в этот момент был полностью сосредоточен на чем‑то своем – машинке, лягушке или мультике. У него только один канал восприятия, поэтому он не «как будто не слышит», а по‑настоящему не слышит вас. Да и не видит ничего, помимо интересующего его объекта. Это не пренебрежение к родителям, а простая физиология.

Чем помочь ребенку на этой стадии формирования внимания? Играми, в которых это внимание задействуется. Простенькие лабиринты, картинки с большим количеством объектов, поиски пропавших или спрятанных игрушек, различные творческие процессы – рисование, пластилин. В общем, используйте любые виды деятельности, в которых взрослый инициирует проявление внимания, а ребенок потом самостоятельно его удерживает.

На третьей стадии одноканальное фиксированное внимание становится более гибким. Теперь ребенок уже может прервать игру, ответить на вопрос родителя, а затем вернуться к ней. Причем продолжить играть с того места, на котором остановился. На этой стадии формируется переключение внимания.


К четвертой стадии – стадии сложившегося одноканального внимания – ребенок способен заниматься двумя видами деятельности. Кажется, что он делает это одновременно, но на самом деле – просто быстро переключается с одной на другую. Например, ребенок может поддерживать разговор и играть, удерживая нить беседы и продолжая игру с того места, где прервался.

На следующих этапах объем внимания будет расширяться. К 4–5 годам ребенок сможет заниматься двумя делами одновременно, но уже не переключаясь между ними, а распределяя внимание. Хорошей тренировкой в этот период станут различные координационные упражнения, а также все, что требует задействовать сразу обе руки: лепка, рисование и т. д. Параллельно с этим формируется способность направлять внимание под влиянием внешней, но уже гораздо более сложной инструкции взрослого.

Когда к уже существующему каналу восприятия добавится еще один, ребенок сможет удерживать внимание на двух объектах в течение продолжительного времени. Однако надо понимать, что пока ему это дается нелегко: под влиянием усталости один из каналов то и дело «схлопывается». Как узнать, что данный этап успешно пройден? Характерным признаком этого является способность ребенка направлять внимание, руководствуясь собственными инструкциями. Правда, для этого ему пока еще требуются внешние вспомогательные средства – например, яркие картинки в книжке.

Весь этот путь ребенок проделывает до наступления школьного возраста. В начальных классах внимание развивается еще более динамично. Основные требования таковы:

• Ребенок должен уметь концентрировать произвольное внимание на объектах, которые не являются естественными раздражителями.

• Ребенку необходимо научиться концентрировать внимание на высказывании – вопросе или загадке.

• Объем внимания должен увеличиться до 3–4 объектов.

• Навык распределения внимания должен окончательно сформироваться, а способность к концентрации – возрасти.

Средний и старший школьный возраст – это время, когда изменения в развитии внимания переходят от количественных к качественным. Объем внимания продолжает увеличиваться. Возрастает продолжительность волевого внимания, вырабатывается способность концентрировать внимание на абстрактных образах и на планировании деятельности. Последний навык стоит выделить особо. Планирование – залог будущей самостоятельности. Для ребенка это принципиально новая задача: ведь речь идет об абстрактных понятиях.


У старшеклассников развитие внимания связано главным образом с вербальным мышлением, памятью, интеллектуальными процессами, а также с эмоциональной сферой.

К сожалению, расписать весь алгоритм тренировки внимания в рамках данного раздела нам не удастся. Ограничимся ключевыми упражнениями, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.