Файл: Руководство по поиску топлива для ракеты мотивации вашего ребенка. Вы узнаете, где она прячется, по каким законам живет и, главное, как правильно с ней работать.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 510
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Александрович Ягодкин Александр Николаевич Згода
Энциклопедия детской мотивации
Николай Ягодкин, Александр Згода
Энциклопедия детской мотивации
Отрицательная и положительная мотивация
Психологические проблемы в жизни ребенка
Вместо предисловия к заключению – пирамида Дилтса
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте37 – это классика, они вечны. Они выглядят следующим образом:
При желании можно продолжать и составлять таблицы Шульте размером 10 × 10 и даже еще больше. Но принцип их действия будет тем же. Так что давайте разбираться, как эти таблицы работают и почему их называют вечной классикой.
Таблицы Шульте – это универсальный тренажер. Набор упражнений, позволяющих диагностировать и развивать различные свойства внимания: переключение, устойчивость, распределение. Кроме того, во время работы с таблицами происходит тренировка периферического зрения, которое необходимо для формирования навыка скорочтения или вождения автомобиля.
Для тренировок используйте не менее четырех разных таблиц в день. Если под рукой есть только одна, поверните ее на 90 или 180 градусов.
Начните с самых маленьких таблиц – 3 × 3. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы, чтобы видеть ее целиком. Теперь ищите цифры в определенной последовательности: по возрастанию или по убыванию.
При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация взгляда только в центре таблицы. Любые движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как при чтении обычного текста, – 25–30 см.
Варианты работы с таблицами
1. Поиск цифр в последовательно возрастающем порядке (от 1 до 9 в таблицах 3 × 3; от 1 до 16 в таблицах 4 × 4; от 1 до 25 в таблицах 5 × 5 и т. д.).
2. Поиск цифр одновременно в двух таблицах: в этом случае взгляд переходит от центра одной таблицы к центру другой.
На эту тему существует множество вариаций: например, цветные таблицы, таблицы 7 × 7, таблицы Горбова – Шульте и т. д. Если вам понравилось это упражнение, загляните на наш Youtube‑канал «Advance – эффективные техники обучения» – там вы найдете полезные ролики и более подробные объяснения.
Тест Струпа38
Это упражнение на концентрацию, умение сосредоточиться и переключиться. Помимо всего прочего, оно способствует развитию новых нейронных связей.
Образец текста для тренировки есть на форзацах этой книги. Вы видите слова, обозначающие разные цвета. Ваша задача – не читать каждое слово, а называть цвет, причем делать это на максимальной скорости.
Муха
Многие любят это упражнение, потому что в нем есть и игровая, и соревновательная динамика. Для выполнения задания требуется двое или более человек.
Представьте себе игровое поле. Оно может быть любого размера – 3 × 3, 5 × 5 или больше. Из заранее оговоренной стартовой точки поля начинает двигаться муха.
Ведущий рисует поле и отслеживает перемещение мухи ручкой, называя каждый ее ход вслух. Остальные участники закрывают глаза и отслеживают перемещения мухи в своем воображении. Побеждает тот, кто сможет точно назвать квадрат, в котором находится муха.
Например, возьмем поле 5 × 5.
Стартовая ячейка может быть любой, но, допустим, мы договорились, что сегодня муха отправляется в путь из левого верхнего угла. Участники представили поле со стартовой позицией и закрыли глаза. Ведущий громко и четко начинает рассказывать маршрут мухи: вниз, вправо, вправо, вниз, влево, вниз, вправо, вверх, вниз, влево, вправо, вправо, вниз, вправо.
В какой‑то момент ведущий останавливается и спрашивает, где муха, и участники называют свои варианты. В данном случае правильный ответ – в правом нижнем квадрате, но каждый раз он будет разным.
10.2. Упражнение на выделение главного
Есть одно замечательное упражнение. Опишу его в нескольких вариантах: для детей и для взрослых. Особенность этого упражнения в том, что его можно выполнять когда угодно, так что оно будет работать на развитие внимания постоянно.
Самый простой вариант выглядит так: надо назвать пять самых ярких объектов, находящихся в поле вашего зрения. Неважно, сколько предметов вы видите: в любом месте всегда существует своя иерархия. Даже если вы сидите на белом сугробе посреди заснеженного поля, все равно вокруг будут какие‑то кочки, их тени, линия горизонта или облако странной формы. А на абсолютно стандартном паркинге торгового центра есть асфальт, колонны, разметка – потертая или свежая. Любую картинку можно разбить на фрагменты
, которые станут объектами для сравнения. Процедура сравнения вообще очень полезна для нашего мозга: выбирая пять самых ярких объектов, мы как будто делаем своему мозгу массаж, стимулируем и тонизируем его.
Вариантов этой игры существует бесконечное множество. Можно сравнивать объекты по скорости или подбирать их по определенному типу: растения, птицы, признаки времени года или, наоборот, аномалии и необычности. Главное, не забывайте, что хотя бы иногда надо давать ребенку выигрывать: это соревнование не для вас, а для него.
Упражнение на выделение главного решает сразу несколько задач. Ребенку нужно декомпозировать (разобрать) одну цельную картинку на элементы, сравнить их между собой и построить иерархию. А затем, удерживая в памяти уже отобранные объекты, назвать их, не повторяясь. Получается, что эта простая игра тренирует основные навыки мышления: внимание, способность к сравнению и память.
Взрослые могут использовать более сложный вариант. Например, обозначить для поиска объектов некий временной отрезок: от получаса до целого года.
Задайте себе вопрос: какие пять объектов были самыми яркими за последний год? А за последние 10 лет? За всю жизнь? Думаю, многие удивятся результатам. Если вдумчиво заполнить всю таблицу от руки, можно узнать о себе много нового.
Что дает регулярное выполнение этого упражнения? Во‑первых, вы развиваете вариативность и гибкость мышления и учите ваш мозг сравнивать то, что кажется несравнимым. Во‑вторых, это отличная интеллектуальная разминка и проверенный способ борьбы со стрессом: в течение часа будут задействованы практически все ресурсы вашего мозга.
Потренировавшись на себе, попробуйте спросить ребенка: что было самым ярким для него за последние 10 лет? Спустя полгода задайте тот же вопрос еще раз. Проанализируйте результаты. Возможно, вы получите идентичный список событий. Или, наоборот, он будет абсолютно другим. Это говорит о том, что ребенок может ориентироваться во времени на больших дистанциях. Он развивается и анализирует свой опыт, меняя значимость происходящих событий.
10.3. Как выбрать секцию и/или тренера
Именно с таким вопросом родители часто обращаются к педагогам нашего Центра. И мы отвечаем на него так:
1. Выбирать нужно не секцию, а тренера.
2. Выбор секции важен только в том случае, если есть задача вырастить профессионального спортсмена.
3. Прежде чем выбирать секцию, спросите себя, зачем это нужно вам и вашему ребенку. Ваши цели в отношении спорта должны быть четко определены.
В главах, посвященных спортивной мотивации и спорту, мы уже говорили, что начинать надо с постановки целей. Тут два основных варианта. Если ваша цель – сделать из ребенка профессионального спортсмена, советую вам прочитать перечисленные главы еще раз. Если во главу угла вы ставите здоровье ребенка, можете оставаться здесь. Неверно обозначенные цели проявляются не сразу, а лет через пять, когда в развитии ребенка уже наблюдается существенный перекос.
Итак, зачем вашему ребенку спорт? Для здоровья, для характера, для карьеры или для того, чтобы он лучше спал? Что в приоритете? Спортивная секция – это средство для достижения целей. Хорошая спортивная секция с хорошим тренером – это, соответственно, хорошее средство.
Каждый вид спорта обладает своим обаянием. Иногда родитель приходит на день открытых дверей в местный спортклуб, а там – сплошь идеальные картинки. В одном зале дети кувыркаются, крутят сальто, невообразимым образом проносятся по акробатической дорожке – красота и умиление. В другом – девочки и мальчики в белоснежных кимоно в едином порыве кричат «Ки‑я» и машут высоко ногами. В третьем – дети, которых даже не видно из‑под теннисного стола, успевают бить по микроскопическому мячику. Еще дальше – танцоры выделывают залихватские па, хотя еще вчера с трудом ходили по ровной поверхности.
Когда «мимиметр» зашкаливает, родители теряются не меньше детей. Единственное, что может вернуть их в реальность, – осознание целей и задач всего мероприятия. Только это позволяет успешно обороняться и в конечном счете выбирать то, что подходит ребенку.
– Мы воспитали 25 мастеров спорта!
– Спасибо, мы не планируем связывать со спортом жизнь!
– У нас самый интенсивный график: можно тренироваться целых пять раз в неделю!
– Спасибо, мы ограничимся двумя.
– У нас на всех каникулах спортивные лагеря!
– Спасибо большое, я бы хотел проводить время на каникулах с ребенком самостоятельно, у нас есть развлекательная и культурная программа.
И так далее. Сравнивать идеальную картинку с собственными целями и понимать, насколько велика цена за обещанные достижения, – это единственно правильный способ выбора спортивной секции. Но все это может и не потребоваться, если вы внимательно прочитаете следующие два пункта.
Почему выбор тренера важнее, чем выбор вида спорта?
Мы очень надеемся, что скоро в нашей стране в каждом регионе будет много хороших детских тренеров. Но пока их не хватает даже в крупных городах. Между тем тренер – это человек, который гарантирует вашему ребенку здоровье, а в некоторых случаях – жизнь. В каждый момент времени он, опираясь на собственный опыт, определяет интенсивность нагрузки. По большому счету, он знает про вашего ребенка даже больше, чем вы, поскольку занимается расширением его возможностей. Как бы хороша ни была секция, но если тренер не имеет опыта работы с детьми вашей возрастной категории или просто слишком устает, чтобы следить за происходящим в зале, эта затея добром не кончится.
Есть и еще нюанс. Большинство детских тренеров ориентированы на достижения конкретного результата в виде спортивного разряда. Им не очень интересно заниматься физкультурой или спортом обычных, не высших достижений. Объясняется это очень просто: век профессионалов в некоторых видах спорта слишком короток. Именно поэтому, например, юные гимнастки сегодня выполняют программу, с которой еще лет сто назад вполне можно было выиграть Олимпиаду. Вы должны быть уверены, что тренер готов отказаться от гонки за результатом, если она будет угрожать здоровью вашего ребенка. Такая установка существенно сужает круг поисков. Однажды мы с сотрудниками нашего Центра обсуждали эту тему. Оказалось, что у каждого из нас на примете есть только один тренер, соответствующий таким требованиям. Так что, по факту, никакого выбора не было – ребенок пошел заниматься к нему, независимо от того, о каком виде спорта шла речь.