Файл: Лекция Тема 1 (2 часа) Сущность, значение и структура внешнеэкономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сущность международной производственной кооперации как вида внешнеэкономической деятельности заключается в том, что производственные фирмы разных стран осуществляют на договорной основе процесс создания отдельных видов промежуточной продукции (комплектующих, узлов и компонентов), предназначенных в качестве составных элементов для производства конечного продукта.

Формы международной специализации:

- отраслевая, разделяющаяся на межотраслевую, отраслевую и специализацию отдельной фирмы;

- территориальная – специализация на производстве товаров (или компонентов) отдельных стран, групп стран, регионов.
Виды специализации:

- предметная – производство готового продукта;

- подетальная – производство отдельных элементов готового продукта;

- технологическая – осуществление отдельных стадий единого процесса.

Развитие специализации, усложнение продукции, всё возрастающее разнообразие и появление новых её видов объективно приводят к появлению новых производств, дальнейшей дифференциации существующих отраслей и усилению взаимозависимости между ними, т. е. возрастанию роли международной производственной кооперации.

Международная производственная кооперация на фоне дальнейшего обособления и специализации отдельных производств, стадий технологических процессов и появления новых технологий, основанных на передовых достижениях науки, превратилась в последние десятилетия в один из важнейших видов внешнеэкономической деятельности, имеющий свои специфические особенности, формы развития и методы сотрудничества.

Основные особенности международной производственной кооперации:

- долгосрочность, стабильность и регулирование взаимоотношений между партнёрами;

- наличие совместной производственной программы на основе применения единых технических норм и стандартов качества, согласования объёма, ассортимента и ритмичности производства и поставок;

- договорная основа, регулирующая весь комплекс взаимоотношений кооперантов;

- тесное переплетение с другими формами внешнеэкономической деятельности, прежде всего с внешней торговлей, по каналам которой осуществляются связи кооперантов, а также с международным инвестиционным сотрудничеством, если международная производственная кооперация осуществляется в форме совместных кооперационных фирм.

 

Формы международной производственной кооперации


Формы международной производственной кооперации достаточно разнообразны, однако в качестве основных выделяют следующие:

- производство промежуточной продукции для последующего выпуска конечного продукта;

- на основе договорной специализации;

- на основе организации совместного производства.

 Эффективность международной производственной кооперации

Экономическая эффективность международной производственной кооперации измеряется общей экономией издержек производства на единицу готовой продукции путём привлечения специализированных партнёров. Применение различных форм международной производственной кооперации может давать фирмам-кооперантам экономические преимущества не только за счёт удешевления конечного продукта на основе кооперации со специализированными партнёрами.

Выгодность использования кооперационного сотрудничества в современном производстве определяется ролью кооперации как “новой производительной силы”, порождаемой оптимальным сложением нескольких сил в единый комплекс. Одна, даже самая мощная фирма, не в состоянии решать в современных условиях научно-технической революции всю совокупность сложнейших задач по разработке и созданию в сжатые сроки принципиально новых видов продукции. Подобные задачи можно решать только путём концентрации возможностей двух или нескольких специализированных фирм с учётом их производственного и научно-технического потенциала.

Расчёты показывают, что международные соглашения о кооперации в среднем на 14-20 месяцев сокращают сроки налаживания производства по сравнению с организацией его собственными силами, на 50-70% снижают стоимость освоения производства.

Эффективность международных кооперационных поставок и возрастающее применение и привлекательность для фирм связаны также с действием другого экономического фактора – чрезвычайно высоким разрывом в уровне ввозных пошлин на комплектующие изделия и готовую продукцию во многих государствах. Этим обстоятельством объясняется наблюдаемый в последнее десятилетие бум на создание формальных кооперационных производств сборочного профиля, называемых “отвёрточной сборкой”.


Лекция 6. Тема 4 (2 часа) Внешнеторговые операции купли-продажи услуг


  • Современное состояние торговли услугами, отличия торговли услугами от торговли товарами, виды классификации услуг, особенности отражения во внешнеторговом балансе страны.


Объем международной торговли для многих стран составляет значительную долю валового внутреннего продукта. Если рассматривать долю мировой торговли в мировом ВВП, а именно стоимость импорта и экспорта товаров и услуг, то в 2019 году она выросла до 56 % (по сравнению с 20 % в 1995 г.).



В 1995 году в ходе Уругвайского раунда переговоров была создана Всемирная Торговая Организация (ВТО). Основной целью создания ВТО была возможность обеспечить эффективное функционирование системы мировой торговли на основе единых правил, а также открытость и доступность рынков. С момента учреждения Всемирной Торговой Организации можно выделить несколько закономерностей развития мировой торговли.

Первая из них — это быстрый рост международной торговли товарами и услугами. Например, за последние 10 лет экспорт промышленных товаров вырос с 8 до 11 трлн долл. США, а экспорт коммерческих услуг с 2,9 до 4,8 трлн долл. США.

Еще одна из закономерностей — неравномерный рост развития международной торговли. Конец 90-х годов характеризовался быстрыми темпами роста международной торговли, но замедлялся во время кризисов, имеющих место в этот период. Далее опять характерный рост развития и резкое замедление роста во время экономического кризиса в 2008 году. Восстановление экономики после кризиса, а в 2012 снова замедление темпов роста.

2015 год характеризовался сокращением объемов торговли, а также понижением стоимости мирового товарного экспорта из-за падения цен на нефть.

В 2019 году по сравнению с 2015 стоимость мирового экспорта товаров уменьшилась на 3,3 %, а стоимость экспорта услуг увеличилась лишь на 0,1 %.

Однако в наше время именно торговля услугами является одной из наиболее развивающихся сфер, перспективы которой очень значительны в мировой экономике. Производство товаров становится сложнее, рынок перенасыщается, соответственно растет потребность в услугах.

Во многих странах торговля услугами является главной статьей общего экспорта. В условиях современности появляется большое количество возможностей для потребления, а также производства различных услуг. В 2019 году тройка крупнейших стран по стоимости экспорта осуществляли 27,5 % экспорта услуг. Лидирующую роль в экспорте услуг заняли США (14,24 %), Великобритания (6,7 %) и Германия (5,64).

Россия в мировом экспорте услуг занимает долю около 1,5 %. Наибольшее значение в сфере экспорта услуг в России имеют такие услуги, как строительные и транспортные и услуги.

При этом самыми важными статьями в доле экспорта являются транспорт и туризм.

Отличия торговли услугами от торговли товарами

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);


• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;

• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;

• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.

Ключевым, в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

• Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

• Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).

• Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).


Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

На мировом рынке услуг в настоящее время доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг. Доля первой пятерки составляет около 40% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится более 35% всего мирового экспорта услуг.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывает Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.

Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Поскольку выработать исчерпывающее определение услуги затруднительно, но – вместе с тем – предмет обязательств членов ВТО в сфере торговли услугами должен быть четко определен, а сами обязательства должны иметь конкретное содержание и объем, то для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги были классифицированы в рамках 12 секторов следующим образом:

  • деловые услуги (включая профессиональные услуги),

  • услуги в области связи (включая почтовые, телекоммуникационные и аудиовизуальные услуги),

  • строительные и связанные с ними инженерные услуги,

  • дистрибьюторские услуги (включая услуги оптовой и розничной торговли),

  • услуги в области образования,

  • услуги, связанные с защитой окружающей среды,

  • финансовые услуги (страхование, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг),

  • услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,

  • туризм и услуги, связанные с путешествиями,

  • услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг)

  • транспортные услуги,

  • услуги прочие, не вошедшие в перечисленные (например, бытовые услуги).