Файл: Лекция Тема 1 (2 часа) Сущность, значение и структура внешнеэкономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лекция 7. Тема 4 (2 часа)

Внешнеторговые операции купли-продажи услуг


  • Определение аренды и ее виды. Схема лизинговой операции и ее характеристика. Особенности расчета арендных платежей в лизинге. Виды лизинга и их характеристика. Достоинства и недостатки


Аренда – это соглашение (договор) посредством которого собственник имущества (арендодатель) передает нанимателю (арендатору) имущество во владение и пользование или во временное пользование в течение оговоренного срока и за согласованную между сторонами арендную плату. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Арендные отношения определяются договором между арендатором и арендодателем, он должен быть взаимовыгодным и фиксировать взаимные обязательства сторон.

Для того, чтобы ответить на вопрос, сколько будет стоить аренда, необходимо разобраться, что входит в состав арендной платы.

В составе арендной платы от сданного в аренду имущества обычно учитывают:

  • амортизационные отчисления;

  • 1   2   3   4   5

часть прибыли, которую получают от использования, взятого в аренду имущества;

  • средства, передаваемые для ремонта объектов по истечении срока их аренды;

  • расходы на страхование.


Гражданское законодательство определяет следующие виды аренды:
- аренда транспортных средств;

- аренда зданий и сооружений;

- аренда предприятия в целом как имущественного комплекса;

- прокат;

- финансовая аренда (лизинг).

Лизинг – это своего рода «гибрид» аренды и кредита с привлечением третьего лица – лизинговой компании. Последняя выкупает у продавца имущество и передает его лизингополучателю. Тот выплачивает ежемесячно определенную сумму, которая является одновременно и арендным платежом, и платежом по кредиту (в зависимости от дальнейших намерений пользователя). По окончании указанного в договоре срока имущество можно выкупить по остаточной стоимости или вернуть лизинговой компании.

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС, где

ЛП - общая сумма лизинговых платежей;

АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга;
КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;
ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателя, предусмотренные договором лизинга;
НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя.

О сновное отличие лизинга от обычной аренды согласно российскому законодательству состоит в том, что лизингодатель специально приобретает имущество для лизингополучателя. При этом последний сам выбирает продавца данного имущества. Поэтому лизинговая сделка помимо собственно договора лизинга обязательно включает в себя договор купли-продажи. Кроме того, стороны еще могут заключить договоры о привлечении средств, залога, гарантии, поручительства и т.д. Таким образом, финансовая аренда характеризуется российским гражданским законодательством как трехсторонняя сделка, сочетающая в себе два вида отношений: купли-продажи и передачи во временное владение и пользование. При этом объект аренды обязательно должен использоваться в предпринимательских целях.



  • Основные формы передачи технологий на современном этапе развития мировой торговли. Сущность лицензии, патента, ноу-хау. Виды и характеристика лицензий. Цена лицензии и особенности расчета лицензионных платежей. Определение туризма и его видов. Виды туристических услуг. Классификация туристических фирм

Выделяют следующие сегменты мирового рынка технологий:

  • рынок патентов и лицензий;

  • рынок наукоемкой технологической продукции;

  • рынок высокотехнологичного капитала;

  • рынок научно-технических специалистов.

Основная форма международного обмена научно-техническими достижениями - лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.

Лицензия - это разрешение продавца (лицензиара) на использование другим лицом - покупателем (лицензиатом) - изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока (в среднем 5-7 лет) за обусловленное вознаграждение.

Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау) лицензии, дающие право на использование научно-технических достижений.

1 место - лицензионные соглашения, 2 место - беспатентные (лицензии на ноу -хау), 3 место - чисто патентные (без передачи ноу-хау).

В мировой практике чаще всего используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.

Ноу-хау - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

Патент - документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения.

По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретённые лицензии 1-10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений. Патентование способствует защите от «пиратства» и недобросовестной конкуренции.


За предоставление права на использование предмета лицензионного соглашения лицензиат выплачивает лицензиару лицензионное вознаграждение.

Среди форм выплат лицензионного вознаграждения выделяют следующие:

  • роялти - оговоренное участие в прибыли, т.е. периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного оглашения. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей;

  • паушальный платеж - единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);

  • комбинированные платежи - включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (обычно 10-15% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг.

Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Продавец (франчайзер) не только передает покупателю (франчайзи) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса.

По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

Преимущества франчайзинга:

  • сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;

  • возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);

  • использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;

  • гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;

  • бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.


Быстрое распространение франчайзинга по всему миру не означает, что этот вид бизнеса не создает никаких проблем и трудностей. Замечено, в частности, что за рубежом фирмы-франшизеры сталкиваются со следующей дилеммой: с одной стороны, высокая стандартизация продукции уменьшает ее привлекательность для иностранцев, с другой же стороны, чем выше уровень учета местных условий, тем меньше потребность во франшизах.

Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг, который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники.

Таким образом, международный обмен технологиями играет определяющую роль в экономическом развитии общества на данном этапе его развития. Под международным обменом технологиями понимаются сделки на основе соглашений между сторонами, которые преследуют в качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг. Ускорение НТР привело к созданию во второй половине ХХ века нового вида мирового рынка - технологического, который обладает специфическим механизмом функционирования. Среди сегментов мирового рынка технологий выделяют: рынок патентов и лицензий, рынок наукоемкой технологической продукции, рынок высокотехнологичного капитала, рынок научно-технических специалистов.

Туризм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
Виды туристических услуг

  1. Экскурсионные

  2. Транспортные

  3. Размещение и питание

  4. Комплектация туров

  5. Досуговые услуги


По своему отношению к исполнителям и потребителям туруслуг: туроператоры и турагенты.

Туроператор (создает новый продукт) собирает отдельные компоненты туристской поездки в единый тур. Имеют собственные или арендованные средства.

Турагент