Файл: Тип работы курсовой проект Название дисциплины Право Тема Российская Федерация как светское государство Фамилия студента Белов Имя ученика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Тип работы | курсовой проект |
Название дисциплины | Право |
Тема | Российская Федерация как светское государство |
Фамилия студента | Белов |
Имя ученика | Никита |
Отчество ученика | Константинович |
Контактный номер | 270440020121090004 |
-
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы отношений государства и церкви……………………4
2 Законодательное регулирование положения конфессий в РФ……………..15
Заключение………………………………………………………………………26
Глоссарий…………………………………………………………….…………..28
Список использованных источников………………………………………..…30
Список сокращений……………………………………………….………………34
Приложения……………………………………………….………………………35
-
Введение
Актуальность темы работы «Российская Федерация – светское государство» заключается в том, что взаимоотношения государства и Церкви на протяжении последних полутора-двух тысяч лет являются одним из важнейших аспектов внутренней государственной политики и, в ряде случаев, государственных функций. О функциях можно говорить в этом смысле, когда религия становится одним из институтов государства, как это сделал в свое время в России Петр Великий.
Целью работы является изучение Российской Федерации как светского государства.
Объектом работы является Российская Федерация как светское государство.
Темой книги являются принципы свободы совести и свободы вероисповедания.
Рабочие задачи:
- рассматривать отношения между государством и церковью как основу типологии государств;
- выявить статус конфессий в светском государстве;
- изучать свободу совести и вероисповедания как основу светского государства;
- исследовать правовое регулирование деятельности религиозных организаций.
При написании работы использовались нормативные правовые акты, учебники и учебные пособия, а также материалы периодических изданий и сети Интернет, например Малько А.В. и другие.
-
Основная часть
-
1 Теоретические основы государственно-церковных отношений
-
Типология государств, т. е. их классификация по типам, способствует более глубокому выявлению характеристик, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурных изменений, а также прогнозировать их дальнейшее существование.
В современной России большое значение имеют вопросы религиозной жизни. Россия – многоконфессиональная страна, и это накладывает отпечаток на государственное регулирование общественных отношений в сфере религии. Государство, с одной стороны, не может детально регулировать этот очень мощный пласт общественных отношений, регулировать во всех его аспектах. Но государство не может игнорировать возможное и реальное влияние религиозных организаций на своих граждан.
Отношения между государством и церковью всегда были сложными. Во все времена и во всех государствах наблюдались самые разные, порой прямо противоположные подходы к регулированию государственно-церковных отношений. Наша страна в этом смысле не исключение - от стадии государственной религии до государственного атеизма Россия постепенно перешла к религиозной толерантности. Такое положение дел в своей основе соответствует общепринятым в настоящее время в большинстве стран мира представлениям о правах человека и нормам государственного регулирования религиозных отношений.
Как известно, классификация может производиться по разным признакам (критериям). При этом под типом понимаются общие, существенные и существенные характеристики, присущие той или иной совокупности (группе) состояний и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Типология является одним из типов классификации и в то же время ее высшей формой, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из важнейших и высших классификационных признаков - типу 'государств.
Типология государств не есть абстрактная умозрительная конструкция. Он основан на обобщении большого количества фактических данных исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и отношений, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования общества. государственно-правовые явления и системы.
Одной из основ государственных классификаций является отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято различать светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
1) Светское государство – это государство, в котором систематически достигается отделение церкви от государства, отсутствует государственная или обязательная религия, признаются свобода вероисповедания и атеизма, религиозные взгляды и антирелигиозность.
Правовой режим религиозных организаций в светском государстве характеризуется следующими чертами: 1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 2) государство не вмешивается во внутреннюю деятельность церкви, за исключением случаев нарушения действующих законов; 3) государство не оказывает никакой материальной, финансовой или иной помощи какой-либо из конфессий; 4) религиозные организации не осуществляют законных функций от имени государства; 5) конфессии, со своей стороны, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются только деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
Государство защищает законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
Принцип светского государства закреплен в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает, что Россия является светским государством. Никакая религия не может быть установлена в России в качестве государственной или обязательной религии. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется Законом Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Клерикальное государство – это государство, в котором Церковь имеет государственность,
Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, охватывающее различные сферы общественных отношений. Статус государственной религии характеризуется следующими признаками: 1) в сфере экономических отношений - признание права собственности на широкий круг объектов - земли, зданий, сооружений, объектов религиозного назначения и т.п.; 2) церковь получает от государства различные дотации и материальную помощь, налоговые льготы; 3) церковь имеет право на участие в политической жизни страны и часто имеет свое представительство в государственных органах; 4) церковь наделена рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения; 5)
церковь осуществляет контроль в сфере образования, образования, осуществляет религиозную цензуру печатных изданий, кино, телевидения и т. д. В клерикальном государстве, несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее государство и церковь не сливаются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа. несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее, государство и церковь не смешиваются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа. несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее, государство и церковь не смешиваются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа.
Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью во многих странах:
а) в Швеции, где высшим административным органом Церкви является правительство. Здесь все граждане облагаются церковным налогом, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме того, крупным лесным и помещиком;
б) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;
в) в Финляндии, где церковные расходы покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;
г) в Дании, где главой церкви является король, взимаются особые налоги и священники являются государственными служащими;
д) в Исландии, где главой церкви является президент, а за экономическое положение церкви отвечает государство.
Пресвитерианская церковь — государственная церковь Шотландии. В Испании католицизм был государственной религией до 1978 года, при этом церковные расходы полностью покрывались государством. В Германии значительным влиянием пользуется католицизм, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституция 1947 г. провозглашала свободу совести, но при этом сохранялся государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашается свобода совести, но президентская власть освящается церковью, а религиозное образование входит в школьную программу с бесплатным посещением. Бразильская церковь формирует государственные программы по образовательным, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует особый статус католической церкви. позволяя ему контролировать системы здравоохранения и образования. Там запрещены разводы, аборты и продажа противозачаточных средств.
3) Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.
Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же и глава государства), признанному «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и т. д. (фараон, царь, император, халиф). На практике государственная власть возложена на духовенство и священников. Закон признает «указы Божии» — Священное Писание, Шариат и т. д. и волю Главы Государства и Церкви. Впервые термин «теократия» встречается в трудах Иосифа Флавия. Примерами теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века в Папской области устанавливается теократическая власть папы.
Теократические государства характеризуются следующими характеристиками:
1) государственная власть принадлежит Церкви, имеющей статус государственной религии;
2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и общественной жизни;
3) глава государства является одновременно высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например, в городе-государстве Ватикан. Согласно Конституции Ирана, правительство страны находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он также назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает президента, объявляет амнистию и т. д. Послания факихов выше закона и должны направлять судебную власть.
В настоящее время примером теократического государства является город-государство Ватикан, являющееся абсолютной теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. В последнее время теократические формы сохранились как пережитки прошлого и в менее развитых странах.
4) Атеистическое государство – это государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от органов государственной власти и осуществляется систематическое преследование духовенства и верующих.
Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что:
1) церковь лишается своей экономической основы - собственности;
2) религиозные организации либо запрещены, либо находятся под жестким контролем государства