Файл: Тип работы курсовой проект Название дисциплины Право Тема Российская Федерация как светское государство Фамилия студента Белов Имя ученика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе

Версия шаблона

3.1

Тип работы

курсовой проект

Название дисциплины

Право

Тема

Российская Федерация как светское государство

Фамилия студента

Белов

Имя ученика

Никита

Отчество ученика

Константинович

Контактный номер

270440020121090004


  1. Содержание


Введение…………………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы отношений государства и церкви……………………4

2 Законодательное регулирование положения конфессий в РФ……………..15

Заключение………………………………………………………………………26

Глоссарий…………………………………………………………….…………..28

Список использованных источников………………………………………..…30

Список сокращений……………………………………………….………………34

Приложения……………………………………………….………………………35
  1. Введение


Актуальность темы работы «Российская Федерация – светское государство» заключается в том, что взаимоотношения государства и Церкви на протяжении последних полутора-двух тысяч лет являются одним из важнейших аспектов внутренней государственной политики и, в ряде случаев, государственных функций. О функциях можно говорить в этом смысле, когда религия становится одним из институтов государства, как это сделал в свое время в России Петр Великий.

Целью работы является изучение Российской Федерации как светского государства.

Объектом работы является Российская Федерация как светское государство.

Темой книги являются принципы свободы совести и свободы вероисповедания.

Рабочие задачи:

- рассматривать отношения между государством и церковью как основу типологии государств;

- выявить статус конфессий в светском государстве;

- изучать свободу совести и вероисповедания как основу светского государства;

- исследовать правовое регулирование деятельности религиозных организаций.

При написании работы использовались нормативные правовые акты, учебники и учебные пособия, а также материалы периодических изданий и сети Интернет, например Малько А.В. и другие.


  1. Основная часть

    1. 1 Теоретические основы государственно-церковных отношений


Типология государств, т. е. их классификация по типам, способствует более глубокому выявлению характеристик, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурных изменений, а также прогнозировать их дальнейшее существование.

В современной России большое значение имеют вопросы религиозной жизни. Россия – многоконфессиональная страна, и это накладывает отпечаток на государственное регулирование общественных отношений в сфере религии. Государство, с одной стороны, не может детально регулировать этот очень мощный пласт общественных отношений, регулировать во всех его аспектах. Но государство не может игнорировать возможное и реальное влияние религиозных организаций на своих граждан.

Отношения между государством и церковью всегда были сложными. Во все времена и во всех государствах наблюдались самые разные, порой прямо противоположные подходы к регулированию государственно-церковных отношений. Наша страна в этом смысле не исключение - от стадии государственной религии до государственного атеизма Россия постепенно перешла к религиозной толерантности. Такое положение дел в своей основе соответствует общепринятым в настоящее время в большинстве стран мира представлениям о правах человека и нормам государственного регулирования религиозных отношений.

Как известно, классификация может производиться по разным признакам (критериям). При этом под типом понимаются общие, существенные и существенные характеристики, присущие той или иной совокупности (группе) состояний и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология является одним из типов классификации и в то же время ее высшей формой, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из важнейших и высших классификационных признаков - типу 'государств.

Типология государств не есть абстрактная умозрительная конструкция. Он основан на обобщении большого количества фактических данных исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и отношений, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования общества. государственно-правовые явления и системы.

Одной из основ государственных классификаций является отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято различать светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.



1) Светское государство – это государство, в котором систематически достигается отделение церкви от государства, отсутствует государственная или обязательная религия, признаются свобода вероисповедания и атеизма, религиозные взгляды и антирелигиозность.

Правовой режим религиозных организаций в светском государстве характеризуется следующими чертами: 1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 2) государство не вмешивается во внутреннюю деятельность церкви, за исключением случаев нарушения действующих законов; 3) государство не оказывает никакой материальной, финансовой или иной помощи какой-либо из конфессий; 4) религиозные организации не осуществляют законных функций от имени государства; 5) конфессии, со своей стороны, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются только деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство защищает законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

Принцип светского государства закреплен в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает, что Россия является светским государством. Никакая религия не может быть установлена ​​в России в качестве государственной или обязательной религии. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется Законом Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Клерикальное государство – это государство, в котором Церковь имеет государственность,

Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, охватывающее различные сферы общественных отношений. Статус государственной религии характеризуется следующими признаками: 1) в сфере экономических отношений - признание права собственности на широкий круг объектов - земли, зданий, сооружений, объектов религиозного назначения и т.п.; 2) церковь получает от государства различные дотации и материальную помощь, налоговые льготы; 3) церковь имеет право на участие в политической жизни страны и часто имеет свое представительство в государственных органах; 4) церковь наделена рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения; 5)
церковь осуществляет контроль в сфере образования, образования, осуществляет религиозную цензуру печатных изданий, кино, телевидения и т. д. В клерикальном государстве, несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее государство и церковь не сливаются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа. несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее, государство и церковь не смешиваются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа. несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее, государство и церковь не смешиваются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа.

Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью во многих странах:

а) в Швеции, где высшим административным органом Церкви является правительство. Здесь все граждане облагаются церковным налогом, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме того, крупным лесным и помещиком;

б) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;

в) в Финляндии, где церковные расходы покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;

г) в Дании, где главой церкви является король, взимаются особые налоги и священники являются государственными служащими;

д) в Исландии, где главой церкви является президент, а за экономическое положение церкви отвечает государство.

Пресвитерианская церковь — государственная церковь Шотландии. В Испании католицизм был государственной религией до 1978 года, при этом церковные расходы полностью покрывались государством. В Германии значительным влиянием пользуется католицизм, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституция 1947 г. провозглашала свободу совести, но при этом сохранялся государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашается свобода совести, но президентская власть освящается церковью, а религиозное образование входит в школьную программу с бесплатным посещением. Бразильская церковь формирует государственные программы по образовательным, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует особый статус католической церкви. позволяя ему контролировать системы здравоохранения и образования. Там запрещены разводы, аборты и продажа противозачаточных средств.


3) Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.

Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же и глава государства), признанному «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и т. д. (фараон, царь, император, халиф). На практике государственная власть возложена на духовенство и священников. Закон признает «указы Божии» — Священное Писание, Шариат и т. д. и волю Главы Государства и Церкви. Впервые термин «теократия» встречается в трудах Иосифа Флавия. Примерами теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века в Папской области устанавливается теократическая власть папы.

Теократические государства характеризуются следующими характеристиками:

1) государственная власть принадлежит Церкви, имеющей статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и общественной жизни;

3) глава государства является одновременно высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например, в городе-государстве Ватикан. Согласно Конституции Ирана, правительство страны находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он также назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает президента, объявляет амнистию и т. д. Послания факихов выше закона и должны направлять судебную власть.

В настоящее время примером теократического государства является город-государство Ватикан, являющееся абсолютной теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. В последнее время теократические формы сохранились как пережитки прошлого и в менее развитых странах.

4) Атеистическое государство – это государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от органов государственной власти и осуществляется систематическое преследование духовенства и верующих.

Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что:

1) церковь лишается своей экономической основы - собственности;

2) религиозные организации либо запрещены, либо находятся под жестким контролем государства