Файл: Образовательная программа курсовая работа дисциплина Тема Автор обучающийся группы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Алтайский филиал
Направление подготовки
Образовательная программа:
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: | |
Тема: | |
Автор: | ||
обучающийся | группы | __________ |
____________ | формы обучения | |
___________/____________________ (подпись) (ФИО) | ||
Преподаватель: | ||
Должность, ученая степень, ученое звание: _______________________________ | ||
___________/____________________ (подпись) (ФИО) | ||
Оценка: _______________________ «____» _______________ 20____ г. |
Барнаул 2021 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ самоотношения и психологических аспектов профессиональной деятельности продавцов-консультантов 6
1.1. Определение понятия самоотношения 6
1.2 Специфика профессиональной деятельности продавцов-консультантов 9
Глава 2. Исследование взаимосвязи самоотношения и отношения к клиентам у продавцов-консультантов 16
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения
Введение
Роль торговли неоценима в жизни общества, так как способствует удовлетворению различных потребностей человека через приобретение необходимых товаров. Рост и развитие торговли соответственно сопровождаются увеличением количества людей, занятых в данной профессиональной области. От эффективности деятельности продавцов-консультантов напрямую зависит прибыльность не только отдельных организаций, но и благоприятное состояние всей экономики. Поэтому одной из актуальных задач современного общества являются качественный отбор и профессиональная подготовка продавцов-консультантов.
В отличие от других сфер социальной деятельности торговля имеет свою специфику, которая заключается в преобладании непосредственного общения между людьми в отличие от других отраслей экономики, где общение может осуществляться на расстоянии с помощью технических средств (телефон, интернет, переписка).
То есть фактически купля-продажа представляет собой процесс межличностного общения, поэтому ему присущи свойства и цели коммуникации. Смысл данного процесса заключается в обеспечении обмена информацией между людьми, как вербальной, так и невербальной, в том числе передаче друг другу эмоциональных состояний.
К должности продавца-консультанта предъявляются требования, включающие в себя не только знания характеристик товара и процессов, сопутствующих самому акту купли-продажи (например, организацию рабочего места, расположение товара, документооборот), но и наличие развитых коммуникативных навыков и определенных индивидуальных личностных особенностей.
Стоит заметить, что далеко не всегда имеющиеся у человека личностные особенности совпадают с требованиями деятельности. Увеличение этого расхождения будет способствовать приложению все больших усилий, чтобы достигнуть компенсации, некого баланса. Следствием этого будет уменьшение полезного времени, в течение которого человек будет успешно выполнять трудовые функции в определенной должности. Тщательно подавляемые негативные эмоции либо выплеснутся наружу и приведут к возникновению конфликтной ситуации, либо спровоцируют ухудшение здоровья.
Дисбаланс между сдерживаемыми внешними проявлениями, когда продавец-консультант в силу отработанных профессиональных навыков старается «держать лицо», и имеющимися внутренними личностными особенностями, также препятствует продуктивному взаимодействию с клиентом. Сам процесс общения с большим количеством покупателей может являться стрессовой ситуацией.
Данная проблема и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования работы являются продавцы-консультанты.
Предмет исследования - взаимосвязь самоотношения и отношения к клиентам у продавцов-консультантов.
Цель данной курсовой работы - выявить наличие взаимосвязи самоотношения и отношения к клиентам у продавцов-консультантов.
Задачи:
1) Дать определение понятию «самоотношение».
2) Изучить специфику деятельности продавцов-консультантов.
3) Выявить связь самоотношения и отношения к клиентам у продавцов-консультантов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самоотношением и отношением к клиентам у продавцов-консультантов.
Методологические основы исследования:
Методы исследования: теоретический анализ; тестирование; корреляционный анализ по методу Спирмена.
Методики исследования:
-
Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси); -
Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев); -
Опросник аффилиации (А. Мехрабиан);
4. Диагностика принятия других (В. Фей);
5. Методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении наличия взаимосвязи самоотношения и отношения к клиентам у продавцов-консультантов.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности менеджеров, психологов, коучеров в торговых организациях.
Данная работа состоит из введения, двух глав, двух разделов, заключения и приложений.
Глава 1. Теоретический анализ самоотношения и специфика профессиональной деятельности продавцов-консультантов
1.1. Определение понятия самоотношения
Отношение к самому себе и своим поступкам является важнейшим аспектом социально-личностного существования человека. Самоотношение в течение длительного времени является объектом пристального внимания таких наук, как психология, социология, философия, педагогика, за долгие годы накоплена большая база теоретических и эмпирических данных изучения самоотношения отечественных и зарубежных ученых. Большой вклад в изучение феномена самоотношения внесли такие исследователи, как Р. Бернс, К. Хорни, У. Джеймс, К. Роджерс, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев., И. Чеснокова.
Изначально понятие «самоотношение» было введено в 1974 году грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе. Он определял этот феномен как «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя»1.
В трудах Столина В.В. самоотношение – это «…лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта»
2.
В зависимости от потребностей человека, таких как биологические, психологические и социальные, Столин В.В. выделяет в самоотношении следующие составляющие:
1. Организмические (организм).
2. Социально – индивидуальные (Я - Образ).
3. Личностно – особенные.
Исходя из идей В.В. Столина, С.Р. Пантилеев дает следующее определение самоотношению — это «смысловое личностное образование, связанное с выражением смысла «Я»3.
В трудах Р. Бернса – самоотношение выступает как «Я-концепция», в сущности которой выделяется три компонента:
«…- Образ Я – знания индивида о самом себе;
- Самооценка – эмоциональные реакции разной интенсивности по отношению к «образу Я», как к его отдельным проявлениям, качествам, так и интегральное общее эмоционально-оценочное отношение;
- Потенциальная поведенческая реакция – то, как индивид в соответствии со знанием о себе и самооценкой проявляет себя в конкретных действиях, поступках…»4.
Исследователи выделяют три взаимосвязанных компонента в строении самоотношения:
- Когнитивный компонент, который включает в себя самопознание и самооценку. То есть человек не только познает себя, но и оценивает свои качества и возможности по определенным критериям.
- Эмоциональный компонент, который включает в себя отношение к самому себе. Человек не только знает что-то о себе, но может любить/ненавидеть себя по этой причине.
- Конативный компонент, который включает в себя внутренние действия в собственный адрес или готовность к таким действиям.
С точки зрения современных исследователей система самоотношения выполняет много функций:
1. Функция «зеркала» (отображения себя).
2. Функция самовыражения и самореализации.
3. Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я».
4. Функция саморегуляции и самоконтроля.
5. Функция психологической защиты.
6. Функция интракоммуникации.
Самоотношение личности четко определено во времени, что позволяет разделить три вида «Я» по временному признаку:
- ретроспективное «Я» («Я в прошлом»),
- актуальное «Я» («Я здесь и теперь»),
- проспективное «Я» («Я в будущем»).
Таким образом, самоотношение можно определить как оценку личностью самого себя, своих собственных качеств и черт, проявляющуюся в принятии или непринятии себя.
1.2. Специфика профессиональной деятельности продавцов-консультантов
Процесс продажи всегда предполагает наличие двух сторон - продавца и покупателя, между которыми происходит обмен не только материальными ценностями, но и социальной, и психологической информацией. Продавец-консультант является неким завершающим звеном в логической цепи производства и реализации товара. Во многом от него зависит не только успешность сбыта той или иной продукции, но и популярность бренда компании. В глазах покупателя продавец-консультант выступает как непосредственный представитель всей системы производства продукции, включая само производство, доставку и непосредственно реализацию5. Вследствие этого продавцу-консультанту адресуются все претензии и недовольства покупателя относительно характеристик товара.
С одной стороны, это несет негативный характер, однако в целом позволяет продавцу-консультанту чувствовать свою причастность к достижениям и успехам магазина, значимость своей работы для общества, ответственность не только за результаты собственного труда, но и за деятельность всего магазина. «Поэтому продавец-консультант обязан выступать перед покупателем от лица всей торговли, оправдывать любые ожидания покупателей»6 .
«Продавец» и «покупатель» — это социальные роли, которые «значительно облегчают контакты незнакомых людей в процессе покупки-продажи товаров»7. С каждой ролью у людей связаны определенные ассоциации и ожидания поведения. От совпадения ожиданий и действительности зачастую зависит успешность той или иной деятельности. Продавцу-консультанту необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний и навыков, чтобы максимально соответствовать ожиданиям покупателя. «Квалифицированное общение продавца с покупателями способствует увеличению объемов продаж»8.
Усиленный рост количества магазинов и конкуренция требует постоянного поиска каких-то новых форм привлечения внимания и удержания покупателей. При этом акцент делается не только на различные материальные бонусы, типа скидочных карт и программ лояльности, но и на укрепление личных контактов.
Специфичной чертой общения в торговле является низкий уровень значимости для его участников. Зачастую обе стороны ввиду обезличенности и непостоянства общения, особенно если речь идет о крупных супермаркетах, мало заботятся о том, какое впечатление они произведут на окружающих. Что провоцирует развитие конфликтных ситуаций и негативные проявления общения – агрессию, раздражительность, грубость, бестактность. Хотя, с другой стороны, «…обезличенность общения в определенной мере способствует становлению и развитию у продавца его профессионализма»