Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Особенности категории «трагического» у Шекспира
Трагическое – одна из эстетич категорий, характеризующая ту грань освоения мира, которая вызвана восприятием глу-боких страданий и даже смерти людей. Трагическое тесно связано с величест-венным, поскольку выявляет достоин-ство и величие чел-ка, способного на самопожертвование. Трагич пафосом пронизаны многие пьесы Шекспира. Шекспировская трагедия родилась в первое десятилетие творчества драма-турга — в окружении хроник и комедий. От комедии она унаследовала веру в природную стойкость человека, от хроник - убеждение в том, что закон жизни человека — время. Сущность трагизма у Ш. всегда заключалась в столкновении 2х начал – гуманистических чувств и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Ш. считал, что все происходящее с человеком – это результат взаимодействия его хар-ра и окруж обстоятельств. Он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные, одаренные, гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с какой легкостью зло овладевает душой чел-ка и к каким ужасным последствиям это приводит (Макбет). Трагическое в пьесах Ш имеет свои особенности. Как бы ни были ужасны страдания и катастрофы, изображаемые Ш, они никогда не бывают бесцельны. Страдания раскрывают смысл и глубокую закономерность всего, что происходит с человеком. Гибель Макбета, Брута показывает роковую силу страстей или заблуждений, охватывающих чел-ка, когда он не находит верного пути. Но даже от самых суровых трагедий Ш не веет безнадежностью: в них приоткрывается перспектива лучшего будущего и утверждается внутренняя победа правды над человеческой низостью. Гибель Ромэо и Дж-ты явл-ся одновременно их триумфом, т.к. над их гробом происходит примирение враждующих семей. «Гамлет» заканчивается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора, а это позволяет надеяться на лучшую жизнь. Так же и «Мак-бет» заканчивается гибелью тирана и коронованием законного и доброго правителя. В «Короле Лире» старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к людям. Ценой пережитых им страданий Лир превраща-ется в человека, в своей простой человечности более великого, чем прежний король. От трагедии Ш веет бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя эта борьба не всегда сулит успех. Героич характер этого пессимизма очень далек от фаталистического отчаяния.
8. Новаторство Сервантеса в романе „Дон Кихот”.
В повести воплощены осн.черты той эпохи, в кот.она была создана, и нашел свое отражение богатый опыт скитальческой жизни ее автора. Форма свободной пародии открыла широкий простор для его неистощимой фантазии и несравненного юмора. Центральный образ романа – обнищавший идальго, с презрением отворачивающийся от современности и гредящий о прошлом – типичная фигура тогдашней исп.жизни. но сатира С. направлена не только на отвлеченное и призрачное отношение к миру, унаследованное от средневековья, она захватывает и др.стороны совр.Сервантесу исп.действительности. Подобно тому, как Д.К. не в силах противостоять фантастическим бредням рыцарских романов, точно так же Санчо заражен лихорадкой легкой наживы, авантюризма,кот.вообще характерен для той эпохи, но особенно сильно проявлялся в разоренной Испании. Так ирония С.оказывается направленной в 2 стороны: в лице Д.К. он высмеивает схоластическое мировоззрение, в лице Санчо – дух авантюризма стяжания. С.гениально обобщил эти образы обнищавшего идальго, мечтающего о возрождении рыцарства, и сбитого с толку, пустившегося в бессмысленые авантюры простолюдина. С.вложил в эти образы общечеловеческое содержание, превратил их в символы беспочвенного, оторванного от жизни идеализма с одной стороны, и убогого мещанского „здравого смысла” – с другой. В романе развернута широкая и яркая картина нар.жизни Испании конца 16в. В каждом из изображенных персонажей С.находит уголок души, на кот.с сочуствием отзывается читатель. С особенной силой вскрывается глубокий гуманизм С. Его реализм, его необычайное мастерство в изображении жизни сочетаются с искренним уважением к человеку, с крепкой верой в его высокое призвание.
17. Бароко в літературі XVII століття.
Оно заняло в общеевропейской культуре XVII ст. особое место. Первые симптомы барокко проявились уже XVI в., в годы позднего Ренессанса, и само слово как синоним чего-то мрачного, тяжеловесного появилось уже на страницах «Опытов» Монтеня.
Феодально-католическая реакция наложила свою печать на всю духовную жизнь Зап. Европы той поры. Лагерь гуманистов пришел в смятение, заражая свое поколение настроениями глубокого сомнения в соц. прогрессе. Феодализм изживал себя, господствующий класс сходил со сцены, его агония длилась века. Не всегда люди, вступавшие в полит. борьбу, понимали ее истинный смысл. На иных кровавые события этой борьбы производили впечатление страшного фатума, преследующего человечество, злобного, бессмысленного, жестокого.
Так родилось отчаянье, так возникло в ту переходящую эпоху иск-во барокко. Внутреннее существо его – в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением возрождаемого средневекового христианства с его мрачной, аскетической идеей. Пессимизм, отчаяние овладели умами и облеклись в своеобразные эстетические формы иск-ва. Поэтов, художников и скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара и ужаса. На смену скептическому отношению к религии пришла религиозная исступленность. Бог стал мрачной, жестокой и беспощадной силой. Тема ничтожества чел-ка перед этой силой зазвучала в иск-ве барокко. Барокко широко охватило различные лит. круги Зап. Европы XVII ст. Ярчайшим выразителем барокко был Кальдерон.
попы той поры. Лагерь гуманистов пришел в смятение, заражая свое поколение настроениями глубокого сонения в соц.дям.
льной курт18. Класицизм як літ. напрямок XVII століття.
Это лит. направление родилось в университетских кругах; оно несло в себе следы книжности. Его родиной была Италия. Классицизм возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально мыслился как прямое противопоставление «варварской» средневековой драматургии. Поэтому наиболее яркое воплощение классицизм получил прежде всего в драматургии. Были установлены некие непреложные и вечные законы театра, исходя из тех закономерностей, которые заметили в театре античном.
Правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, скудость сценического действия, абстрактность худож. образа, многословные диалоги и монологи, патетические речи, величественные позы и жесты, одиннадцатисложный, нерифмованный стих – основные особенности классицистической драматургии.
Классицизм первоначально выступил как теория и практика подражания античному иск-ву. Изучение и освоение опыта античных мастеров были и необходимы, и благотворны. Без знания традиций античного иск-ва не могли бы с такой силой проявиться таланты художников Возрождения. Однако учение о подражании античности без учета своеобразия истор. эпох, о канонизации античного опыта тормозило развитие иск-ва. Вместе с тем классицизм нес в себе здоровое мироощущение. Ему были чужды настроения отчаяния и пессимизм.
19. Общая характеристика европейского Просвещения
Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии – Ф. Шиллер, И.В. Гете).
Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей – просвещенных граждан.
Оно определило духовную атмосферу века. А само оно во многом было вызвано событиями в политической и общественной жизни Европы конца XVII в., достижениями в философии и естественных науках. Прежде всего просветители стремились научить людей мыслить и поступать разумно и ответственно. Ведущие пред-ставители. Главными ценностями для просветителей были Природа и Цивили-зация, Разум и Чувство. Соотношение этих понятий изменялись по мере разви-тия Просвещения: от гармонического сочетания в первой половине столетия до противопоставления — во второй, но они всегда оставались в центре разду-мий просветителей. Большинство про-светителей были деистами, т. е. считали, что Бог создал Вселенную и людей. Достоинствами становятся терпимость и способность к компромиссу — не только в религии, политике, но и в эстетике. Огромную роль в этот период играют салоны, клубы, литературные кружки. Литература сближается с философией и публицистикой и осознаёт свою главную задачу как задачу воспи-тания, поэтому во многом меняется и содержание, и стилистика произведений XVIII в. по сравнению с предшеству-ющими. Основные литературные напра-вления XVIII ст. — классицизм, рококо и сентиментализм — развиваются в сложном взаимодействии. Нередко все три этих направления представлены в творчестве одного и того же писателя. Классицизм просветительского периода опирается на опыт классицизма XVII в., стремится к упорядоченности и ориен-тируется на просвещенный вкус. Рококо выражает представление о том, что потребность в наслаждении естест-венна для человека и литературу дол-жно занимать частное, интимное суще-ствование людей. Среди писателей рококо — Прево, Филдинг, Виланд и др. С его стилистикой связаны также знаме-нитые просветители Дефо, Вольтер, Гёте и др.