Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Т.о., «Фауст» Гете представляет собой грандиозный синтез европейской духовной культуры. Произведение отра-зило проблемы переломного периода (от эпохи Просвещения к романтизму) и стало достоянием литер-ры и искусства последующего времени.

У Гете Мефистофель предлагает сделку Фаусту, обещая герою вторую молодость и все мыслимые наслаждения. Если в легенде Мефистофель был традиционным для средневековых мистерий и сказаний бесом сущест­вующим лишь для совращения человека с пути ис­тинного, то у Гете фи­гура Мефистофеля неизмеримо сложнее. Черт дан человеку в спутники, чтобы тот, подстрекаемый бесом, никогда не останавливался на достигнутом.

Совокупность отдельных эпизодов, состав­ляющих многофигурную композицию обеих частей «Фауста», — этапы на пути героя к истине. Первое испытание — любовь. История Фауста и Маргариты занимает собой почти всю первую часть трагедии.

Вторая часть трагедии, монументальная, состоя­щая из пяти актов. Сцены бытовые свободно соединены здесь со сценами, в которых воплощены фантастиче­ские видения Гете, полные символики; историче­ские эпохи вольно сменяют друг друга. В слоге слы­шатся то звучная поступь александрийского стиха, то рубленая речь немецкого средневековья, то ан­тичные хоры, то лирическая песнь. Трагедия насы­щена политическими аллюзиями, требующими осо­бого комментария. И все это создает ту поэтическую форму, в которую только и могли отлиться философ­ские и эстетические искания позднего Гете.

Если первая часть «Фауста» насыщена картинами быта, пронизана токами земной жизни, то вторая часть носит характер грандиозной аллегории.

Во второй части Фауст — умудренный новым опытом, мучимый упреками совести, ощущающий свою безвольную вину перед Маргаритой, осознает границы возможностей человека. Но земля, природа возвращают ему жизненные силы. В след за испытанием любовью, Мефистофель про­водит Фауста через соблазны власти, красоты, славы.

В служении человечеству, в практическом деле Фауст, наконец, обретает себя и высший смысл существования. Воплощение вечного движения вперед, он готов остановить мгновение, когда слышит стук лопат, обозначающий для него начало до-бот по осушению болота. Однако обретя конечную цель
, Фауст тут же становится добычей дьявола. Остановка тождествеввв смерти. Есть глубочайший философский смь. том, что к концу своей второй жизни Фауст ait звук, принимаемый им за шум работ, на самом лая производят лемуры, призванные Мефистофеле» чтобы вырыть могилу Фаусту.


33. Поетика жанру «Страждань молодого Вертера» Гете.

В 17-18 веке эпистолярная используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению (переписка Вольтера, «Письма провинциала» Паскаля).

Вершиной худ. тв-ва Гете- штюрмера явился эпистолярный роман «стр.мол.В.» - одно из выд-ся произведений евр.и нем. сентиментализма.

В Романе параллельно разв-ся 2 основные темы: личная судьба Вертера, его чувство к Лотте и события внешней жизни, среда, в кот.он живет. Обе темы постоянно переплетаются друг с другом, однако х-р их разработки и худ. обобщений различен. В первом случае мотивировки приобретают преимущ-но психологич.х-р., во втором – гл.образом соц., бытовой.

Письма предст.соб.исповедь героя. Эп.роман-излюбл.жанр сентиментализма. В духе сент.представлений Г. прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек независимо от своей сословной принадлежности. Форма романа в письмах – худ-ное открытие 18 века, она даёт возможность показывать человека не только в ходе событий и приключений, но и в сложном процессе его чувствований и переживаний, его отношении к

Все происходящие события воспринимаются глазами героя. Обьективированы (т.е.написаны от лица автора) только краткое вступление, отрывок «от издателя к читателю» и концовка.

Трагедия сводится не только к истории неудовлетворенной любви; в центре романа – и философски осмысленная тема: человек и мир, личность и общество.

Многослойность сюжета (тема любви, тема страдающего человека в обществе)..Прослеживается линейная композиция, автор отдалён от героя. Нет открытых морализаторских тенденций, нет явного суда со стороны автора → все это указывает на первые шаги к новому соотношению автора и героя. В романе присутствует целая серия параллельных историй: история о безумце (молодом влюблённом крестьянине); история женщины с детьми, которая ждет мужа; история крестьянского юноши, который влюблен в свою госпожу; история с пистолетами. Каждая история художественно иллюстрирует авторскую мысль. В романе воплощена функциональность пейзажа.

Г. Одним из первых возвестил миру этим романом, что достоинство чел-ка не в его предках, не в его сословной принадлежности, а в нем самом – в его личности, таланте и поступках.

Называют «романом в письмах», но письма эти принадлежат собственно одному персонажу – ВЕРТЕРУ. И роман было бы правильнее назвать «лирическим дневником», вдохновенным «монологом». И это имело огромное значение. Только письмам, носившим интимный х-р, Вертер мог доверить самые сокровенные мысли и чув-ва.


34.Проблемно-тематический комплекс «Разбойников» Шиллера.

Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер становится членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776–1777 гг. несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале за 1775 Шиллер находит и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы «Разбойники» (1781) начинающий драматург берет новеллу Даниеля Шубарта «К истории человеческого сердца».

Шиллер значительно обогатил схематический сюжет первоисточника, основанного на мотиве вражды двух братьев, который был весьма распространен среди писателей «Бури и натиска» -- Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так: "Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом". Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей несправедливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богемском лесу и становится главарем разбойников. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.
Франц Моор, брат Карла, придерживается других принципов. Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. Именно Франц был причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жизни Франца — удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность — удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные видения, которые становятся расплатой за жестокость и преступление. Франц Моор не может пережить мук совести. Страшась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, что жизненная философия Карла победила, но это не совсем так.

В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он ныбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.
Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серь-синый вопрос: если против насилия бороться насилием, к) не станет ли благородный мститель благородным преступником? Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравг венные законы и мотивы преступления не имеют никого значения. В драме "Разбойники" Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым нравом каждого человека на протест и преступным держанием всякого насилия. Это противоречие явля-ся настоящей трагедией многих мыслящих людей. По гению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.

48. Особливості героя та жанру в поемі Байрона „Паломництво Чайльд-Гарольда”.

В 1812 г. Байрон отправился в путешествие по Средиземноморью. Результатом путешествия стала поэма „Паломничество Чайльд-Гарольда”. Это поэма совершенно своеобразного жанра, соединение лирики и эпоса.

Чайльд-Гарольд – типичный романтический образ большой обобщающей силы. Он испытывает величайшее разочарование во всем окружающем, беспросветное уныние, усталость и пресыщение. Поэтич. характеристика разочарованного героя дается в самом начале произведения. Ч.-Г. – юноша, пресыщенный всеми жизненными наслаждениями, испытывающий тоску и одиночество и видящий исход только в забвении или даже в смерти. Нарисовав портрет героя, Байрон переходит к взволнованному изложению своих личных путевых впечатлений. По мере развития поэмы идейный акцент перемещается с изображения Гарольда на изображение борющихся народов Европы. Постепенно поэт забывает о своем герое, образ Гарольда постепенно тускнеет и отступает на задний план. Подлинным героем поэмы становится страдающий и борющийся народ Испании, угнетенный народ Греции. По мере развития поэмы идея свободы в ней становилась ведущей. В высказывания героя поэт вкладывал собственные мысли о борьбе, котор. внесли в произведение новую интонацию надежды. В поэме непрерывно развиваются и переплетаются 2 тенденции: тенденция лирическая, фиксирующая настроения печали и разочарования поэта, и тенденция описательная и обличительная, зовущая к борьбе. Политико-философские размышления Байрона, описания, то, что обычно принято называть отступлениями, значительно важнее в композиции „Ч.-Г.”, чем