Файл: Источники права Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине: Теория государства и право

на тему: Источники права Российской Федерации

Выполнил обучающийся

________Попова Любина Олеговна

(Фамилия, имя, отчество)

__________________Юридический

(факультет)

_______________3.6 – УП – Ю.1.21

(группа)

______________________________

Руководитель:

______Конев Евгений Викторович,

кандидат исторических наук, доцент

(должность, фамилия, имя, отчество)

Новосибирск

2022

Содержание


1. Понятие и основные черты источников права в Российской Федерации 5

1.1. Понятие источников права 5

1.2. Основные черты источников права 7

1.3. Иерархия источников права в Российской Федерации 7

2. Право, установленное государством 9

2.1. Нормативный правовой акт. 9

2.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как источники права в Российской Федерации 13

2.3. Акты Конституционного суда Российской Федерации как источник права в Российской Федерации 15

2.4. Нормативный (публично-правовой) договор как источник права в Российской Федерации 17

3. Право, санкционированное государством 19

3.1. Правовой обычай 19

3.2. Локальные нормативные акты организаций и корпоративные (частноправовые) договоры 20

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Источник права является важнейшей категорией всей юридической науки, он определят, что является правом, а что нет. Следовательно, определение источников права является первым шагом в изучении всей правой науки.

В современной юриспруденции понятие «источник права» применяется в двух значениях:

1. Источник права — это причина, место возникновения права.

2. Источник права — это нормативно-правовой акт, в котором закреплены нормы права.

В юридической практике обычно применяется второй вариант значения.

Актуальность темы обуславливается важностью для правовой теории и практики вопросов, касающихся понятия источника права, их структуры и содержания, соотношения источников права с формами права, вопросы классификации источников права. Выявление источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от источника (формы) права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.


Вопрос об источниках права является одним из традиционных в теории государства и права. Под источниками права подразумевается внешнее выражение права.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, нет полного совпадения позиций и представлений об источниках и формах права, существующих в разных правовых системах. По мере эволюции государства и права источники постоянно изменяются, развиваются и совершенствуются.

В данной курсовой работе рассмотрены источники права, пути их формирования и критерии классификации.
Целью курсовой работы является изучение понятия источника права и его основных видов.

В связи с указанной целью, перед курсовой работой ставятся следующие задачи:

  • раскрыть понятие «источник права» и выделить его основные признаки;

  • рассмотреть иерархию источников права;

  • рассмотреть нормативно правовой акт как источник права;

  • рассмотреть общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской федерации как источники права;

  • акты конституционного суда Российской Федерации как источник права;

  • рассмотреть нормативный (публично-правовой) договор как источник права;

  • рассмотреть право, санкционированное государством.

Объект исследования – источники права.

Предметом исследования является анализ понятий и видов источников права Российской Федерации.

Методы исследования. При исследовании данной темы использовались такие методы, как изучение и анализ научной литературы.

1. Понятие и основные черты источников права в Российской Федерации

1.1. Понятие источников права


Право, как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, т.е. систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения [7, c. 354].

Говоря об источниках права, следует помнить, что право получило свое название от выражения "юстиция", т.е. "правда, справедливость". Различают естественное и позитивное право.

  • Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.

  • Позитивное право, т.е. правила поведения, определяемые государством и облекаемые в определенную форму.


Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленности:

  • юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям. Их содержание составляют взаимные права и обязанности сторон, т.е. реально возникшие правоотношения. Это имеет место прежде всего в экономике;

  • на основе познания прогрессивных тенденций общественного развития государство может закрепить или признать в источниках права еще полностью не сложившиеся отношения, тем самым активно способствуя их становлению и утверждению в общественной жизни;

  • непосредственной основой возникновения права служит также юридическая практика.

Универсальный характер права как регулятора разнообразных общественных отношений предполагает широкий спектр источников его формирования. Условно их принято подразделять на [16, c. 412]:

  • Источники права в материальном смысле. К ним относят: способы производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, систему хозяйственно-экономических связей, признаваемые государством формы собственности.

  • Источники права в идеальном смысле. Под этим видом источников понимается правовое сознание, признаваемое личностью, обществом и государством.

  • Источники права в юридическом смысле, т.е. форма выражения объективизации государственной воли, которой придается нормативный характер.

Таким образом, источник права (в широком смысле этого слова) - общественные отношения, объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни конкретного общества и должна быть осознана законодателем, т.е. пройти через его правосознание [12, c.205].

В современной юридической науке и литературе наряду с понятием источник права существует понятие форма права (формально-юридический), он был введен для того, чтобы устранить возможности неоднозначной (формально определённой) трактовки и признал формой права способ организации и выражения государственной воли. Но это не помогло установиться единому пониманию термина «источник (форма) права» и поэтому для ясности данные понятие употребляются парно «вместе».

Понятие «источник (форма) права» в формально-юридическом (узком смысле) значении — это форма права, то есть то, посредствам чего право объективируется, выражается вовне, приобретает универсальность (общность) правил (моделей) поведения.

1.2. Основные черты источников права


Признаки источников права [22, c. 458]:

1) правотворческая значимость источника права, он либо создается в процессе специальной правотворческой деятельности, либо приобретает правотворческое значение после санкционирования социальных норм государством;

2) содержание в виде юридически оформленной государственной воли;

3) государственная обязательность и гарантированность: источник права рассматривается как правовой акт, который содержит в себе запреты, дозволения, обладает свойствами государственной обязательности и служит основанием для применения мер государственного принуждения;

4) особая юридическая форма: правила общественного поведения, обычаи, правовые доктрины могут быть закреплены в качестве источников права с помощью правотворческой процедуры их формулирования, делая их юридическими формами права;

5) установление основ, начал правового регулирования в определенных сферах общественной жизни.

В современном мире в государствах с развитой системой законодательства должны быть установлены границы права. Право воплощается в устойчивую, определенную форму, в которой содержится, охраняется. В законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Они зависят от особенностей исторического развития, правовой системы, национального менталитета, культуры, географического положения страны и других факторов.

1.3. Иерархия источников права в Российской Федерации


Из Конституции Российской Федерации следует, что органы публичной власти издают «Нормативные Правовые Акты» (то есть источники права), право на их издание есть не только у государственных органов, но и у органов местного самоуправления, которые согласно статье 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Однако их деятельность ограничена их полномочиями, которые «вытекают» из Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации [1, ст.12].

Осуществление государственной власти в Российской Федерации приведены в статье 11 Конституции Российской Федерации. А иерархию «Нормативных Правовых Актов» определят статьи 4 и 15 Конституции Российской Федерации [1, ст.4,15].

Из смысла данных статей получается следующая иерархия [4, c.367]:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Акты конституционного суда Российской Федерации – трактующие (интерпретирующие) нормы Конституции Российской Федерации;

  • Акты международного права;

  • Федеральные конституционные законы (принимаются только по вопросам, предусмотренными Конституцией Российской Федерации);

  • Федеральные законы;

  • Указы Президента Российской Федерации;

  • Постановления Правительства Российской Федерации;

  • Приказы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих полномочия на издания «Нормативно Правовых Актов», а также «Нормативные Правовые Акты» федеральных государственных;

  • Иные «источники права» федерального уровня «государственные корпорации;

  • Законы и иные «Нормативные Правовые Акты» субъектов Российской Федерации;

  • Муниципальные «Нормативные Правовые Акты».


Выяснив понятия «источника (форм) права», установив черты и признаки «источников (форм) права», разобрав иерархию «источников (форм) права». Определив, что право устанавливается или санкционируется государством, мы переходим к видам «источников (форм) права» и проведем их классификацию.

2. Право, установленное государством


Это система общеобязательных норм, которые сформулированы и закреплены в специальных актах и обеспечиваются в случаи необходимости государственным принуждением [23, c.59].

Право может быть кодифицированы, т.е. собрано в единый свод «правовых норм», которые регулируют определенный вид отношений, например «Гражданский, Семейный или уголовный кодекс» их называют постоянными законами, или некодифицированные, т.е. они разрозненны и принимаются в отношении отдельных категорий лиц или по конкретному вопросу, нуждающемуся в правовом регулировании.

2.1. Нормативный правовой акт.


В нашей стране основным источником права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы занимают основное место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов [10, c.378].

Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В зависимости от места и роли в системе действующего законодательства законы подразделяются на конституционные и текущие.

Конституционные законы служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо предусмотренные Конституцией.

Конституция – это основной закон государства. Она является источником права высшей юридической силы и составляет нормативную базу для всего текущего законодательства страны. Она закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления [18, c. 268].