Файл: Источники права Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной и государственной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты органов государственной власти и управления, изданные в соответствии с законами Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся [13, c. 219]:

  • нормативные постановления представительных законодательных органов;

  • нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

  • нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

  • нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств;

  • нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации;

  • нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления местного самоуправления.

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу [20, c. 153]:

  • указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия;

  • указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Законы Российской Федерации вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента Российской Федерации вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Законы РФ официально публикуются также в «Парламентской газете» [6, c. 301].


Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного суда признается неконституционным [24, c. 105].

По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.

Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет».

Во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу.

Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности.

По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения; акты местного самоуправления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).


В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.). Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях [9, c. 224].

2.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как источники права в Российской Федерации


Общепризнанными принципами и нормой международного права признаются обычаи и договоры. А их принципы закреплены в уставе Организации Объеденных Наций.

Перечь принципов и норм не может быть полным (исчерпывающим), так как полный (исчерпывающий) перечь принципов (норм) не закреплён не в одном «нормативно правовом акте» или «международном договоре».

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, акты международного права должны находиться в иерархии источников права ниже Конституции РФ и выше федерального законодательства [1. cт.15].

Обеспечить строгое соблюдение этой иерархии помогает то, что акты международного права и международные договоры содержат в своей основе общие формулировки без конкретики и частностей. Это позволят правоприменителю исходить из такого смысла правовой нормы, который соответствует Конституции страны
, это нужно для достижения принципа непротиворечивости норм.

«В тех случаях, когда гарантированные международным договором Российской Федерации права и свободы нарушаются актом уровня ниже федерального закона либо конкретными правоприменительными решениями, действиями должностных лиц, рассмотреть дело и принять решения должен суд общей юрисдикции. Именно при рассмотрении конкретных дел акты международного права будут действовать непосредственно.

Например: международным договором Российской Федерации иностранному гражданину дано право участвовать в муниципальных выборах, то неправомерный отказ избирательной комиссии включить его в списки избирателей или зарегистрировать в качестве кандидата он может обратиться в суд общей юрисдикции для обжалования решения избирательной комиссии. Опираясь на норму соответствующего международного договора, суд защитит в полном объёме нарушенные права иностранного гражданина. В этом случае международные договоры выступают как полноценные источники российского права.

Определяя место и силу международного договора в Российской Федерации как источника права М.Н. Марченко предложил дифференцированный подход – по нему международные договоры не только не могут преобладать над Федеральными законами, но и обязаны соответствовать им.

Что же касается приоритета международных договоров РФ перед национальными законами, то им обладают лишь те из них, которые, в соответствии с установленным законом порядком ратифицированы и опубликованы.

Только ратификация Российской Федерацией может наделать международный договор силой выше, чем Федеральный Закон Российской Федерации. Но по своей сути, принципу и правовому регулированию они не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а если такие правила выявились, то они не могут быть применены в качестве правовой нормы и быть «источником права».

2.3. Акты Конституционного суда Российской Федерации как источник права в Российской Федерации


Конституционный суд РФ является уникальным органом судебной власти. Его основная задача заключается в решении вопросов о соответствии Конституции РФ спорных норм права, а также в толковании сложных для правоприменителей норм, допускающих двойные или неверные трактовки. Кроме того, им рассматриваются споры о компетенции между различными органами государственной власти [1, ст. 125].

К исключительной компетенции Конституционного суда также относится решение вопроса о соблюдении порядка выдвижения обвинения в совершении тяжкого преступления против Президента РФ. Итоговое решение по такому вопросу называется заключением [14, c. 326].


Еще один вид решений Конституционного суда Российской Федерации – определения. Это решения по всем иным делам, не относящимся к вышеперечисленным категориям.

Из всех принимаемых решений - заключений, постановлений и определений Конституционного суда Российской Федерации - наиболее значимую роль в системе источников права играют постановления. Поэтому далее, говоря о решениях Конституционного суда Российской Федерации, мы будем иметь в виду именно их.

Постановления Конституционного суда Российской Федерации по своему содержанию должны соответствовать ряду требований [2, c. 134]:

Предметность. Постановление Конституционного суда Российской Федерации не должно выходить за рамки предмета обращения. Если речь идет о признании неконституционной какой-либо нормы права, то суд не вправе принимать решения по иным нормам, кроме этой. Однако оценивать ее необходимо во взаимосвязи с другими нормами, учитывая ее место в системе источников права. Кроме того, Конституционного суда Российской Федерации должен проанализировать весь спектр смысловых значений оспариваемой нормы — от изначального замысла законодателя до смысла, придаваемого ей правоприменительной и судебной практикой.

Оценочный характер. Изучив конкретные обстоятельства дела, на которых заявитель основывает свою позицию, вынесенные решения судов, уже рассмотревших данное дело, Конституционного суда Российской Федерации излагает свою правовую позицию относительно возможности применения оспариваемой нормы к этим и другим подобным правоотношениям именно с точки зрения ее соответствия Конституции РФ и правомерности ее существования в правовой системе.

Мотивированность. Позиция Конституционного суда Российской Федерации должна быть не просто изложена, а очень четко обоснована. Именно в мотивировочной части итоговых решений Конституционного суда Российской Федерации, как правило, содержатся наиболее ценные умозаключения, которые в дальнейшем служат основой для правоприменителей и судебной практики.

Юридическая сила постановлений Конституционного суда характеризуется следующими особенностями их действия [11, c. 258]:

  • Окончательность. Для постановлений Конституционного суда нет высшей инстанции. Они не могут быть отменены, пересмотрены или обжалованы. В этом заключается уникальность данных актов. Любые иные решения судов, а также нормативные акты могут быть пересмотрены в установленном законом порядке, итоговые же решения Конституционного суда — нет. Их юридическая сила не может быть преодолена даже изданием вновь акта, содержащего оспариваемую норму.

  • Немедленность. Акты Конституционного суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, для этого не требуется совершение никаких дополнительных действий.

  • Непосредственность и общеобязательность. Постановления Конституционного суда распространяются непосредственно на всех субъектов права и не требуют их признания с чьей бы то ни было стороны. Они обязательны для всех органов государственной власти, включая судебные, исполнительные, законодательные. Так, суд любой инстанции не вправе применять оспоренную и признанную неконституционной норму права при рассмотрении дел.