Файл: Использование стихов и песен для развития лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Использование стихов и песен для развития лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения
(Теория и методика обучения английскому языку в образовательной организации)

Выполнил:

Романова Светлана Владимировна

Учитель МКОУ «Нижнедобринская СШ»

Жирновского района

Волгоградской области

Введение

Глава I Психолого-педагогические особенности обучения лексике иноязычной речи младших школьников.

    1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

    2. Понятие лексического навыка при обучении учащихся начальной школы.

    3. Особенности обучения лексике на начальном этапе. Методы и приемы.

Глава II Теоретические и практические основы использования стихов и песен при обучении лексики на начальном этапе.

2.1. Развитие лексических навыков на уроках английского языка посредством стихов.

2.2. Песня и ее роль в формировании лексических навыков.

2.3. Практическое применение стихов и песен на уроках английского языка.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам, особенно к английскому.Практически для любого человека знание какого-либо иностранного языка имеет большое значение.Основной задачей обучения иностранному языку является обучение как средству межкультурного общения, как способу познания окружающего мира. Основная цель обучения иностранным языкам – развитие иноязычной коммуникативной компетенции, успешное формирование которой зависит от качественно сформированных лексических навыков.

Анализ учебно-методических комплектов и методической литературы свидетельствует о том, что для освоения новой лексики на уроках довольно часто используются материалы стихотворений и песен. Работа с таким материалом вносит разнообразие в урок, эмоционально его окрашивает, активизирует деятельность учащихся, повышает мотивацию и во многих случаях облегчает запоминание нового материала. Песни и стихотворения способствуют формированию произносительных навыков учащихся, также развивают творческие способности школьников.


Однако, исходя из анализа учебной литературы и собственных наблюдений во время работы в школе, следует отметить, что работа со стихотворениями и песнями чаще сводится к аудированию, проговариванию, переводу, что мешает прочному пониманию и усвоению лексического материала.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в методической литературе анализируется использование поэзии на уроках английского языка, но пока еще отсутствует общая система работы по применению песен и стихов в обучении. Существование этой системы важно, так как изучая поэтический материал, школьники не только приобретают определенные языковые знания, умения и навыки, но и усваивают страноведческую, лингвострановедческую информацию, знакомятся с другой национальной культурой. Также следует отметить, что существует проблема отбора песен и стихотворений для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения.

Объектом исследования является обучение лексике учащихся на начальном этапе.

Предмет исследования - стихи и песни при обучении лексике на уроках английского языка на начальном этапе.

Цель исследования - выявление наиболее эффективных приемов и методов работы со стихами и песнями на уроках английского языка при обучении лексике учащихся.

В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста;

2) рассмотреть особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;

3) проанализировать методы и приемы работы со стихами и песнями на уроках английского языка при обучении лексике учащихся на начальном этапе;

4) разработать комплекс упражнений с применением песен и стихов, направленных на формирование лексических навыков.

При написании данной работы применялись методы:

- анализа литературы по методике обучения иностранным языкам, психологии, педагогике, лингвистике;

- обобщения и сравнения опыта педагогов, методистов, психологов (при рассмотрении теоретического материала);

-наблюдения.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что была обоснована необходимость систематического применения песен и стихов для обучения лексике младших школьников на уроках английского языка.

Песенный и стихотворный материал, который применяется на разных этапах работы с целью успешного формирования лексических навыков у школьников, представляет собой определенную практическую значимость.


Научная новизна дипломной работы заключается:

в раскрытии и обосновании вопроса использования материала песен и стихотворений для формирования лексических навыков у учащихся начальной школы;

в систематизации приемов и методов работы с поэтическими произведениями на разных этапах урока (организационный момент, речевая зарядка, введение/закрепление/тренировка (отработка) лексики, динамические паузы, подведение итогов урока);

в подборе дополнительного поэтического материала в помощь преподавателям (при развитии у школьников лексических навыков на начальном этапе) по основным темам, изучаемым на начальной ступени: «Приветствие, прощание», «Животные», глаголы движения, счет, «Времена года. Месяцы», «Цвета», «Одежда», «Дни недели», «Семья», «Время. Который час», «Режим дня. Мой день», «Части тела», «Моя комната».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Первая глава посвящена теоретическим основам обучения лексике на начальном этапе. Здесь рассматриваются психолого-педагогические особенности младших школьников, раскрывается понятие лексического навыка и описываются основные методы и приемы обучения лексике на начальном этапе.

Во второй главе рассматривается вопрос об особенностях использования поэтического материала на уроках иностранного языка. Рассматривается методика работы с песнями, стихами и рифмовками, также подобран дополнительный стихотворный и песенный материал для более успешной работы по формированию лексических навыков у младших школьников.

Глава I Психолого-педагогические особенности обучения лексической стороне иноязычной речи младших школьников.

1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Возраст детей от 6(7) лет до 10 -11 принято считать младшим школьным возрастом. В это время ребенок обучается в начальных классах. В процессе обучения английскому языку необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.

Наиболее благоприятным возрастом для начала изучения иностранного языка, по свидетельству отечественных психологов (А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая и др.) является возраст пяти-шести лет. В Европе, согласно рекомендациям международного семинара при Совете Европы (г. Грац, 1998) полагают, что раннее изучение иностранного языка в начальной школе предпочтительно начинать с шести лет.
1

В наших школах обучение иностранному языку начинается с 6 лет за счет школьного компонента или с 7 лет во втором классе, что является обязательным с 2005 года.

Многолетние исследования в области раннего обучения иностранному языку свидетельствуют о том, что:

- изучение иностранных языков в возрасте 6-7 лет полезно абсолютно для всех учащихся, оно способствует развитию психических функций ребенка – памяти, мышления, воображения, внимания речи;

- обучение иностранному языку уже на начальном этапе создает прочную основу для более качественного изучения первого иностранного языка в средней и старшей школе;

- воспитательная ценность заключается в осознании своей культуры, культуры своей страны в сравнении с культурой страны изучаемого языка;

- введение иностранного языка в программу начальной школы делает обучение интереснее и разнообразнее.

Ведущей деятельностью младших школьников на данном этапе обученияпо мнению Леонтьева А.Н. считается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии».2

В первом классе постепенно происходит переход игровой деятельности в учебную, но при этом игровая деятельность остается ведущей.

Шестилетний возраст является этапом формирования мотивов учения. Исследуя мотивы, побуждающие детей учиться, психологи выяснили, что наиболее распространенными из них являются:

– широкие социальные (когда учатся, чтобы быть полезным своей стране);

– узкосоциальные мотивы (чтобы окончить школу с золотой медалью);

– отрицательные мотивы (чтобы не получить двойку и чтобы мама не ругала);

– познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому);

– игровые мотивы.

Если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает.3

Из теории речевой деятельности известно, что речь своими мотивационными и целевыми сторонами уходит в другие виды деятельности – интеллектуальную, трудовую, деятельность общения и игровую.4 Известный отечественный психолог А.А. Леонтьев отметил уникальность шестилетнего возраста. Она заключается в том, что в это время возможно включение изучения иностранного языка в процесс игровой деятельности.

Именно поэтому этот возраст предоставляет уникальные возможности для реализации принципа коммуникативности в обучении иностранным языкам за счёт глобально действующей игровой мотивации, которая позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий учащихся, сделать осмысленными и интересными даже самые элементарные высказывания.
5

Если говорить о психических процессах детей (память, внимание, восприятие), их основная характерная черта – произвольность. Особое внимание первоклассники уделяют яркому и эмоциональному материалу. Внимание шестилеток достаточно неустойчивое, они концентрируют его всего лишь на несколько минут. По мнению психологов, шестилетние дети еще не умеют управлять своим поведением, они непоседливы, импульсивны, очень быстро утомляются. Поэтому важно во время урока проводить постоянную смену видов деятельности, организовывать динамические паузы.

Также несовершенна у первоклассников мнемическая деятельность. Они лучше запоминают материал в процессе увлекательного взаимодействия. Следует также отметить, что у шестилеток довольно хорошо развито воображение, следовательно, на уроках целесообразно применять изобразительную наглядность, переходить от игры к собственно учебной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что при ведении уроков иностранного языка учителю необходимо в полной мере учитывать особенности шестилетних детей.

Рассмотрим психологические особенности 7-10 летних детей. В этом возрасте развитие ребенка проходит относительно спокойно. Ведущей становится учебная деятельность, хотя интереса к игре дети не теряют.

Формированию положительного отношения младших школьников к иностранному языку способствует включение в процесс обучения игровой, творческой, музыкальной деятельности.

По мнению психологов, младшие школьники очень общительны, в течение первого года обучения они научились управлять своим поведением, но не всегда это проявляется устойчиво. Внимание детей привлекает все новое и неожиданное, но учителю необходимо учить их быть внимательным по отношению к менее занимательному материалу. При обучении школьников различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, письму и чтению, необходимо управлять вниманием ребенка, создавать им условия, где требуется сосредоточенность и внимание.

Управлять вниманием школьников возможно, если

- материал, который используется на уроке, интересен;

- ученик понимает суть задания;

- ученик знаком с алгоритмом действий при выполнении того или иного задания;

-создана благоприятная атмосфера на уроке.

Следует отметить, в данном возрасте память учащихся развита достаточно хорошо, дети быстро запоминают то, что им интересно и вызывает у них эмоциональную реакцию. В связи с этим, тренировку лексического и грамматического материала необходимо организовывать в ситуациях, которые создают мотивы для взаимодействия учащихся друг с другом. К тому же необходимо обращать внимание учащихся на то, что нужно запомнить – развивать сознательное управление памятью младших школьников.