Файл: Использование стихов и песен для развития лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип словообразовательной ценности – это принцип способности слов образовывать новые слова с помощью префиксов, аффиксов.

Не менее сложным и важным является вопрос о количестве лексических единиц вводимых каждый урок. Это количество зависит от нескольких факторов: относятся ли новые слова к активному или пассивному словарю, о трудности лексики, от степени связанности их между собой, от этапа обучения учащихся, от уровня их подготовки. Усвоение лексики значительно облегчается, если вводимые слова объединяются тематически в одну группу, отсутствие же смысловых связей затрудняет их усвоение. Следует отметить, что вводить на одном уроке слова активного и пассивного минимума не целесообразно. В первый год обучения иностранному языку рекомендуется вводить 3-5 слов при формировании активного словарного запаса. Во второй и последующий годы обучения количество слов возрастает от 5 до 12. Слова пассивного минимума требуют меньше времени на первичные упражнения, поэтому на начальном этапе их можно вводить по 6-8 за урок.

Таким образом, из вышеизложенного следует, лексика - это словарный запас языка. Она служит для называния предметов, действий, признака предметов. Лексический словарный запас делится на активный и пассивный. В свою очередь, лексический навык – это автоматизированное действие, которое формируется в процессе речевой деятельности. Лексических навыков нет без лексики. Лексический навык оперирует лексическими единицами и их комплексами, то есть словами, устойчивыми словосочетаниями и готовыми фразами.

Формирование лексического навыка направлено на усвоение всех его компонентов (речевой задачи, звуковой формы лексической единицы, операций по  выбору лексической единицы и операций по сочетанию лексических единиц).

Изучаемая на начальном этапе лексика должна относиться к продуктивному словарю, то есть это лексические единицы, которые дети активно употребляют в речевых ситуациях с соблюдением произносительных, грамматических и других норм.

    1. Особенности обучения лексике на начальном этапе. Методы и приемы.

В соответствии с планируемыми результатами изучения иностранного языка, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, «обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком».
14

Младшие школьники подходят к изучению иностранного языка с большим энтузиазмом, поэтому учителю необходимо стараться поддерживать интерес к предмету в процессе всего обучения.

Есть моменты, которые следует учитывать при ведении уроков у младших школьников:

- создание благоприятной атмосферы на уроке, ситуаций успеха, что способствует лучшему усвоению новых знаний;

- включение в урок абсолютно всех учащихся, чтобы ребенок мог почувствовать свою значимость и увидеть результат своей работы;

- проведение динамических пауз, физкультминуток, организовывать смену видов деятельности для снижения утомляемости младших школьников – применение здоровьесберегающих технологий;

- ориентирование заданий на различные виды восприятия: зрительную, слуховую, практическое применение;

- постоянное использование фраз классного обихода для их лучшего запоминания;

- использование игровых методов позволяет увлечь детей, разнообразить урок, помогает более легкому усвоению материала;

- применение стихов, песен, рифмовок способствует лучшему усвоению материала.

Как было сказано выше, основным в обучении иностранному языку является формирование лингвистической компетенции, где обучение лексике наряду с фонетикой и грамматикой является неотъемлемой частью. В связи с тем, что процесс освоения лексики, в свою очередь начинается с ознакомления с лексической единицей.

«Семантизация есть процесс раскрытия значения иноязычных слов. Этот процесс должен быть экономичным во времени и эффективным для запоминания», - пишет Е.И. Пассов.15

Для достижения учениками цели – владение словами, учителю необходимо, как хорошему проводнику, отлично знать дорогу и предвидеть возможные трудности. По словам Е.И Пассова - эта дорога имеет три этапа.

На первом этапе, учитель из текста извлекает новые слова, необходимые для усвоения. Цель данного этапа считается достигнутой, в случае если школьники к концу урока усваивают значение новых слов, понимают их в речи учителя, употребляют их в своих фразах.

Следующий этап – совершенствование лексических навыков. Усвоенные слова воспринимаются в новых сочетаниях и контекстах. И чем таких сочетаний больше, тем прочнее будут лексические навыки.

На последнем этапе, по словам Е.И. Пассова это время самостоятельности слов, необходимо употреблять изученную лексику в новых для детей ситуациях для выражения своих мыслей в продуктивном говорении.


Е.Н. Соловова выделяет шесть наиболее распространенных способов семантизации слова:

1. Применение наглядности.

На уроке можно использовать разную наглядность: предметную (игрушки, предметы мебели и т.д.), изобразительную (например, по теме «Мебель. Моя комната», «Одежда», «Принимаем гостей. Посуда», «Фрукты и овощи» и другие), наглядность действием (очень эффективна при изучении глаголов), звуковую и контекстуальную.

2.С помощью синонимов или антонимов.

Зная слово «fat» учащиеся могут легко догадаться о значении слова «slim». Однако, применяя этот способ следует помнить, что в языке не так много полных синонимов.

3.Использование известных способов словообразования

Этот способ способствует введению слова в определенную парадигму, а также повторению уже знакомых слов. Здесь речь идет о суффиксально-префиксальном способе, словосложении и конверсии.

4.Перевод слова

Если слово не представляет особого интереса с точки зрения вышеперечисленных способов семантизации, то его можно просто перевести, после чего выполнять упражнения на активную тренировку.

5.Поиск слова в одном или нескольких словарях

При использовании этого способа важно уже на начальном этапе приучать детей работать с двуязычным англо-русским словарем. Ведь именно в начальной школе закладываются основы работы со словарями, без которых невозможно изучение иностранного языка. Сначала, зная алфавит, школьники учатся искать лексическую единицу в словаре. Позже они знакомятся с транскрипцией слова и ее правилами чтения, что поможет ребенку прочесть новое слово без посторонней помощи. В дальнейшем учащиеся знакомятся с понятием – определение основной формы слова, именно в такой форме слово дается в словаре. Определив сразу основную форму слова, школьники без особых трудностей могут найти в словаре перевод требуемой лексической единицы.В дальнейшем с детьми на среднем и старшем этапе изучения иностранного языка при семантизации лексики можно использовать разные словари – словарь синонимов/антонимов, двуязычные словари, одноязычные и другие. В этом случае у учащихся формируется навык самостоятельной работы.

6.Развитие языковой догадки16

По мнению автора – это самый сложный способ. Изучаемое таким образом слово должно быть однозначным и понятным. Используемы приемы могут быть различными: дать определение данного слово на английском языке или составить небольшую образную ситуацию, помогающую раскрыть суть слова.


Таким образом, нелься совершенно точно определить, какой способ является самым лучшим. Все зависит от самого слова, его значения, употребления. Здесь же Соловова Е.Н. приводит слова П. Хэкболдт, что роль выбора способа семантизации сильно преувеличена. Именно от характера тренировки зависит прочность запоминания слова.17

Следующий этап - первичное закрепление лексики.

Н.Д. Гальскова отмечает, при первичном закреплении лексики должны быть упражнения, для которых характерно:

- иллюстративная, объяснительная функция;

- новую лексику следует преподносить на уже изученном грамматическом материале и в знакомом окружении;

- упражнения должны включать не только элементарные действия, но и задания, развивающие творческие способности детей.18

Приведем примеры некоторых игр:

  1. Игра «Guess» («Догадайся») – учитель показывает на предмет или картинку, называя его/ее, учащиеся соглашаются со значением этого слова или нет.

  2. Игра «Whatismissing?» («Что отсутствует?») – учитель демонстрирует предметы/картинки, после чего дети закрывают глаза, учитель убирает один предмет, открыв глаза дети должны догадаться, что исчезло.

  3. Игра «Сonfusion» («Путаница») – учитель демонстрирует предметы, школьники запоминают последовательность расположения предметов. Дети закрывают глаза, учитель меняет предметы местами, учащимся необходимо вернуть предыдущий порядок предметов.

  4. Игра «Findit» («Найди предмет») – на столе/на доске расположены предметы/картинки, учитель называет слово, школьники должны найти его.

  5. Игра «Match» («Соотнеси») – необходимо найти соответствие между словом и картинкой.

  6. Игра «Findanewword» («Найдиновоеслово») – в новом тексте, стихотворении, считалке детям необходимо найти новое слово.

Постепенно работа усложняется, добавляются ролевые и коммуникативные игры, расширяется употребление рецептивной лексики.

Для формирования лексических навыков упражнения делят на две группы: подготовительные и речевые. Подготовительные упражнения помогают в усвоении формы и значения лексической единицы.

К подготовительным упражнениям относятся:

- упражнения в дифференциации и идентификации: определение слова на слух или поиск его в тексте, группировка слов по признаку, подбор антонимов, просмотр списка фраз и определение ситуации, где эти фразы могут употребляться и другие;

- имитация: повторить предложение, закончить фразу;


- упражнения на развитие догадки (контекстуальной и словообразовательной): определить значение незнакомых слов, образованных от известных корней; прочитать слова, обратить внимание на значение слов и придумать с ними предложения и другие;

- упражнения на прогнозирование: назови слова, которые могут сочетаться с данными существительными; найди окончание предложения из ниже предложенных и многие другие.19

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение лексике на начальном этапе имеет свои особенности. Учитель должен владеть богатым арсеналом методов и приемов, чтобы поддерживать интерес ребенка в обучении его лексике на начальном этапе.Для эффективного формирования лексических навыков у младших школьников необходимо соблюдение порядка и условий предъявления тренировочного материала, использование наглядности, многократное повторение лексического материала учащимися, осуществление предметных действий с лексическими единицами.