Файл: Использование стихов и песен для развития лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети должны запоминать правила чтения, исключения из правил, написание букв и так далее.

У детей 7-10 лет хорошо развита способность к анализу предметов, они могут делать выводы и умозаключения, следовательно, у них развито словесно-логическое мышление. Эту способность следует развивать при обучении иностранному языку посредством упражнений на моделирование ситуаций, доказательство суждений.

Известно, что успешность усвоения иностранного языка школьниками зависит от их иноязычных способностей, развитие которых тесно связано с развитием внимания, памяти и мышления. Понятие «иноязычные способности» в полной мере раскрывает А.А. Леонтьев:

1) комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип нервной системы, темперамент, характер);

2) индивидуальные различия в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т. п.;

3) различия в личностных особенностях, связанных с процессом общения (толерантность, раскованность и др.).6

Еще одним фактором, который оказывает влияние на процесс овладения детьми иностранного языка, является их уровень владения родным языком. Младшие школьники хорошо владеют родным языком, связанно излагают мысли, пересказывают тексты. Уже на данном этапе родной язык является помощником учителя иностранного языка.

Также важным моментом является учет особенностей развития организма младших школьников. Исследования в институте физиологии РАО подтверждают, что привыкание ребенка в первом классе сложно не только в физическом, но и в эмоциональном и психологическом плане.

Очень важным при организации обучения иностранному языку является создание ситуаций успеха на уроке. Это позволяет поддерживать интерес детей к предмету. Учителю необходимо дать ребенку такое задание, создать ситуацию, где школьник с низким уровнем активности смог бы проявить себя.

Система оценок, разработанная Ш.А. Амонашвили может использоваться учителем при работе с младшими школьниками:

1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;

2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Таким образом, важным фактором успешности обучения иностранному языку является учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста, а также владение учителем методикой преподавания иностранного языка.


1.2. Понятие лексического навыка при обучении учащихся начальной школы.

Овладение иностранным языком значит овладение его основными видами речевой деятельности - лексическим, грамматическим и фонетическим материалом.

Хотя обучение младших школьников аспектам английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи с учетом их психофизиологических особенностей, следует отметить, что обучение лексике является основополагающим. От степени владения лексикой в первую очередь зависит содержательная сторона высказывания, чем объясняется повышенное внимание к этому аспекту иноязычной деятельности и возникает необходимость проведения работ по усвоению, тренировке, применению изученных лексических единиц.

Так, на начальном этапе обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского и закладываются основы произношения. Количество слов, темы для изучения зависит от учебного курса и программы, по которой иностранный язык ведется в образовательном учреждении.

Так как важным компонентом речевой деятельности является лексика в системе языковых средств: аудирования, говорения, чтения и письма, то это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.7

Прежде чем говорить о понятии «лексический навык», следует раскрыть суть понятия «лексика». По мнению Л.В. Щербы, лексика - этоживая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, то есть для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика - совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. 8Н.И.Жинкин отмечает, что слова это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности... Если имя непонятно для слушающего, оно пусто - такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если имеет имя.9

Единицы лексики, исходя из своих свойств, входят в определенные лексические объединения: (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда). В этом и проявляется системность лексики.


В свою очередь, лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:

1) слова;

2) устойчивые словосочетания;

3) клишированные обороты (выражения).

Таким образом, обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку является главной задачей преподавания иностранного языка.

Лексический навык является составляющей речевых умений и образует основу для использования иностранного языка в качестве средства общения. Овладение основными видами речевой деятельности возможно при наличии лексических знаний. В свою очередь под лексическими знаниями подразумевается умение обращения, действия с иноязычным словом. Обучение лексике тесно связано с формированием лингвистической компетенции, является его основой.

По мнению Пассова Е.И. в лексическом навыке можно выделить следующие компоненты:

1. Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря этому осуществляется слуховой контроль правильности слова.

2. Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зрительным образом предмета, с представлениями, которые могут быть единичными или общими.

3. Ассоциативные связи слова с кругом других слов, что физиологически объясняется категорийным поведением слова, настроенностью слуховых и речедвигательных следов одного слова на следы других. В речевом продукте это выражается в устойчивых и свободных словосочетаниях.

4. Связи слова, составляющие его смысловое значение. Таких связей у каждого слова много, так как они отражают функцию предмета, обозначенного данным словом, свойства предмета, его связи с другими предметами. Правомерно сделать предположение, что каждая из связей смыслового строения слова приобретается только в процессе речевой деятельности, а следовательно, маркирована теми условиями, в которых эта деятельность проходила.

5. Соотнесенность слова с ситуацией как системой взаимоотношений собеседников.10

Важно отметить, основным является значение слова, так как именно значение слова выражает отношение говорящего, несет основную смысловую нагрузку. Значение используется для решения определенной речевой задачи. Следовательно, можно сказать, что форма слова и его значение маркированы функцией.

Таким образом, лексический навык по определению Е.И. Пассова – синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности.
11

Виды речевой деятельности делятся на активные (письмо, говорение) и пассивные (чтение, аудирование), в связи с этим выделяют активный и пассивный словарь. Следовательно, лексический навык также можно обозначить как продуктивный и рецептивный.

Под продуктивным лексическим навыком подразумевается правильное употребление слов в устной и письменной речи в зависимости от ситуации и цели общения (правильно подбирать слово в соответствии с целью коммуникации, сочетание слова с ранее изученными).

Рецептивные лексические навыки – умение понимать и узнавать слово во время чтения или аудированиятекста (соотносить звуковой или зрительный образ слова с его значением, понимать значение слова по контексту, узнавать изученные слова в письменном или прослушанном тексте).

К концу обучения в начальной школе лексический минимум школьников составляет не менее 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, обслуживающих ситуации общения в пределах тематики начальной школы, включая простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Рецептивный лексический запас – 600 лексических единиц, включая продуктивную лексику.12

Под формированием лексического навыка подразумевается усвоение правил соотнесения слова с другими лексемами в тематической и семантической группах, с синонимами и антонимами, понимание словообразование лексической единицы, умение правильно выбирать и употреблять лексическую единицу в тексте.

Приемы и упражнения опережающего введения лексики, раннее включение новых лексических единиц в сочетании с усвоенной лексикой, а, затем, в целенаправленное и осознанное речевое действие, систематическое, спланированное повторение активного словаря школьника, дополненное регулярным домашним чтением – все это способствует развитию лексических навыков, облегчает средним и слабым учащимся выполнение предтекстовых упражнений, позволяет детям лучше подготовиться к использованию основной лексике в чтении и говорении, предупреждает или уменьшает случай типичных ошибок учащихся. Следовательно, лексика является важным компонентом речевой деятельности. Зная лексику, можно с легкостью общаться, читать и понимать иноязычные тексты.
13

Процесс овладения лексическими навыками включает в себя:

1) ознакомление с лексической единицей;

2) первичное закрепление – тренировка употребления слов;

3) включение слов в речевые ситуации – употребление лексических единиц в речи.

Исходя из психологических особенностей младшего школьника следует, что для эффективного формирования лексического навыка необходимо соблюдение порядка предъявления и тренировки новой лексики, использование наглядности на уроке, индивидуальный подход к каждому учащемуся, своевременный контроль и коррекция при выполнении различных упражнений.

Одно из ведущих мест в методике преподавания иностранного языка принадлежит проблеме лексического отбора. Существуют определенные критерии отбора лексического материала для младших школьников.

Тематический отбор– отбор необходимого объема лексики, без которого невозможно общение по определенной теме.

Частотность определяется при помощи ряда учебных словарей, учебников и справочников. Прогнозирование ошибок по языковой интерференции помогает отобрать лексический минимум, необходимый для правильного и идиоматичного выражения мыслей учащегося. При передаче своих мыслей он пытается в иноязычной речевой деятельности руководствоваться объемом и системами значений слов и словосочетаний родного языка, строить фразы по структурно – речевым образцам, свойственным родному языку. Поэтому и пытаются определить, какими наиболее употребляемыми и ценными для общения лексическими единицами могут быть переданы в английском языке наиболее коммуникативно–ценные лексические единицы русского языка, расходящиеся по своей смысловой структуре или по структурно-речевым моделям с соответствующими словами, выражениями и конструкциями английского языка.

Семантический отбор –отобранные слова должны выражать важные понятия, соответствовать изучаемой тематике устной и письменной речи.

Принцип сочетаемости - особую коммуникативную ценность представляет лексика чаще сочетающаяся с другими словами. Принцип сочетаемости также означает, что слова распределены по курсам в том порядке, в каком они могли быть наилучшим образом друг с другом.

Принцип стилистической неограниченности - принцип принадлежности слова нейтральному, литературному, разговорному, книжно – письменному стилю. На начальном этапе изучается лексика, относящаясяк нейтральному стилю. Согласно этому принципу процент лексики повышается с курсом: чем младше курс, тем нейтральнее по стилю лексика.