ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИДЗ Социология
Задание 1
Заполните таблицу:
Название теории | Автор | Характеристика теории |
Теория социального действия | М. Вебер | Рассматривает дилемму «общество-человек» с позиции индивидов, понимая последних как творческих, автономных и деятельных субъектов - агентов социального действия. |
Теория конфликтов | Г. Спенсер | Подчеркивает материалистическую интерпретацию истории, диалектический метод анализа, критическую позицию по отношению к существующим социальным устройствам и политическую программу революции или, по крайней мере, реформы. |
Теория социального реализма | Э. Дюркгейм | Нет эволюции человеческого общества с древнейших времен до современности и построение глобальных метафизическим схем истории |
Символический интеракционизм | Дж. Г. Мид | Взаимодействие между людьми происходит на основе общих для них символических систем |
Феноменологическая социология | А. Шюц | Чтобы понять человеческие действия, необходимо изучить и типизировать мотивы и модели социального поведения |
Теория социального обмена | Дж. Хоманс | Человек стремится максимизировать выгоду и минимизировать издержки в общении. При этом поведение индивида зависит от того, какой была реакция общества на его поступки в прошлом. |
Структурный функционализм | Т. Парсонс | Принцип исследования социальной реальности как системы социальных явлений и процессов, каждый из которых имеет определенное назначение (функцию). |
Этнометодология | Г. Гарфинкель | Исследует смысл человеческого поведения путем эмпирического наблюдения за каждодневной практикой людей |
Заполните следующие графы обобщающей таблицы по теме «Основные этапы исторического развития социологической мысли»
Этапы исторического развития социологической мысли | Общая характеристика исторической эпохи | Основные представители | Основные идеи учений | ||
О положении человека в обществе | О государстве | О законах в обществе | |||
Предшественники (до XVIII века) | Идеи, которые впоследствии стали основой социологии | Конфуций, Аристотель, Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк | Концепция социальной стратификации, которая предполагает, что общество разделено на различные слои, и что положение человека в обществе определяется его местом в этой иерархии; | Теория социального контракта, которая предполагает, что государство существует на основе договора между правительством и народом, где народ передает свои права правительству в обмен на защиту и услуги; | Теория натурального права, которая предполагает, что законы должны быть основаны на естественном праве, которое является неотъемлемым и неизменным для всех людей; |
Основоположники (XVIII - XIX век) Классическая социология (конец XIX - начало XX века) | Социология - наука с собственными теориями и методами | Август Конт Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и Карл Маркс | Идея социальной мобильности, то есть возможности для людей изменить свое положение в социальной иерархии; | Концепция власти, которая утверждает, что государство является основным носителем власти в обществе и имеет право на монополию на использование насилия; | Концепция позитивного права, которая утверждает, что законы должны быть основаны на том, что было установлено законодательной властью; |
Современная социология (XX век - настоящее время) | Широкое распространение социологии как науки | Талькотт Парсонс, Роберт Мертон, Херберт Блумер | Концепция социальных ролей, которая утверждает, что люди играют определенные роли в социуме и что их поведение и ожидания обусловлены этими ролями. | Идея социального равенства, то есть общественного состояния, в котором все люди имеют равные права и возможности. | Идея правового плюрализма, которая подразумевает, что в обществе может существовать несколько систем права, которые могут конфликтовать между собой. |
Задание 2
-
Сравните основные положения системного подхода Т.Парсонса и Р.Мертона. В чем заключается научный вклад Р.Мертона в развитие теории социальных систем?
Ответ:
Т. Парсонс и Р. Мертон были выдающимися социологами, которые разработали системные подходы к анализу социальных систем. Оба подхода были представлены в середине 20-го века и считались важными научными вкладами в развитие социологии.
Основные положения системного подхода Т. Парсонса:
• Человеческое поведение рассматривается как функциональная система, которая включает в себя индивидов, роли, организации и институты.
• Система представляет собой целостное общество, в котором различные элементы взаимодействуют и поддерживают друг друга.
• Система имеет четыре функциональных подсистемы, которые включают экономическую, политическую, социальную и культурную.
• Каждая подсистема имеет свои структуры и процессы, которые соответствуют ее функциям и целям.
Основные положения системного подхода Р. Мертона:
• Рассматривает социальную систему как набор взаимодействующих элементов, которые обладают свойствами и ограничениями.
• Система должна быть исследована в контексте ее внешней среды, которая влияет на ее функционирование.
• Система имеет два типа функций: манифестные (явные) и латентные (скрытые).
• Система может стать дезорганизованной, если один или несколько элементов не выполняют свои функции.
Научный вклад Р. Мертона заключается в том, что он предложил системный подход к анализу социальных систем, который включает в себя новые концепции и методы. Он показал, что социальные системы могут быть исследованы не только в контексте их явных функций, но и в контексте скрытых функций, которые не всегда явно выражены. Он также разработал понятие "саморегуляции", которое описывает способность системы к изменению своих функций и процессов в ответ на изменения во внешней среде. Эти идеи стали важными элементами в развитии теории социальных систем и являются научным вкладом Р. Мертона в социологию.
-
Охарактеризуйте современную ситуацию в Казахстане в терминах системного анализа общества. Каков, с точки зрения социолога, главный системный признак современного казахстанского общества?
Ответ:
Современное общество Казахстана может быть рассмотрено в рамках системного анализа, в котором его структуры и элементы рассматриваются как функциональная система, взаимодействующая между собой.
Один из главных системных признаков современного казахстанского общества - это процесс модернизации, который затрагивает различные сферы жизни общества, включая экономику, политику, культуру, образование, науку и технологии. Этот процесс включает в себя
широкомасштабные реформы, нацеленные на развитие страны и приближение ее к стандартам развитых стран.
Одним из ключевых элементов модернизации является развитие экономики, которое осуществляется за счет расширения инвестиций, развития новых производственных секторов, поддержки малого и среднего бизнеса, а также развития человеческого капитала. Развитие экономики оказывает влияние на другие сферы общества, такие как политика и культура, и может привести к изменению их структур и функций.
Однако, среди вызовов, которые стоят перед современным обществом Казахстана, можно выделить такие проблемы, как неравенство, коррупция, низкий уровень участия граждан в принятии решений, а также ограничения на свободу выражения мнения и права на объединение. Эти проблемы могут препятствовать эффективной работе системы, и необходимо искать пути для их решения.
Таким образом, с точки зрения социолога, главный системный признак современного казахстанского общества - это процесс модернизации, который влияет на различные сферы жизни общества и может привести к изменению их структур и функций. Однако, на пути к развитию и прогрессу существуют препятствия, которые необходимо преодолеть.
-
Как вы думаете, нынешние мировые лидеры – США и страны Западной Европы – навязывают свою волю другим странам благодаря своей финансовой или политической мощи? А может быть, у них есть иные каналы влияния?
Ответ:
Вопрос влияния мировых лидеров, таких как США и страны Западной Европы, на другие страны является сложным и многогранным. Влияние этих стран может происходить как благодаря их финансовой и политической мощи, так и посредством других каналов.
С одной стороны, экономическое и финансовое влияние США и Западной Европы на другие страны может быть значительным. Это связано с тем, что эти страны являются крупнейшими экономическими державами, имеющими значительные ресурсы и возможности для инвестирования, предоставления кредитов и развития торговых отношений. Такое экономическое влияние может быть связано с условиями кредитования или торговыми договоренностями, которые могут включать различные политические или культурные условия.
С другой стороны, политическое влияние США и Западной Европы может происходить как посредством давления на другие страны через международные организации, такие как ООН, НАТО или ЕС, так и через различные соглашения и договоры, включая договоренности о безопасности, торговле и военном сотрудничестве.
Однако, помимо финансового и политического влияния, США и Западная Европа могут оказывать влияние на другие страны и посредством культурных и идейных каналов. Так, западные страны могут продвигать свои ценности и идеологии, включая демократию, свободу, права человека, равенство и другие, и стараться повлиять на мнения и убеждения граждан других стран.
Таким образом, влияние мировых лидеров на другие страны может происходить посредством различных каналов, включая финансовый, политический, культурный и идейный. Какой канал является наиболее важным, зависит от конкретной ситуации и условий.
-
Заполните таблицу отличий типов общества ( по Д.Беллу и др.):
| Традиционное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальноеобщество |
В экономической сфере | Примитивная технология, натуральное хозяйство. | Развитая технология | Эпоха безлюдного производства, информационно-электронные системы |
Главный престижный фактор | Сельское хозяйство, армия, церковь | Промышленность | Теоретическое знание |
Социальная структура | Сословия, касты | Классы | Профессиональная дифференциация, уровень образования |
Основные социальные институты | Религия, коллективизм | Наука, знание, образование. Личная свобода, индивидуализм | Наука, знание, образование. Личная свобода, персоно-центризм. |
Задание 3
-
Проанализируйте биографию известного в истории Казахстана человека, деятельность которого, на ваш взгляд, существенным образом повлияла на политическое (научное, культурное, религиозное или др.) развитие нашей страны. Выделите условия, позволившие ему сформироваться в социального деятеля.