ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:
Теория Т. Мальтуса о причинах бедности и ее связи с ростом населения вызывает много дискуссий среди экономистов и социологов. С одной стороны, можно согласиться с тем, что в некоторых случаях рост населения может приводить к ухудшению экономического положения людей, особенно если экономический рост не сопровождается соответствующим развитием инфраструктуры и социальных программ. Однако, полностью согласиться с теорией Мальтуса о том, что бедность вызвана исключительно чрезмерным ростом населения и что государственные субсидии только усугубляют эту проблему, не следует.
С точки зрения социологии, бедность вызывается не только демографическими факторами, но и множеством других социально-экономических и политических причин. Бедность может быть вызвана неравенством в распределении доходов и возможностей, недостатком образования и квалификации, отсутствием доступа к здравоохранению, жилью и другим социальным услугам, коррупцией, конфликтами и войнами, экологическими проблемами и т.д.
Касательно рецепта Мальтуса отменить государственные субсидии и полностью возложить ответственность за помощь бедным на частные благотворительные фонды, здесь тоже можно высказать критику. Безусловно, благотворительность и социальная ответственность частных лиц и компаний играют важную роль в решении социальных проблем, но они не могут заменить систему государственных программ социальной защиты населения. Это особенно верно для стран с недостаточно развитой социальной инфраструктурой, где сектор частной благотворительности не может полностью покрыть потребности населения в социальной защите
Ограничение рождаемости - это действие, направленное на сокращение количества рождений в определенной популяции. Оно может быть реализовано с помощью различных мер, включая развитие средств контрацепции, проведение информационных кампаний, регулирование рождаемости через правительственные программы и т.д.
С точки зрения социологии, идея ограничения рождаемости может быть рассмотрена с разных сторон. С одной стороны, ограничение рождаемости может помочь снизить уровень бедности и улучшить качество жизни людей. Однако, с другой стороны, оно может стать причиной демографического кризиса и общественного недовольства.
Следует отметить, что в Казахстане существует проблема снижения рождаемости, связанная с уменьшением численности населения и старением населения. В связи с этим, некоторые правительственные программы направлены на поддержку рождаемости и семейного благополучия, включая программы материнского капитала и детских пособий. Однако, вопрос об ограничении рождаемости в Казахстане остается открытым и требует дальнейшего обсуждения и изучения.
-
Среди предложенных факторов выберите факторы групповой и индивидуальной мобильности. Результаты занесите в таблицу.
а) уровень образования; д) социальные революции;
б) военные перевороты; е) обладание властью;
в) стихийные бедствия; ж) создание демократии.
г) брак;
Вид мобильности Фактор | Индивидуальная мобильность | Групповая мобильность |
| Уровень образования Военные перевороты Стихийные бедствия Социальные революции Создание демократии | Брак обладание властью; |
Задания 5
-
«Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими их индивидами» (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1990. С.129).
Как вы понимаете это высказывание?
Ответ:
Дюркгейм считал, что в примитивных обществах сильнее выражен коллективизм, что проявляется в более высокой степени сходства между людьми. В таких обществах люди находятся в более тесных и постоянных контактах друг с другом, что приводит к тому, что они разделяют многие общие ценности и нормы поведения. В более сложных обществах люди могут иметь более разнообразные жизненные опыты и, следовательно, более различные нормы и ценности, что приводит к большему разнообразию их индивидуальных характеристик и поведения.
Таким образом, высказывание означает, что в примитивных обществах люди более схожи между собой, чем в более сложных обществах, где различия между людьми могут быть более выраженными. Это связано с тем, что в примитивных обществах люди более тесно связаны друг с другом и меньше подвержены влиянию факторов, таких как образование, культурный опыт, социальный статус и т.д., которые могут привести к более различному поведению и мировоззрению в более сложных обществах.
-
Можно ли согласиться с точкой зрения, что большинство действий человека автоматизировано и заключено в определенные модели поведения?
Как же обыкновенному человеку – не гению или таланту выделиться, заявить о себе?
Ответ:
Многие действия человека, особенно рутинные и повторяющиеся, могут быть автоматизированы и следовать определенным моделям поведения. Однако, это не означает, что все действия человека можно свести к автоматизму и повторению шаблонов.
Человек может выделиться и заявить о себе, используя свои индивидуальные качества, такие как творческий подход к решению задач, уникальный взгляд на мир, личностные черты, такие как уверенность в себе, настойчивость, ответственность, профессиональные навыки и знания, а также социальную активность и участие в общественных делах.
Для выделения и заявления о себе также необходима самоорганизация, умение установить цели и стремиться к их достижению, планирование и самодисциплина. Кроме того, важно учитывать социокультурный контекст, в котором живет человек, и стремиться к соответствию его ценностям и ожиданиям.
Таким образом, хотя некоторые действия человека могут быть автоматизированы, каждый человек обладает индивидуальностью и уникальными качествами, которые позволяют ему выделиться и заявить о себе в обществе.
-
Удовлетворение каких потребностей (по А. Маслоу) было недоступно Робинзону Крузо?
Ответ:
По А. Маслоу, потребности могут быть организованы в виде иерархии, известной как "иерархия потребностей Маслоу". Эта иерархия включает в себя пять основных категорий потребностей, которые удовлетворяются по мере их удовлетворения в порядке возрастания иерархии: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении и самооценке и потребности в самореализации.
Робинзон Крузо, главный герой романа Даниэля Дефо "Робинзон Крузо", оказался на необитаемом острове, где ему пришлось выживать в одиночку. Из-за отсутствия общества, он был лишен потребности в принадлежности и любви, а также потребности в уважении и самооценке, так как не было никого, кто мог бы оценить его поступки и достижения. Однако, в начале истории, Робинзон испытывал физиологические потребности, такие как потребность в пище, воде, укрытии и безопасности, которые он вынужден был удовлетворять, чтобы выжить на острове. По мере того как он укреплял свою позицию на острове и становился более независимым, он начал испытывать потребности в самореализации, которые он стал удовлетворять через свои исследования острова, создание жилья и производство продуктов.
-
Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.
Ответ:
Другие примеры статусов, которые могут стать главными независимо от других статусов индивида:
1. Президент/правитель страны.
2. Миллионер/богатый человек.
3. Знаменитость/известная личность.
4. Нобелевский лауреат/ученый-пионер в своей области.
5. Художник/автор/искусствовед, получивший широкое признание за свои работы.
6. Герой/ветеран войны или иной конфликта.
Задания 6
-
Перечислите известные вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.Начало формы
Ответ:
Типы социальных норм:
1. Формальные и неформальные нормы
2. Явные и неявные нормы
Прямые и косвенные нормы
3. Позитивные и негативные нормы
4. Простые и сложные нормы
5. Открытые и скрытые нормы
Виды наказания за нарушение социальных норм:
1. Репутационное наказание
2. Экономическое наказание
3. Физическое наказание
4. Юридическое наказание
5. Психологическое наказание
6. Моральное наказание
7. Административное наказание
8. Социальное изгнание
9. Общественное порицание
10. Изоляция.
-
Дайте развернутую характеристику формально-позитивных, формально-негативных, неформально-позитивных и неформально-негативных санкций. Приведите соответствующие примеры.
Ответ:
Санкции – это реакции со стороны общества на поведение, которое соответствует или не соответствует социальным нормам. В социологии выделяют четыре типа санкций: формально-позитивные, формально-негативные, неформально-позитивные и неформально-негативные.
1. Формально-позитивные санкции - это официальные награды, которые выдаются за соблюдение социальных норм. Примерами формально-позитивных санкций могут быть медали, дипломы, грамоты, похвальные записки и т.д.
2. Формально-негативные санкции - это официальные наказания за нарушение социальных норм. Эти санкции могут включать штрафы, аресты, тюремное заключение, лишение прав и т.д.
3. Неформально-позитивные санкции - это проявления одобрения или благодарности со стороны других людей за соблюдение социальных норм. Примеры неформально-позитивных санкций могут быть улыбки, похвалы, признательность, уважение и т.д.
4. Неформально-негативные санкции - это проявления неодобрения, критики или отторжения со стороны других людей за нарушение социальных норм. Примеры неформально-негативных санкций могут быть оскорбления, издевательства, упреки, насмешки и т.д.
Заполните таблицу:
Характер санкций | Формальные | Неформальные |
Позитивные | Награды; премии; звания | Похвала; комплименты; улыбка |
Негативные | Штраф; тюремное заключение; увольнение; арест | Разрыв дружеских отношений; издевка; насмешка; |
3. Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.
Теории девиантного поведения | Представители | Основные положения |
Социобиологическая | Эдвард Осборн Уилсон Роберт Триверс Ричард Докинз Уильям Гамильтон Пьер ван ден Берг Сирил Дарлингтон Джордж Уильямс | основывается на теории генно-культурной эволюции, т.е. на тезисах о том, что развитие человечества опирается на контур обратной связи. Одни сообщества выживают, другие погибают и происходит естественный отбор на 3-х уровнях: индивидуальный, половой, групповой. Социобиологи считают, что человеческое поведение также как и поведение животных может быть в какой-то част объяснено как результат естественного отбора. Применение категорий эволюционной теории и в частности понятия естественного отбора , подвергается критике, поскольку преобладающей силой поведения человека считается культура. |
Социально-психологические | Платон, Аристотель, Гегель, Фейербах, Мак-Дугалл | К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально-психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. |
Аномии | Эмиль Дюркгейм | расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения; низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения; частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая. |
Стигматизации | Фрэнк Танненбаум, Эдвин Лемер-та, Говард Беккер, Эдвин Шура, Фриц Зак, Джон Брэйтуэйт, Э.Росс | Единомышленники теории стигматизации брали за основу первенствующую идею конфликтологии, исходя из которой, личность часто не может поладить с другим лицом, так как расходятся в своих потребностях и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, которые управляют институциональной жизнью, и с успехом особо тщательно пытаются выделить нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное. |
Инкультурации | М.Мид | Процесс, посредством которого люди усваивают динамику окружающей их культуры и приобретают ценности и нормы, соответствующие или необходимые этой культуре и ее мировоззрению. Как часть этого процесса, влияния, которые ограничивают, направляют или формируют индивида (сознательно или нет), включают родителей, других взрослых и сверстников. |