Файл: Идз социология Задание 1 Заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Ответ:

Одним из самых известных и влиятельных деятелей в истории Казахстана был Абай Кунанбаев - поэт, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской литературы на национальном языке.

Абай Кунанбаев родился в 1845 году в селе Чингисау, что находится в нынешнем Казахстане. Он был сыном казахского библиотекаря и с детства был окружен книгами. Однако, из-за того, что казахский язык не считался научным языком, образование на родном языке было недоступным. Абай получил начальное образование на русском языке и затем продолжил обучение в Семипалатинском учительском училище. Там он увлекся русской литературой и начал переводить произведения русских классиков на казахский язык.

В 1865 году Абай стал наследником казахского ханства, но не стал его править, отдав предпочтение образовательной и культурной деятельности. Он создал свою библиотеку, где собрал более 10 тысяч книг на разных языках, а также начал писать собственные стихи на казахском языке. Его произведения оказали огромное влияние на формирование казахской литературы и языка. Он проповедовал идеи национального единства и прогресса, призывая казахов к образованию и самосовершенствованию.

Одним из условий, позволивших Абаю стать таким влиятельным деятелем, была его культурная осведомленность и образованность на русском языке. Это позволило ему получить доступ к русской литературе и европейской философии, что стало фундаментом его мыслительной деятельности. Кроме того, Абай был воспитан в семье библиотекаря, что способствовало его любви к книгам и самообразованию.
Задания 4

  1. Сравните три признака экономического неравенства – доход, богатство и заработную плату. Каким образом с их помощью можно выразить различия в уровне жизни населения?


Ответ:

Доход, богатство и заработная плата являются тремя различными признаками экономического неравенства.

Доход - это сумма денег, которую человек зарабатывает за определенный период времени, как правило, за год. Доход может быть как индивидуальным, так и совокупным (например, доход всех жителей города). Доход позволяет определить, насколько хорошо люди могут себе позволить определенные вещи, такие как питание, жилье, образование и т.д. Таким образом, доход может быть использован для измерения уровня жизни населения.

Богатство - это совокупность активов, которыми владеет человек, включая недвижимость, ценные бумаги, деньги на счетах в банке и т.д. Богатство может оказывать большое влияние на уровень жизни человека, так как оно позволяет получать доход от инвестиций и использовать собственные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Однако, не всегда наличие богатства гарантирует высокий уровень жизни, так как его использование может быть ограничено различными факторами, такими как налоги, инфляция и т.д.


Заработная плата - это оплата труда, которую человек получает за выполненную работу, как правило, за месяц или за неделю. Заработная плата может быть использована для измерения уровня жизни населения, так как она позволяет определить, сколько денег люди получают за свой труд и насколько хорошо они могут себе позволить определенные вещи.

Таким образом, с помощью дохода, богатства и заработной платы можно оценить уровень жизни населения, поскольку каждый из этих признаков отражает различные аспекты экономического неравенства и может использоваться для измерения доходов и потребностей различных слоев населения.


  1. Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.


Ответ:

Для описания образа жизни, доходов, жилищных условий и покупательных возможностей двух социальных классов, давайте рассмотрим сравнение между средним классом и бедным классом в США.

Средний класс в США, в зависимости от штата, может зарабатывать от 50 000 до 200 000 долларов в год. Они имеют возможность покупать более дорогие товары и услуги, иметь доступ к лучшему образованию, более комфортным жилищным условиям и лучшим медицинским услугам. Они могут позволить себе купить дом или квартиру, иметь несколько автомобилей и путешествовать за границу. Средний класс также имеет возможность покупать более здоровую пищу и заниматься спортом.

Бедный класс, с другой стороны, зарабатывает до 30 000 долларов в год. У них может не быть стабильной работы, а также доступа к качественному образованию и медицинским услугам. Жилищные условия у бедных классов могут быть неудовлетворительными, они могут жить в арендованных комнатах, общежитиях или даже на улице. Бедные классы могут иметь ограниченный доступ к здоровой пище и могут столкнуться с проблемой ожирения, а также бедным людям часто приходится экономить на критически важных вещах, таких как лекарства.

Таким образом, на основании сравнения этих двух социальных классов, можно увидеть, как существенно различаются их жизненные условия, возможности и уровень жизни.


  1. В чем суть теории классов М. Вебера? Что такое жизненные шансы и классовая ситуация? Какие три критерия положены им в основание социальной стратификации? Чем различаются классы и статусные группы?




Ответ:

Макс Вебер, немецкий социолог и философ, внес значительный вклад в развитие социологической теории классов. Он считал, что социальная стратификация (распределение людей по социальным слоям) основана на трех критериях: класс, статус и власть.

Согласно теории классов М. Вебера, класс - это группа людей, которые делятся общим экономическим интересом. В отличие от теории Маркса, Вебер не видел классовую борьбу как главную движущую силу общественного развития. Вместо этого он выделил понятие жизненных шансов (возможностей), которое определяет социальный статус человека.

Жизненные шансы - это возможности, которые предоставляются людям в зависимости от их социального происхождения, образования, профессии и других факторов. Например, высокие доходы и образование могут обеспечить людям большие жизненные шансы и высокий социальный статус.

В отличие от класса, статус определяется не экономическими интересами, а социальным престижем и уважением, которым человек пользуется в обществе. Статус может быть основан на образовании, профессии, имуществе и других факторах.

Третий критерий социальной стратификации, власть, определяет возможность людей влиять на принятие решений и контролировать других людей в обществе.

Классы и статусные группы различаются в том, что классы объединяют людей по экономическим интересам, а статусные группы - по социальному престижу. Классы могут пересекаться с другими категориями социальной стратификации, такими как статусные группы или власть, но, по мнению Вебера, экономический интерес является основным фактором, определяющим классовую ситуацию.

Таким образом, теория классов М. Вебера подчеркивает значение экономических интересов и жизненных шансов в определении социальной стратификации. Он утверждает, что классовая ситуация

зависит не только от экономической позиции, но и от других факторов, таких как образование, профессиональный статус, социальный престиж, политическая власть и т.д.

Жизненные шансы, согласно теории М. Вебера, определяются социальными и экономическими возможностями, которыми обладает индивид в социуме. Они включают в себя такие факторы, как образование, профессиональный статус, наличие социальных связей и ресурсов, доступ к материальным благам и т.д. Жизненные шансы могут быть высокими или низкими в зависимости от социальной и экономической позиции индивида.


Критерии социальной стратификации, по М. Веберу, включают в себя:

1. Классовая ситуация, определяемая отношением к средствам производства и уровню дохода.

2. Статусная группа, определяемая статусом в обществе, который может быть основан на различных критериях, таких как профессиональный статус, образование, наследственность и т.д.

3. Власть, определяемая политической силой, которой обладает индивид в обществе.

Классы, согласно теории М. Вебера, характеризуются следующими признаками:

1. Экономическая мощь: это относительная способность класса контролировать ресурсы, такие как земля, капитал, трудовые ресурсы, технологии и т.д. Классы могут различаться по своей экономической мощи, что определяет их способность влиять на общественные процессы.

2. Социальный престиж: это статус, который отдельный человек или группа имеет в обществе. Социальный престиж может происходить от различных факторов, таких как профессиональный статус, образование, культурная элита, религиозные привилегии и т.д. Классы могут отличаться по своему социальному престижу.

3. Политическая власть: это способность класса влиять на политические процессы и принимать решения, которые влияют на общество в целом. Политическая власть может происходить как от наличия экономической мощи, так и от социального престижа.

Кроме того, М. Вебер различал классы и статусные группы. Классы характеризуются, как уже было сказано, относительной экономической мощью, социальным престижем и политической властью. Статусные группы, с другой стороны, определяются общим образом жизни, ценностями и мировоззрением, которые объединяют людей в социальные группы. Таким образом, статусные группы не обязательно имеют экономическую или политическую мощь, но они могут обладать высоким социальным престижем.


  1. Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо, считает он, отменить государственные субсидии, а заботу о бедных всецело возложить на частные благотворительные фонды. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к Казахстану? Дж.С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. Каково ваше мнение на этот счет?