Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Следственная психология
165 профессиограммы сводится к тому, что работник должен быть
«самым-самым», то смысла в ней нет.
Следственные действия – коммуникативные, поисковые и экс- периментальные – различны по своему содержанию. Выполнение каждого из них связано с творческим задействованием тактиче- ских рекомендаций, разработанных криминалистической наукой.
Инвариантность действий и используемых приемов требует посто- янного творческого напряжения.
В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей следователь всегда находится в условиях принятия самостоятельно- го решения, за неправильность которого почти всегда может понести административную или уголовную ответственность. Индивидуаль- ность следственной работы подкрепляется процессуальной само- стоятельностью следователя. Это очень важная черта, налагающая своеобразный отпечаток на всю психическую деятельность, которая характеризуется некоторой специфичностью. Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высо- ким развитием волевых и мыслительных характеристик личности следователя. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельно- стью. «Решай и делай сам», – на этой основе формируется инициа- тивность и ответственное отношение к порученному делу.
Морально-волевые качества следователя. В моральную ха- рактеристику личности следователя прежде всего входит достаточ- но высокий уровень правосознания – одной из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом приме- нении правовых норм. По мнению большинства исследователей, правовая идеология – это система правовых знаний, взглядов и идей, а правосознание – совокупность сознательных чувств, пережива- ний, привычек, связанных с действием права. По нашему мнению, данный поход не соответствует принципу структурности челове- ческой психики.
Биологической детерминантой высокой степени правосознания выступает чувство страха перед наказанием, социальной – привычка

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
166 к законопослушному поведению, индивидуально-психологической – понимание объективной целесообразности следования правопо- слушному поведению. Не имеет значения, какой фактор доминиру- ет в психике следователя, если он является доминантно определяю- щим правопослушное поведение. Естественно, детерминирование по третьему варианту предпочтительнее с точки зрения эстетики, однако – повторимся – это непринципиально.
Повышенные требования к волевой сфере следователя делают обязательным наличие ряда свойств, образующих комплекс, опре- деляемый как сила воли. Наиболее ярко проявляются волевые качества в стрессовых ситуациях, при решении сложных задач, возникающих в процессе расследования преступлений. Выполне- ние профессиональных задач в области расследования преступле- ний стимулирует развитие волевых характеристик личности сле- дователя, с одной стороны, а с другой стороны, переизбыток стрессоров в профессиональной деятельности следователя, вызы- вая профессиональную деформацию, приводит к понижению его волевого потенциала в силу негативных эмоциональных реакций на стрессор.
Выделяют две основные негативные эмоциональные реакции на стрессоры: стресс и депрессию.
Стресс – неспецифические реакции человека на физиологиче- ском, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные ситуации.
Депрессия – синдром, характеризующийся пониженным настро- ением, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимизмом в отношении себя и окружающей действительности.
Одной из существенных черт морально-волевого облика следо- вателя является такое качество, как принципиальность – наличие твердых убеждений и стремления к их реализации. Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и соб- ственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, различные споры между должным и жела- емым, общественным и личным. Не следует переоценивать значи-


Тема 5. Следственная психология
167 мость этого свойства, ведь идея «пусть восторжествует справедли- вость, пусть при этом погибнет мир», скорее, характерна для лица с абсолютной инертной психикой, неспособного к творческому восприятию сложных социальных и психологических процессов.
В иерархии волевых характеристик важная роль принадлежит и такому психологическому свойству, как целеустремленность, установка на достижение цели методами, не противоречащими
«букве» закона. Данное свойство тесно связано с моральным обли- ком следователя и такими свойствами характера, как сбалансиро- ванность психики, организованность и стойкость.
Некоторое преобладание негативного опыта над позитивным, характерное для профессиональной следственной деятельности, приводит к тому, что следователь в значительной степени утрачивает веру в позитивную природу человека. Отметим, что психологическая готовность подозревать всех причастных к уголовному делу являет- ся не негативной деформацией мировосприятия следователя, а обя- зательным элементом его профессиональной готовности, если, ко- нечно, подобная деформация не приобретает клиническую форму.
Подозрительность – одна из наиболее важных составляющих профессиональной деятельности и, к сожалению, профессиональ- ной деформации. Обвинительный уклон, если он напрямую не де- терминирует тенденциозности в исполнении профессиональных обязанностей следователя, является объективно существующим элементом установки следователя. Конечно, в теории мы можем не согласиться с этим, однако мы не можем требовать от следователя того, чего мы не требуем от адвоката. А от адвоката мы не требуем совмещения установки на оправдание и осуждение. Конечно, дан- ная позиция несколько противоречит доктрине современного пра- ва, однако требования доктрины не способны изменить психоло- гические законы формирования установок ни у кого, в том числе у следователя. При этом в целях недопущения усиления профессио- нальной деформации у следователя мы можем порекомендовать, в рамках доминирования обвинительных установок, стараться при рассмотрении отрицательных действий и поступков отдельных лиц искать в людях положительные стороны.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
168
Психологическая готовность в сжатые сроки принять решение и привести его в исполнение необходима следователю, который нередко обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию.
Понимая особенности своей психики, ее сильные и слабые сто- роны, помня о затруднениях, которые могут возникнуть в силу наличия в структуре характера некоторых свойств его личности, следователь должен постоянно контролировать свои оценки, ре- шения и действия с учетом собственных возможностей.
Интеллектуальные качества следователя. Предопределяет успех любой профессиональной деятельности в конечном счете интеллект, который организует этот процесс по определенному алгоритму, устанавливая оптимальную очередность отдельных этапов наблюдений, и использует его результаты.
Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мыш- лению. Процесс развития интеллектуальных характеристик детер- минирует более адекватную адаптацию человека во внешнем мире.
Следственная наблюдательность вырабатывается на базе знания способов совершения и сокрытия преступлений, а также следов, оставленных при том или ином образе действий преступника, мест и способов их обнаружения. К сожалению, в сознании следователя очень быстро формируется установка на собственную интеллекту- альную достаточность, т.е. желание ограничить источники получе- ния новой информации о способах совершения и сокрытия преступ- лений, уловках преступника, методах обнаружения следов только собственным профессиональным опытом. Правовая психология и криминалистика сформировались как области самостоятельного научного знания в силу увеличения интеллектуального потенциала отдельных групп преступников. Прошли времена традиционных приемов совершения преступлений, передаваемых «по наследству» в жестко структурированной и иерархизированной преступной среде.
Современная преступность, особенно беловоротничковая, активно использует последние наработки научной мысли, и самостоятельно противостоять данной тенденции не способен никакой следователь.
От следователя требуется разносторонняя образованность. Со- временный следователь должен иметь основательные представле-


Тема 5. Следственная психология
169 ния об основных отраслях человеческого знания, иметь глубокие познания в области психологии и научной организации труда.
Кроме того, следователю необходимо понимание социальных про- цессов и явлений, характерных для региона, в котором он выпол- няет свои профессиональные функции. Современное юридическое образование – это еще не гарантия образованности, а, скорее, фор- мальное требование, предъявляемое к претенденту на должность.
В своей профессиональной деятельности следователю часто приходится обращаться к такому источнику информации, как речь.
Речевые навыки выступают важными инструментами работы следователя. И познавательная, и удостоверительная стороны рас- следования связаны с использованием речи в устной и письменной формах. Устность уголовного процесса сочетается с протоколиро- ванием в письменном виде полученных данных о ходе и результатах расследования. Отсюда возникает необходимость для следователя безупречного знания языка, на котором ведется судопроизводство, и совершенного владения речевыми навыками.
Одним из базовых положений, выдвинутых основателем психо- лингвистики Ф. Соссюром, является утверждение, что слово не столько обозначает, сколько имеет смысл. Человек вкладывает в речевые конструкции не только информативно-коммуника- ционную, но и личностную составляющую. Именно эта личност- ная составляющая может быть причиной неправильного понимания смысла сказанного следователем. Необходимость быть правильно понятым требует от следователя говорить тем языком, который понятен собеседнику. Следователь всегда обязан учитывать, как будет воспринят его вопрос или заявление, убеждаться в достигну- том взаимопонимании.
Современные исследователи полагают, что значимость развитой коммуникативной сферы следователя детерминируется следующим.
Во-первых, она обеспечивает объективность и достоверность расследования, а в дальнейшем и судопроизводства. Если следова- тель что-то недопонял, или понял неправильно, или понял, но не успел адекватно отразить в протоколе, это так и останется в деле и лишь с очень большим трудом может быть исправлено.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
170
Во-вторых, она обеспечивает доступность речи следователя.
Если даже следователь правильно понимает слова допрашиваемо- го, иногда достаточно одного неточного или неумело поставленно- го вопроса, чтобы допрос пошел по неправильному пути.
В-третьих, развитие речевых навыков позволяет следователю установить с допрашиваемым необходимую степень психологиче- ского контакта. Дискуссионной, правда, считается необходимость владения арго и сленгами в качестве приема достижения психоло- гического контакта с допрашиваемым.
В-четвертых, развитые речевые навыки существенны и для личностного становления самого следователя. Они способствуют четкости и ясности мышления, помогают преодолевать сковыва- ющее влияние канцеляризмов и профессионализмов, нередко вы- зывающих неприятие следователя как достойного контрагента со стороны других лиц.
В целом необходимо отметить, что речь следователя должна со- ответствовать следующим критериям: краткость, ясность, простота.
Иной характер носит письменная речь, находящая отображение в процессуальных документах, составляемых следователем. Пись- менная речь, хотя и является носителем информации о глубинных психических процессах лица, внешне ограничивается констатацией фактической информации и на сознательном уровне обращена к сознательной составляющей нашей психики, напрямую не задей- ствуя проявления эмоциональной сферы человека.
Развитое воображение – свойство создавать новые образы или идеи, ранее целостно не воспринимавшиеся человеком, – является обязательным свойством психики следователя. Разнообразие про- явления социальных и психологических процессов, с которыми приходится иметь дело следователю, должно формировать у него развитый навык создания мыслительных моделей, отражающих как повседневные житейские ситуации, так и различные формы человеческого поведения.
Основным условием развития воображения личности является накопление и обобщение ею жизненного опыта и специальных знаний.


Тема 5. Следственная психология
171
Реконструируя событие прошлого, воображение следователя на основе имеющихся у него материалов уголовного дела, почерпну- тых из различных источников, создает цельное представление о расследуемом событии, генерирует идеи о механизме совершения преступления, предугадывая расположение следов преступления.
Конструируя модель события в плане возможных последствий, следователь генерирует идеи о постпреступном поведении пре- ступника, его контрдействиях.
Говоря о следственной деятельности, необходимо затронуть один табуированный исследователями аспект. Речь идет об осо- бенностях организации профессионального уклада в современном государстве. Современное рыночное государство характеризуется крайне невысокой долей занятости населения в сфере непосред- ственного производства товаров (как в промышленности, так и в сельском хозяйстве). Способом борьбы с безработицей и формой некарательного контроля за гражданином служит неоправданно большой чиновничий аппарат. Имитируя полезную деятельность, этот аппарат продуцирует громадное количество инструкций, по- этому доля времени работника, непосредственно затрачиваемая на выполнение профессиональных обязанностей, уменьшается, а доля его времени, затрачиваемая на непроизводительный документо- оборот, постоянно увеличивается.
Сказанное характерно и для врачей, и для учителей, и для уче- ных. Не обошла эта тенденция и работников правоохранительных органов. Можно даже сказать, что в силу общественной значимости их деятельности создание иллюзии контроля путем увеличения до- кументооборота есть объективное следствие развития современных производственных отношений. Следователь в значительной степени уподоблен офисному работнику, но психологически, в силу кон- кретности мышления и критичности восприятия, это уподобление для него психотравматично. В результате холерическая составляю- щая личности следователя становится еще более нежелательной и противоречащей его современному образу, а требование к следова- телям в плане обладания способностью рационально распределять свои силы и способности становится системообразующим.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
172
Типы мышления и типовые ошибки,
ими определяемые
В рамках мышления как целостного процесса можно говорить только о преобладании тех или иных умозаключений (индуктив- ных или дедуктивных), а не об абсолютном доминировании их.
Как видно из названия, индуктивные умозаключения базируются на методе индукции, т.е. на получении общего знания из множе- ства частных предпосылок. Индукция – это умозаключение, в ко- тором на основании наличия или отсутствия конкретного признака в нечто целое увязывается множество разрозненных фактов. Зна- ние, таким образом, идет от меньшего к большему. Индукция опи- рается на факты, приобретенные в ходе опыта: наблюдения и экс- перимента, и позволяет получить принципиально новое знание.
Ценность индукции хорошо проиллюстрирована в утверждении
Э. Анушата: «…опасность впасть в ошибку менее велика при вы- воде заключений, чем при построении посылок».
Основным недостатком индукции выступают ее недостоверность, вероятностный характер, так как если несколько объектов из груп- пы обладают некоторым свойством, это не означает, что все объ- екты, входящие в исследуемую группу, обладают этим свойством.
Неполнота – основной враг индукции и главный ее недостаток по сравнению с дедукцией. Неполное индуктивное суждение всегда остается под угрозой опровержения со стороны вновь открывшегося факта. Неудивительно, что К. Поппер считал, что все научные гипо- тезы следует считать догадками, а не истинными теориями. Путь преодоления недостатка неполноты индуктивного суждения – накопление большего объема опыта.
Также недостатком индукции являются времязатратность и необходимость наличия предварительных знаний.
Дедуктивные умозаключения базируются на методе дедукции, т.е. на получении из общей посылки заключений частного характе- ра. Знание, таким образом, идет от большего к меньшему. Дедукция не требует обращения к опыту. Она не позволяет получить прин- ципиально новое знание, но дает возможность развернуть, конкре-


Тема 5. Следственная психология
173 тизировать знания, имевшиеся прежде в неявной форме. Дедукция предопределяет истинность полученного знания при условии ис- тинности исходных предпосылок и соблюдений правил логики.
Основным недостатком дедукции выступает опора на некое утверждение, которое постулируется истинным, аксиоматичным, что в случае неправильности постулирования, скорее всего, ведет к неправильности дедуктивного умозаключения.
Также недостатком дедукции является невозможность исполь- зования ее для открытия новых явлений, законов и формулирования гипотез. Существует и «психологический» недостаток дедуктив- ного умозаключения, он сводится к тому, что в рамках стремления к гомеостазу (энергонезатратности), о котором говорилось ранее, человек часто получает знания в готовом виде, т.е. не занимается исследованием информации. Другими словами, человек часто не склонен к дедуктивным умозаключениям.
Прикладное значение дедуктивных умозаключений выражает- ся прежде всего в эффективности проведения проверки исследо- вательских гипотез как правдоподобных объяснений. Недаром
Р. Декарт считал этот тип мышления подобным интуиции, с по- мощью которой человек может получить знания посредством раз- мышлений.
Достоинством дедукции является временная малозатратность и отсутствие необходимости наличия предварительных знаний.
В идеале мышление следователя должно базироваться на ба- лансе индуктивных и дедуктивных умозаключений, в реальности – на наличии и тех и других в рамках познания конкретного факта.
Психологические аспекты профессиональной
деформации личности следователя
Есть профессии, выбрав которые, человек одновременно при- обретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К таким от- носится и профессия следователя. Повышенная энергозатратность при выполнении профессиональных функций, постоянная кон- фликтность при этом, некоторая дистанцированность от окружа-

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
174 ющих приводят к формированию профессиональной деформации личности следователя.
Профессиональная деформация личности – это изменения пси- хических характеристик личности, которые появляются под влия- нием выполнения профессиональных обязанностей. Профессио- нальная деятельность человека – одно из ведущих проявлений внешней деятельности личности. Она влечет за собой профессио- нальное развитие работника, что обусловливает формирование профессионального типа личности. Профессиональная деформа- ция может отличаться своей направленностью, носить положи- тельный или отрицательный характер.
Негативное влияние профессиональной деятельности проявля- ется в отрицательных сторонах характера, изменении типичных ролевых установок, усилении акцентуированных свойств. Профес- сиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый характер и проявляется в трансформации базовых уста- новок и моделей поведения. В большинстве случаев результатом профессиональной деформации является усиление акцентуирован- ной сферы личности. Исследование профессиональной деформа- ции следователей в настоящее время является весьма актуальной проблемой, решение ее представляет значительный интерес как в теоретическом, так и в прикладном плане.
Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами – объективными и субъективными. К объек- тивным можно отнести: содержание профессиональной деятельно- сти и общения; условия выполнения профессиональных обязанно- стей; социальные факторы. К объективно-субъективным факторам относятся система и организация профессиональной деятельности, качество управления, стиль управления и профессионализм руко- водителей. К субъективным – онтогенетические изменения, воз- растная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профес- сионального становления личности, служебная необходимость идентифицировать себя с патологическим внутренним миром дру- гих людей для их лучшего понимания.