Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Криминальная психология
147 управляет конфликтами в ней, оптимизирует процесс творческого развития, решает конфликты между рядовыми членами группы и лидерами-организаторами и лидерами-исполнителями. В усечен- ном виде лидер-хранитель ценностей в криминальной группе близок к «ворам в законе», однако наиболее часто он встречается в замкнутых малых группах сектантского характера.
Лидер-хранитель ценностей внешне не производит впечатления лидера; как правило, он обладает мягким голосом, вокруг него – наибольшее скопление членов группы. В конфликты вступает ли- бо с новыми членами группы, либо с посторонними людьми. Кон- фликты между членами группы блокирует достаточно жестко.
Особенности личности лидера целесообразно использовать не столько для понимания психологической атмосферы группы, сколько для моделирования действий группы в стрессовой ситуа- ции, после преступления, после ареста первого ее члена, при опре- делении последовательности проводимых допросов и т.д.
Возможно ли совмещение в одном лице нескольких типов ли- дера? В принципе, возможно, однако следует помнить, что чем менее человек специализирован, тем менее эффективна его психи- ческая деятельность. Вспомните о механизме генерализации, обу- словленном механизмами эволюционной специализации психики.
Помощники лидера. В целях повышения оперативности реа- гирования вовне помощниками лидера выступают лица с наиболее ярко выраженными дополнительными лидерскими свойствами.
Так, если в группе лидер-исполнитель – более важная фигура, то его помощниками будут члены группы, в наибольшей степени об- ладающие свойствами лидера-организатора и лидера-исполнителя.
Функциональные фигуры. Члены группы, которые не претен- дуют на лидерство, однако желают принимать активное участие в деятельности малой группы, концентрируются на преимуществен- ной реализации одной функции. В связи с этим выделяют фигуры
«шута», «стража», «связного», «лидера оппозиции», «отверженного»:
– «Шут» – член группы, выступающий своеобразной мишенью для иных участников группы с целью понижения психического напряжения в группе.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
148
– «Страж» – член группы, выполняющий функцию контроля стабильности психического напряжения в группе, выполнения ее внутригрупповых этических норм.
– «Связной» – член группы, который одновременно состоит в другой малой группе, с которой имеются стабильные связи. Нали- чие данной фигуры позволяет превысить верхний количественный предел членов группы, не повышая в ней напряженности. Как пра- вило, выступая в одной группе связным, в другой группе это лицо является помощником лидера.
– «Лидер оппозиции» – член группы, в лице которого высмеивают- ся тенденции, опасные для лидера группы, чтобы не допустить рас- кола среди ее участников. Оппозицией в прямом смысле не является.
– «Отверженный» – член группы, за счет которого активно са- моутверждаются другие члены группы. Данная фигура характерна для групп, участники которых характеризуются очень невысоким уровнем психического развития.
Только в самых низкоорганизованных или, наоборот, высоко- организованных группах функциональные фигуры существуют в чистом виде. Рассмотренные функции могут быть совмещены од- ним лицом, естественно, с падением эффективности реализации функций в случае их совмещения.
Рядовые члены группы. Рядовыми членами группы считают лиц, не акцентирующих на себе внимание, от которых не требует- ся активного участия в жизнедеятельности малой группы.
Кандидаты в группу. Кандидатами в группу считают лиц, ин- тегрированных в активную деятельность группы еще в меньшей степени, чем рядовые члены группы.
Основные понятия темы: преступник, врожденный преступ- ник, 47-й кариотип, парафилии, конституциональный тип, пре- ступная установка, гипоопека, гиперопека, виктимное поведение, группа, малая группа, группировка, коллектив, социальная роль, ролевая позиция, криминальная группа, демократическая группа, иерархическая группа, подражание, научение, лидерство, лидер, функциональная фигура.


Тема 4. Криминальная психология
149
Литература
1. Антонян Ю.М. Эминов В.Е. Портреты преступников криминолого- психологический анализ. М. : Норма, Инфра-М, 2018. 249 с.
2. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб. : Прайм-
Еврознак, 2004. 352 с.
3. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб. : Питер,
2004. 496 с.
4. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2010. 352 с.
5. Ломброзо Ч. Человек преступный. М. : Алгоритм, 2018. 352 с.
6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М. : Ось-89, 2007. 704 с.
7. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. Л. :
Государственное издательство, 1926. 256 с.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается разница между целевым пониманием личности преступника в криминологии и правовой психологии?
2. В чем причина доминирования социального подхода в объяснении причин преступного поведения?
3. Определите доминанту биологической, социальной и «психологи- ческой» составляющей различных видов преступной деятельности.
4. Что такое психологический инфантилизм?
5. Какова основная мотивация противоправных действий несовер- шеннолетних?
6. В чем заключаются преимущество и недостатки использования ти- пологической модели «акцентуированные личности» при исследовании личности преступника?
7. Каков социально-психологический механизм сплочения людей?
8. Чем малая группа отличается от группировки и коллектива?
9. Каковы психологические факторы организации преступных групп?
10. Каковы причины выраженности функциональных фигур в крими- нальной группе?
11. Какова взаимосвязь между патологичными моделями воспитания и криминальным поведением?

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
150
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   28

Тема 5. Следственная психология
Психологический тип следователя
и эффективность расследования
Выбор сферы профессиональной деятельности многими произ- водится, как правило, в силу личных представлений о специфике подобной деятельности. К сожалению, личное понимание подоб- ной специфики порой радикально отличается от реальной ситуа- ции. Поэтому каждому человеку надо знать о психологических особенностях своей профессиональной деятельности.
В психологии труда или ее современном направлении – психо- логии профессий – рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологической готовности к профессиональной деятельности, профессиональной адаптации, профессионального роста, профессиональных деформаций и т.д.
Профессиограмма – это психологический профиль профессии.
В профессиограмме отражены те качества личности специалиста, к которым профессиональная деятельность предъявляет наиболее высокие требования, часто отмечаются и те особенности личности профессионала, которые являются противопоказанными.
Профессиональная деятельность следователя выступает типич- но юридической, поэтому она дает возможность выявить психоло- гические закономерности, в той или иной мере характерные для юридической деятельности вообще.
Соответствие индивидуально-психологических характеристик личности следователя качествам, объективно необходимым для реализации его профессиональных обязанностей, предопределяет степень эффективности следственной деятельности вообще.
В профессиограмму следователя совершенно справедливо включают устойчивость личности следователя к ряду стрессовых факторов, к которым целесообразно отнести:

Тема 5. Следственная психология
151
– объективно существующую ограниченность времени приме- нительно как к процессу расследования в целом, так и к отдель- ным его этапам;
– атмосферу конфликтности, характерную для всего процесса расследования, возникающую и существующую в силу наличия радикально различающихся сценарных ожиданий участников рас- следования;
– дефицит исходной информации на первоначальном этапе рас- следования преступлений;
– объективную проблему недостаточной эффективности орга- низации расследования, начиная от структуры правоохранительных органов и заканчивая неоднозначным статусом суда в современной
России;
– экономические проблемы, связанные как с криминалистиче- ской техникой, так и с проведением ряда следственных действий;
– наличие факта профессионального риска и значительную без- защитность перед угрозой, исходящей от мира криминала;
– общую атмосферу фактической борьбы с преступностью.
В процессе составления профессиограммы следователя акту- ально обращение к мотивационной сфере. Так, по мнению
В.Л. Васильева, А.М. Бандурки, С.П. Бочаровой, Е.В. Землянской, в мотивации следственной деятельности обычно выделяют следу- ющие типы:
1. Адекватный тип. У лиц этого типа ценностные ориентации и связанные с ними мотивы профессиональной деятельности согла- суются с реальным, общественно значимым поведением, что соот- ветствует требованиям профессионального и этического характера, предъявляемым к личности следователя. Такой тип проявляет вы- раженную мотивацию «на дело», т.е. на защиту интересов и прав граждан, борьбу с преступностью и т.п., а не на какие-либо другие цели, которые не связаны непосредственно с правоохранительной деятельностью. Данная направленность, как правило, сочетается с высоким интеллектом, общей культурой, эрудицией в вопросах права, достаточно ясным представлением о будущей профессио- нальной деятельности, стремлением развивать у себя профессио-


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
152 нальные качества, необходимые следователю. Поведение таких людей обычно характеризуется высокой ответственностью, актив- ностью в общественной жизни, умеренным стремлением к лидер- ству, целеустремленностью. Специалисты отличаются высокой эффективностью своей профессиональной деятельности.
2. Ситуативный тип мотивации. Решающее влияние на выбор профессии такими лицами оказывают факторы, характеризующие внешнюю ситуацию: материальные соображения, место жительства, внешний престиж профессии, ее романтическая притягательность.
Ситуативный тип прогностически неблагоприятен, так как связан с возрастающей со временем тенденцией к разочарованию в своей специальности, неудовлетворенности ею, что, как следствие, при- водит к формальному выполнению своих обязанностей (разочаро- вание усиливается, если специалист не имеет престижного статуса, должности в рамках своей профессиональной деятельности).
3. Конформистский тип мотивации. У лиц этого типа выбор профессии происходит под влиянием субъективно высоко значи- мой группы, нормы которой для человека являются главным регу- лятором поведения. Выбор профессии осуществляется без учета особенностей собственной личности, ее действительных способ- ностей. Выбор часто связан с желанием во что бы то ни стало по- лучить высшее образование, что обусловлено влиянием значимого внешнего окружения. Этот тип мотивации близок ситуативному.
4. Компенсаторный тип мотивации. Лица данного типа избира- ют юридическую специальность как область деятельности, в кото- рой имеется возможность преодолеть в себе слабые стороны ха- рактера (неуверенность, тревожность, мнительность, замкнутость, переживание личной несостоятельности, некоммуникабельность), низкие самооценки личности.
5. Криминальный тип мотивации. Этот тип встречается нечасто, но требует безусловного выявления. Он характеризуется неявной антисоциальной направленностью, как правило, маскируемой пра- вильными формулировками. Такие лица стремятся использовать юридическое образование в своих целях, не соответствующих вы- соким требованиям, предъявляемым к облику юриста. Для них

Тема 5. Следственная психология
153 характерны нечестность, беспринципность, склонность к авантю- ре, стереотипность при решении профессиональных задач, знаком- ство только с внешней стороной деятельности юристов.
В отечественной литературе существует достаточно спорное мнение о том, что эффективность исполнения профессиональных функций мало зависит от психотипа следователя. Вероятно, по- добное утверждение вытекает из объективной кадровой недоста- точности, характерной для правоохранительных органов. Если про- фессиограмма следователя – это комплекс необходимых свойств и качеств, то понятно, что одни психологические типы будут вписы- ваться в профессиограмму более гармонично, чем другие.
Так, мы согласны с мнением Т. Богдана, полагающего, что холе- рический и меланхолический темпераменты принципиально проти- вопоказаны для судебно-следственной работы. Однако отметим, что именно холерический тип (в его эпилептоидной вариации) сегодня наиболее широко представлен в юридических профессиях.
Особенности психотипов детерминируют достаточно жесткие границы реализации профессиональных качеств, однако своеоб- разная психологическая специализация, характерная для каждого психотипа, может выступить той профессиональной нишей, в ко- торой конкретный психотип реализуется в наилучшей степени.
Следователь-гипертим – будет наиболее эффективен по делам, на первоначальном этапе расследования которых имеется мини- мум криминалистически значимой информации, и расследовать дело можно, преимущественно руководствуясь интуицией. Плохо проявляет себя против профессионала в своей области, так как не- редко характеризуется поверхностными знаниями.
Следователь-истероид – интуитивный актер, желает быть в центре внимания, при выполнении профессиональных обязанно- стей, особенно текущих, склонен к лени. В максимальной степени проявит себя при расследовании уголовных дел, направленных на доследование, или «резонансных», громких дел, имеющих боль- шой общественный резонанс и освещающихся в прессе.
Следователь-шизоид – интуитивный аналитик, косноязычный от природы. Способен к эффективному противостоянию со специ-


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
154 алистами-профессионалами, противопоставляя их знаниям свой аналитический потенциал. Эффективен при расследовании пре- ступлений, в которых высока вероятность давления со стороны руководителей и коллег. В силу последнего незаменим при рас- следовании преступлений, совершенных работниками правоохра- нительных органов.
Следователь-эпилептоид – способен наиболее эффективно проявить себя в роли координатора следственной группы в силу собственной потребности к доминированию в межличностных отношениях. Прекрасный тактик, эффективно принимает реше- ния, требующие радикального изменения курса расследования или принятия срочных мер тактического характера. Эффективно работает на опережение оппонента. Он старается большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работ- ников и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следова- тель хорошо руководит группой, а впоследствии – следственным подразделением.
Следователь-параноид – психотип борца за идею, предполагает настойчивость в достижении поставленных целей, презрение к опасности, недопущение ложной сентиментальности. Эффектив- ность реализации профессиональных обязанностей напрямую за- висит от их соответствия сверхценной идее параноида. Негативное отношение к какой-либо разновидности преступных действий предопределяет высокую самоотдачу и эффективность расследо- вания данной группы преступлений.
Следователь-гипотим – маловероятна эффективная реализация личностных особенностей в сфере расследования преступлений.
Следователь-циклоид – в силу нелюбви к рутине нецелесооб- разно поручать этому психотипу расследование ординарных, бытовых преступлений. В силу склонности к систематизации ин- формации высока вероятность самоотдачи при расследовании пре- ступлений, связанных с последними научными разработками или против высокоорганизованных преступных групп, практикующих жесткое разделение функций.

Тема 5. Следственная психология
155
Этический аспект в следственной деятельности
Профессиональная этика – это область этики общей, взятой в контексте профессиональных традиций восприятия этических норм. В принципе, профессиональная этика актуальна только в сфере реализации профессиональных функций, а вне профессии человек волен не соблюдать требования норм профессиональной этики. К сожалению, подобное человеку в целом не свойственно, так как следовать долгое время двум слабо пересекающимся или антагонистическим системам правил для него противоестественно.
Слияние собственной этической системы с системой норм, обра- зующей профессиональную этику, выступает своеобразным эта- пом становления профессионального мастерства и одновременно является первым сигналом наступления профессиональной дефор- мации личности. Таким образом, «естественность» профессио- нальной этики перестает быть темой научной морализации, а ста- новится актуальной проблемой выявления природы и механизмов эволюции и регрессии профессионала.
Профессиональная этика характерна для двух сфер профессио- нальной деятельности:
– для профессий, объектом воздействия представителей которых является человек (психологи, офицеры, адвокаты, следователи);
– для профессий, радикально не вписывающихся в стандарты общей этики (палачи, политики, банкиры).
Профессиональная этика как совокупность правил поведения определенной социальной группы лиц обусловлена особенностями деятельности, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Таким образом, мы согласны с утверждением Ф. Энгель- са о том, что «каждая профессия имеет свою собственную мораль».
Какова же степень отклонения этических стандартов професси- ональной этики от стандартов этики общей? Представляется, что варьирование здесь может достигать значительной степени.
Известно, что психолог в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться рядом этических ограничений, к приме- ру, он «должен предварительно согласовать с заказчиком список