Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Виктимная психология
203
Именно в силу последнего основное направление психологической реабилитации жертвы в подобных случаях ориентируется на формирование у пострадавшего лица установки на случайность насилия, на отсутствие причинно-следственной связи между лич- ностью пострадавшего лица и событием преступления.
Таким образом, виктимность из защитного механизма в форме кратковременного состояния перерастает в относительно стойкое свойство личности. Стойкость означает не непрерывность, а оди- наковость при повторных проявлениях.
В отличие от вышерассмотренной виктимности в форме деза- даптации, виктимность в форме анадаптации у закономерных пассивных жертв наблюдается в случае отсутствия у них каких бы то ни было сценариев реагирования на криминальную ситуацию.
Причина этой формы виктимности в том, что у данного типа жертв практически нет информации о должном поведении в конкретной криминальной ситуации. Истоки виктимности в форме анадапта- ции могут также скрываться в особенностях стиля воспитания в семье (например, индифферентного).
Подобная форма виктимности может наблюдаться также в слу- чае, когда ребенка воспитывают в «розовом» мире, в отрыве от реальной жизни (гиперопека).
Лица, склонные к проявлению виктимности в форме анадап- тации, чаще всего становятся жертвами насильственных преступ- лений.
В качестве примера виктимности в форме анадаптации можно привести также потерпевших с нарушениями психической дея- тельности. Согласно специализированным исследованиям, психо- патии и другие виды нервно-психических расстройств могут нарушить социальную адаптацию индивида. При психопатиях у индивида, страдающего главным образом нарушениями в эмоцио- нально-волевой сфере, возникают трудности в усвоении и приме- нении норм, регулирующих отношения в социуме. По оценке специалистов, потерпевшие с тяжелыми психическими расстрой- ствами имеют выраженную социальную дезадаптацию и обладают самой высокой индивидуальной виктимностью.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
204
Виктимность закономерных активных жертв характеризуется другими признаками, прежде всего легкомысленным отношением к последствиям своего поведения, вследствие чего обыденная си- туация трансформируется в ситуацию криминальную, либо отри- цательным поведением, создающим ситуацию преступления.
В отношении закономерных активных жертв целесообразно выделять две разновидности виктимности: виктимность в форме
легкомыслия и виктимность в форме агрессии.
Виктимность в форме легкомыслия наблюдается в тех случа- ях, когда лицо, не обладая достаточными способностями по урегу- лированию криминальной ситуации, тем не менее активно стиму- лирует возникновение и развитие ее, надеясь в любой момент по своему желанию справиться с потенциальными негативными по- следствиями. Виктимность в форме легкомыслия является след- ствием переоценки будущей жертвой потенциала собственных способностей. Завышенная самооценка жертвы не позволяет кри- тически проанализировать ситуацию. Однако если лицо не делает выводов о необходимости пересмотра своей явно завышенной оценки, что является крайне затруднительным для любого челове- ка, ответственность за наступление негативных последствий дан- ное лицо склонно возлагать на внешние обстоятельства.
Наиболее ярким примером виктимности в форме легкомыслия служит поведение лиц, пострадавших от мошенничества. Как пра- вило, при мошенничестве жертва надеется сама обмануть пре- ступника, возлагая надежду на собственное интеллектуальное пре- восходство, счастливый случай либо веру в чудеса. В подобных случаях жертва сама форсирует контакт, предложенный преступ- ником, выступая активной стороной криминального события.
В качестве завершающей формы виктимности активных зако- номерных жертв выступает виктимность в форме агрессии. Ори- ентация на агрессивное поведение как способ решения конфликтов проистекает из индивидуальных особенностей личности как соци- альной, так и биологической природы. Агрессивное поведение – самый простой способ для данных лиц в решении жизненных ситуационных конфликтов, слишком часто повторяющийся, со


Тема 6. Виктимная психология
205 временем трансформируется в индивидуальную особенность лич- ности. Виктимность в форме агрессии детерминирует криминальную ситуацию путем активного (агрессивно-наступательного) воздей- ствия на преступника, осуществляемого без учета возможных по- следствий. Отличие этой формы виктимности от виктимности в фор- ме легкомыслия заключается именно в природе активности жертвы по созданию криминальной ситуации. Лицо с виктимностью в фор- ме легкомыслия не предполагает возникновения криминальной си- туации, так как надеется на свои способности не допустить возник- новения данной ситуации. Лицо же с виктимностью в форме агрессии уверено в своих силах в случае возникновения криминальной ситу- ации и осознанно или неосознанно предполагает или допускает ее возникновение, будучи уверенным в своем превосходстве и способ- ности выйти из криминальной ситуации без потерь.
Таким образом, виктимность в форме агрессии закономерных активных жертв выражается в том, что лицо детерминирует кри- минальную ситуацию путем активного (агрессивно-наступатель- ного) воздействия на преступника, осуществляемого без учета возможных последствий.
Механизм взаимодействия между жертвой
преступления и преступником
Механизм взаимодействия между жертвой преступления и преступником, выражающийся в категории «связь преступник–
жертва», на наш взгляд, является перспективным в плане даль- нейших исследовательских тенденций в виктимологии, прежде всего в целях прогнозирования виктимного поведения. Л.В. Франк считал этот механизм инструментом прогнозирования крими- нальной действительности. Еще в 1962 г. Г.Н. Мудьюгин, исследуя механизм преступного поведения, отметил, что способ совершения преступления во многом зависел от характера и особенностей личности потерпевшего.
По мнению Э.А. Фаттаха, преступник выбирает свою жертву не случайно, а согласно точным критериям и характеристикам,

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
206 создается ситуация, в которой жертва и преступник изначально
«нашли друг друга» и подошли друг другу по психологическому типу, «как замок и ключ». Почему этим «критериям и характери- стикам» придана преимущественно социальная окраска: муж–жена, сожители, соседи? Истина не может лежать на поверхности, в дан- ном случае она глубже, чем просто социальный статус жертвы и ее преступника.
Под виктимогенными личностными факторами следует пони- мать свойства личности, обусловившие конкретную форму виктим- ности, реализованную в процессе поведения жертвы преступления.
Под виктимогенными ситуационными факторами следует понимать определенную совокупность условий внешней среды, детермини- рующую поведение жертвы преступления. Механизм взаимодей- ствия жертвы и преступника есть форма проявления виктимогенных личностных и виктимогенных ситуационных факторов. Преобла- дание виктимогенных личностных либо ситуационных факторов будет оцениваться с позиции жертвы преступления. Если при со- вершении преступления высоко значение личности жертвы пре- ступления и ее поведения, то в механизме взаимодействия главен- ствуют виктимогенные личностные факторы. Если преступление совершается под влиянием внешних обстоятельств – преобладают виктимогенные ситуационные факторы.
Кроме того, необходимо учитывать, что предлагаемые схемы взаимодействия жертвы и преступника основаны на формах вик- тимности жертв, проявляемых в зависимости от характера поведе- ния последних. Эти формы виктимности могут тяготеть к каким-то конкретным механизмам взаимодействия, но полностью опреде- ляться ими не будут ввиду неоднородности факторов, составляю- щих содержание данных механизмов.
Исходя из преобладания в механизме взаимодействия жертвы и преступника влияния виктимогенных личностных факторов и виктимогенных ситуационных факторов выделены три его разно- видности.
«Схема молекул». В данной разновидности механизма взаимо- действия решающую роль играют виктимогенные ситуационные


Тема 6. Виктимная психология
207 факторы, а роль виктимогенных личностных факторов ничтожно мала. Жертвы в таких случаях обладают, как правило, случайной виктимностью.
«Схема магнита». Суть данного механизма взаимодействия в том, что поведение одной из сторон преступления стимулиро- вало возникновение криминогенной ситуации. Активная роль в рассмотренной схеме принадлежит одной из сторон – жертве преступления или преступнику, т.е. роль одного из участников преступного события выражена значительно сильнее, чем другого.
Данный механизм проявляется в двух формах: если жертва «при- тягивает» преступника – налицо преобладание виктимогенных личностных факторов, если преступник «притягивает» жертву – доминируют виктимогенные ситуационные факторы. Данный ме- ханизм виктимизации характерен, прежде всего, для виктимности в форме легкомыслия.
«Схема соответствия» – разновидность механизма взаимодей- ствия, в котором личностные особенности обеих сторон преступ- ного события детерминируют его возникновение безотносительно к поведенческим актам.
«Очень часто жертву связывают с преступником прочные неви- димые нити, причем, как ни странно, и тогда, когда они едва зна- комы. Неразрывность пары «убийца–убитый» тоже имеет свои причины, порой совершенно неочевидные. По большей части жертвы ни в чем не виноваты, если вообще позволительно гово- рить о какой-либо вине убитого человека. Тем более любопытны и даже загадочны случаи, когда потерпевший как завороженный стремится к собственной гибели, хотя и не отдает себе в этом отчета», – пишет Ю.М. Антонян в своей работе «Психология убийства».
Между жертвой преступления и преступником в рассматривае- мом случае наблюдается стабильная взаимосвязь. Здесь между личностными особенностями жертвы преступления и преступника присутствует не похожесть, не тождественность, а дополняемость.
Так, в современной психодиагностике утверждается, что психоло- гический тип человека в значительной степени предопределяет

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
208 на неосознанном уровне характер взаимоотношений с представи- телями других психотипов. Повышенное доверие / недоверие человек испытывает к лицу, поведенческие реакции которого тож- дественны поведению родителей. То же, но в меньшей степени, относится к восприятию свойств, присущих хорошим / плохим знакомым воспринимающего.
Исследование рассматриваемого механизма взаимодействия позволяет определить тип преступника, который соответствует конкретному типу жертвы преступления, обладающей определен- ной индивидуальной совокупностью личностных свойств.
Профилактика проявления виктимности
Содержание виктимологической профилактики составляет комплекс мер, предотвращающих виктимизацию. Эти меры долж- ны представлять собой целостную и динамичную систему и сооб- разовываться с изменением виктимологической обстановки в стране.
Групповая (специальная) виктимологическая профилактика направлена на разработку и применение приемов недопущения возникновения виктимных ситуаций для обособленных групп по- тенциальных жертв преступлений. Содержанием групповой вик- тимологической профилактики преступлений являются виктимо- логические приемы, т.е. наиболее эффективные применительно к конкретной группе лиц способы воздействия, направленные на недопущение возникновения виктимных ситуаций. Рассматрива- емая разновидность профилактики носит ярко выраженный типо- вой характер и является способом оптимизации использования рекомендаций в рамках общей виктимологической профилактики.
С другой стороны, практическая значимость типологии постра- давших, а следовательно, и групповой виктимологической профи- лактики заключается в возможности индивидуальной профилакти- ческой работы с потенциальными жертвами.
Индивидуальная виктимологическая профилактика направ- лена на конкретных лиц, «которые, судя по их поведению или


Тема 6. Виктимная психология
209 совокупности личностных качеств, могут с наибольшей вероятно- стью оказаться жертвами преступников, позитивное воздействие на них и обеспечение их безопасности». Сущность индивидуаль- ной профилактической работы состоит в повышении защитных реакций потенциальной жертвы, нейтрализации ее отрицательных свойств, которые способствуют повышению виктимности. Рас- сматриваемая разновидность профилактического воздействия все- гда конкретна и носит ярко выраженный ситуационно-личностный характер. Так, лицо, проводящее индивидуальную виктимологи- ческую профилактику, с учетом типологических особенностей реальной / потенциальной жертвы преступления определяет целе- сообразность профилактической деятельности применительно к временному фактору (сразу после события или по прошествии ка- кого-либо времени во избежание вторичной виктимизации), фак- тору причастности лиц (наедине с жертвой или в присутствии тре- тьих лиц), пространственному фактору (на территории жертвы или на нейтральной территории) и иным обстоятельствам.
Как видно, индивидуальная виктимологическая профилактика – процесс в значительной степени творческий в силу индивидуаль- ности жертвы и ситуативности воздействия. Вести индивидуаль- ную профилактическую работу с потенциальной жертвой могут представители органов опеки и попечительства, школьный психо- лог, работник центра психологической помощи, участковый упол- номоченный милиции.
Н.В. Ахмедшина основные средства профилактического воздей- ствия на потенциальную (и на реальную во избежание рецидива виктимизации) жертву, детализируемые конкретными приемами, группирует в три отдельных блока.
1. Обучение – получение лицом информации, владение которой понижает степень виктимности лица.
2. Воспитание – освоение лицом приемов использования ин- формации, владение которой понижает степень виктимности лица.
3. Коррекция – изменение личностных особенностей лица, пре- пятствующих применению полученной и освоенной информации, понижающей степень виктимности лица.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
210
Виктимность в форме анадаптации жертв, как уже отмечалось ранее, наблюдается в случае отсутствия у лиц каких бы то ни было сценариев поведенческого реагирования на криминальную ситуа- цию. Основная причина этого состоит в том, что у данного типа жертв преступлений нет информации о должном поведении в си- туации преступления, поэтому главным способом профилактиче- ского воздействия на лицо с данной формой виктимности является обучение. Виктимность в форме анадаптации может также воз- никнуть и развиваться у человека как следствие определенных форм воспитания, которым этот человек подвергался. Такая мо- дель воспитания, как гиперопека, выражающаяся в постоянном навязчивом контроле за ребенком, не позволяет развиться у по- следнего способности к самостоятельному реагированию на стрес- совую ситуацию. Подобная картина наблюдается и при воспита- нии по модели «ежовые рукавицы», когда за любой неудачей следует наказание, и зачастую ребенок усваивает только те спосо- бы поведения, которые являются безопасными в микрогруппе, где он существует, боясь «экспериментировать» с неизвестными, не- стандартными в его понимании моделями поведения.
Профилактика виктимности в форме анадаптации может выра- жаться в объяснении неправильности описанных моделей воспи- тания и потенциальных последствий возникновения у ребенка виктимности в форме анадаптации и обучении социально прием- лемым формам поведения. Процесс профилактического воздей- ствия на несовершеннолетних с виктимностью в форме анадапта- ции должен включать работу с родителями или лицами, их заме- няющими. Это необходимое условие достижения положительного результата.
Обучение как средство виктимологического профилактиче-
ского воздействия может быть использовано достаточно широким кругом субъектов. Например, с учетом большого количества со- вершаемых в РФ насильственных преступлений на бытовой почве виктимологическая профилактика в форме обучения может осу- ществляться также в рамках курса «Основы семейной жизни»
(в разделе «Семейная конфликтология»).


Тема 6. Виктимная психология
211
В настоящий момент необходимо утверждение стандартов, подобных описанным выше, для дошкольных учреждений и об- разовательных учреждений для лиц, имеющих психические от- клонения и заболевания. Малолетние и лица с психическими отклонениями обладают ярко выраженной виктимностью в форме анадаптации. Так, например, детские сказки («Красная Шапочка»,
«Семеро козлят») тоже содержат элементы виктимологического воздействия («Не разговаривать с незнакомыми», «Не открывать дверь посторонним людям» и т.д.). В силу того что маленькие дети восприимчивы к обучению в игровой форме, можно разработать на основе таких сказок обучающий материал, доступный для вос- приятия малышей.
Воспитание как средство профилактического воздействия
является наиболее востребованным в отношении лиц, обладающих виктимностью в форме дезадаптации.
Из определения этой формы виктимности следует, что викти- мологическая профилактика в данном случае должна быть направлена не на получение информации, понижающей степень виктимности лица, а на научение пользования имеющейся ин- формацией.
Потенциальных жертв, поведение которых характеризуется как положительное, нейтральное или, во всяком случае, не противо- правное, необходимо обеспечивать мерами безопасности «извне», в ряде случаев позитивно воздействовать на них с целью сделать более активными, осмотрительными и т.д. Соответственно, в рам- ках групповой виктимологической профилактики рассматриваемых лиц виктимологические приемы будут ориентированы на процесс воспитания лица.
Несмотря на владение информацией о должном поведении в виктимной ситуации, лицо с виктимностью в форме дезадаптации не может ею воспользоваться в силу ряда причин. К этим причи- нам могут относиться:
– нерешительность, робость как характерологическая черта личности;
– страх как следствие пережитых ранее потрясений;

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
212
– неспособность к нестандартной реакции как следствие опре- деленных форм воспитания.
Виктимность в форме дезадаптации – следствие наличия в структуре характера лиц таких свойств, как нерешительность, бо- язливость, повышенная робость, она возникает вследствие низкой самооценки себя этим лицом. В описываемом случае виктимоло- гическая профилактика реализуется, прежде всего, в процессе психологического консультирования. На наш взгляд, основная нагрузка падает на школьных психологов, так как рассматривае- мые предпосылки дезадаптивной виктимности в первую очередь характерны для несовершеннолетних лиц. Естественно, вопросам повышения самооценки ребенка также должны уделять внимание и его родители.
Страх как следствие пережитых ранее эмоциональных потрясе- ний еще в большей степени, чем особенности характера, способ- ствует развитию виктимности в форме дезадаптации у конкретно- го лица. Так, лица, подвергающиеся в обычной жизни сильным физическим наказаниям, в стрессовой ситуации (в нашем случае – в виктимной ситуации) редко способны к поиску оптимальной модели реагирования, так как для таких лиц «ситуация, которая вызывает боль (угрозу боли), может вызывать страх независимо от наличия ощущения боли».
Для лиц, виктимность которых возникла вследствие рассматри- ваемой причины, виктимологическая профилактика фактически невозможна без оказания серьезной психологической помощи, ко- торую может предоставить только специалист-психолог. Забегая вперед, отметим, что реабилитация жертв преступлений, которая будет рассмотрена в следующем разделе, в основном преследует цель понижения виктимности данной формы.
Таким образом, обучение выступает главным способом про- филактики виктимности в форме анадаптации, а воспитание – дезадаптации. В тех случаях, когда потенциальная жертва распо- лагает необходимой для урегулирования виктимной ситуации информацией и имеет возможность воспользоваться ею, но не делает подобного в силу ряда причин личностного характера,