Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Виктимная психология
213 актуальными являются виктимологические приемы, направлен-
ные на коррекцию личности в целях виктимологической профи- лактики в отношении данного лица. Особую актуальность данные приемы имеют в отношении лиц с виктимностью в форме агрессии или легкомыслия.
Выше уже отмечалось, что для лиц с виктимностью в форме агрессии характерна активная роль в виктимной ситуации.
Наглядным примером может послужить, в частности, лицо в со- стоянии алкогольного опьянения, затеявшее драку и получившее вред здоровью в ходе нее, либо лицо типа «семейный деспот», по- страдавшее от агрессии доведенного до состояния эмоционального срыва супруга / супруги / ребенка.
Виктимологическая профилактика жертв преступлений с вик- тимностью в форме агрессии идет параллельно с общей кримино- логической профилактикой. Коррекция личности рассматриваемых субъектов, на наш взгляд, не предполагает применения приемов устранения виктимности в форме агрессии как таковой, ограничи- ваясь недопущением дальнейшего развития рассматриваемой формы виктимности. Профилактические беседы с такими лицами, посещение участкового инспектора с проверкой образа жизни названных лиц, меры административного характера (штрафы за нарушение общественного порядка), попытка их трудоустройства – вот основные виктимологические приемы общегрупповой профи- лактики применительно к лицам с виктимностью в форме агрессии.
Хотя морально-нравственное облагораживание рассматриваемых лиц полностью не отрицается, однако подобное воздействие пред- ставляется менее эффективным.
Несколько иной характер коррекции личности потенциальной жертвы наблюдается в случае наличия у последней виктимности в форме легкомыслия. В отличие от жертв с виктимностью в форме агрессии, лица с указанной формой виктимности не предполагают возникновения криминальной ситуации, так как надеются на свою способность не допустить возникновения последней.
Таким образом, в основе виктимности в форме легкомыслия лежит необъективно завышенная оценка своих способностей. Как

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
214 следствие, виктимологическая профилактика в отношении рас- сматриваемой группы лиц будет выражаться в коррекции их за- вышенной самооценки.
В этой связи актуализация виктимологически значимой инфор- мации как виктимологический прием профилактического характе- ра сводится к периодическому информированию о совершающих- ся в регионе преступлениях, однако акцент здесь целесообразно сделать не на самом событии преступления, что характерно для виктимологической профилактики в отношении лиц с виктимно- стью в форме анадаптации, а на личности жертвы преступления в контексте анализа допущенных ею ошибок, усиливших вероят- ность возникновения виктимной ситуации.
Более детальное знакомство с индустрией азартных игр посред- ством тематических телепередач позволит гражданам объективнее оценивать шансы на выигрыш, особенно применительно к всевоз- можным «наперсточникам» и устроителям «беспроигрышных» лотерей.
Зная вышеизложенные особенности работы с конкретным ти- пом реальных / потенциальных жертв преступлений, лица, при- званные осуществлять профилактическую деятельность, смогут работать более эффективно.
Основные понятия темы: жертва преступления, интеракция, стигма, криминологическая виктимология, виктимная психология, потерпевший, случайные жертвы, закономерные жертвы, законо- мерные активные и закономерные пассивные жертвы, дезадапта- ционная виктимность, анадаптационная виктимность, легкомыс- ленная виктимность, агрессивная виктимность, «схема молекул»,
«схема магнита», «схема соответствия», виктимологическая про- филактика.
Литература
1. Ахмедшина Н.В. Криминологическая виктимология. Томск : ТУСУР,
2011. 202 с.


Тема 6. Виктимная психология
215 2. Варчук Т.В. Виктимология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. С.Я. Лебе- дева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2017.
191 с.
3. Задорожный В.И. Концептуальные основы виктимологической про- филактики преступлений : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.
4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М. : Эксмо, 2007.
1008 с.
5. Невский Н.Н., Кулакова А.А. Виктимология и ее основополагаю- щие аспекты. Владимир : Владимир. Юрид. ин-т ФСИН, 2007. 179 с.
6. Полубинский В.И. Фундаментальные и прикладные начала крими- нальной виктимологии. М. : ВНИИ МВД России, 2010. 226 с.
7. Одинцова М.А., Чернобровкина Н.Ю. Ценностно-смысловая сфера лиц разного виктимного типа. М. : ФЛИНТА, 2014. 181 с.
Контрольные вопросы
1. В чем причина возникновения виктимной психологии?
2. В чем основная причина концентрации исследовательских усилий на изучении проблем виктимной психологии в узком смысле?
3. В чем заключаются различия предмета криминологической викти- мологии и виктимной психологии?
4. Какое понятие в наибольшей степени содержательно отображает феномен виктимности – способность, свойство, состояние, признак, каче- ство?
5. В чем заключается различие виктимности в формах дезадаптации и анадаптации?
6. В чем заключается различие виктимности в формах легкомыслия и агрессивности?
7. Каковы основные этапы формирования виктимных свойств личности?
8. Назовите основные разновидности механизма взаимодействия меж- ду жертвой преступления и преступником.
9. Обоснуйте целесообразность конкретных средств виктимной про- филактики применительно к типам виктимности у личности жертвы пре- ступления.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
216
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28

Тема 7. Криминалистическая психология
Предмет, методы и задачи
криминалистической психологии
Криминалистическая психология – удачный термин В.А. Об- разцова и С.Н. Богомоловой. В чем же была необходимость ее возникновения, ведь криминалистическое исследование личности известно в отечественной науке о расследовании преступлений еще с 1960-х гг. (Н.Т. Ведерников, А.А. Любавин, Б.Л. Корсаков)?
Дело в том, что психологические исследования очень плохо
«приживаются» в криминалистике сегодняшнего дня. Кризисное состояние науки о расследовании подтверждается громадным коли- чеством околонаучных исследований сущности и методологических проблем в ущерб прикладным исследованиям. Современная наука о расследовании преступлений стала предельно догматичной, и, скажем, в исследованиях тактического приема (напомним: основно- го средства манипуляции личностью контрагента) психологическая составляющая крайне мала, если не считать результатов психологи- ческих исследований прошлого века. Таким образом, оформление криминалистической психологии – это не объективный, а субъек- тивный процесс, проистекающий из дефектов научного познания в современной криминалистике.
Еще раз подчеркнем, что существование криминалистической психологии есть временное явление, попытка «переждать» домини- рование догматического начала, проявляющаяся в теоретической увлеченности части исследователей-криминалистов. Со временем криминалистическая психология вернется в арсенал криминалисти- ческой тактики, где ей и место.
Предметом криминалистической психологии являются психо- логические закономерности, возникающие и существующие в си- стеме «человек–следственное действие». В силу специфического взаимоотношения сторон, как и во многих разделах правовой пси-

Тема 7. Криминалистическая психология
217 хологии, акцент исследований смещен на методы познания, не предполагающие прямого взаимодействия с исследуемыми, на ме- тоды экспертной оценки.
Задачами криминалистической психологии являются:
– оптимизация тактического воздействия на иное лицо;
– оптимизация защиты от тактического воздействия иного лица.
Психологические аспекты развития
криминалистики (криминалистической
тактики)
Исследования в сфере расследования преступлений имеют го- раздо более давнюю историю, чем наука о расследовании преступ- лений. Причем здесь нельзя говорить о начальных, пробных по- пытках познания. Например:
– в 1570 г. во Франции была учреждена корпорация экспертов, члены которой проводили экспертизы документов;
– в 1669 г. француз Ровенно издал брошюру, посвященную ис- следованию документов, которая через год была признана опас- ной, способной стать пособием по подделке документов;
– в 1814 г. во Франции выдающийся математик П.С. Лаплас в
«Опытах философии теории вероятности» дает математическую интерпретацию надежности свидетельских показаний, рассмотрев проблему, до конца не решенную и сегодня;
– в 1823 г. в своей работе «О физиологическом исследовании органов зрения и строения кожи» чешский ученый-естествоис- пытатель Я. Пуркинье отмечал, что папиллярные узоры на пальцах индивидуальны для каждого человека, и выделил девять типов та- ких узоров.
Необходимость криминалистического изучения сведений, ха- рактеризующих личность преступника, находила отражение и в законодательных актах. Например, в истории российского уголов- ного процесса подтверждение этому можно найти еще в законода- тельстве XVI в., а также в трудах протокриминалистов XIX в.
(Фоминых И.С., 1998).


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
218
Примерно та же история с исследованиями почерка, следов животных, изучением психофизиологических реакций на стресс у подследственных и др.
Криминалистике также известны случаи игнорирования в силу социального заказа научных исследований с достаточно высоким приоритетом. Так, в начале XX в. эксперименты по определению достоверности свидетельских показаний производил В. Штерн.
В его опытах исследовался процесс изменения показаний свиде- телей в зависимости от времени, произошедшего с момента за- поминания.
Проанализировав полученные данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания недостоверны, поскольку забывание есть естественный механизм психики, а воспоминание – с учетом воспринятого объема информации – лишь исключение. Впослед- ствии исследователь утверждал, что память человека не является объективным отражением реальности, а выступает, скорее, как искажение в угоду узкоэгоистическим интересам личности, ее намерениям и свойствам.
Рассматриваемый доклад вызвал активный интерес и в сообще- стве российских криминалистов начала прошлого века. Последо- вателями В. Штерна в России стали профессор Петербургского университета О.Б. Гольдовский, профессора Казанского универси- тета А.В. Завадский и А.И. Елистратов. Они самостоятельно про- вели серию опытов, подобных опытам В. Штерна, и сделали ана- логичные выводы. О.Б. Гольдовский писал: «Психологические основания ошибок очень различны, и вывод из сопоставления кар- тины, воспроизведенной свидетелем, с действительностью получа- ется очень печальный. Свидетель не дает точной копии, но лишь суррогат ее» (Гольдовский О.Б., 1904).
Однако, несмотря на экспериментальное подтверждение, науч- ная общественность решила прислушаться к мнению не ученных, а практикующих адвокатов, которые, не проводя никаких исследо- ваний, критиковали полученные исследователями результаты. Так, например, совершенно ненаучную позицию в вопросе природы свидетельских показаний занимал известный российский юрист

Тема 7. Криминалистическая психология
219
А.Ф. Кони. Соответствие заявлений последнего потребностям социального заказа общества, стоявшего на идеях гуманизации уголовного процесса, в очередной раз пересилило научную объек- тивность. Естественно, А.Ф. Кони был не один. Не проводя иссле- дований, к его точке зрения присоединились, в частности, пред- ставители Казанского университета М.А. Лазарев и В.И. Валицкий, утверждавшие, что полученные выводы не будут иметь значения для практики, что важнейшее зло при свидетельских показаниях – не непроизвольные ошибки, а сознательная ложь свидетелей. При- веденный случай – наглядный пример роли социального заказа общества (защиты прав и свобод) в научных исследованиях акту- альности свидетельских показаний.
Итак, выявлен парадокс – общество, нуждаясь в борьбе с пре- ступностью, одновременно не формирует социальный заказ на со- здание научной методики для этой борьбы. Действительно, «эта борьба (государства с преступностью), неуклонная, весьма интен- сивная, на которую много тратится, ради которой много крови проливается, много жизней гибнет, много сил пропадает без поль- зы» (Соколов А.П., 1896), долгое время не формировала заказ на научное знание в сфере борьбы с преступностью. Нельзя объяс- нить столь позднее возникновение криминалистики только научно- техническим бумом XIX в. Для разработки тактических приемов и методических начал расследования нет необходимости в высоком уровне развития теоретической базы наук о человеке, достаточно наличия полноценно обобщенной эмпирики.
Понимание этого парадокса позволит определить системообра- зующие аспекты социального заказа общества криминалистической науке. Несистематизированное знание о расследовании при наличии потребности в борьбе с преступностью может объясняться только существованием иных механизмов (не включающих научное позна- ние) достаточно эффективного противодействия преступнику.
Анализ потенциала расследования вплоть до индустриальной эпохи показывает наличие только одного фактора, формирующего систему эффективного противодействия преступнику в процессе расследования. Речь идет о факторе стратификационного различия.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
220
Период становления цивилизации характеризовался высокой общественно-политической ролью представителей аристократии.
Традиционно аристократы-стражники противодействовали крими- нальным представителям нижестоящих сословий. «Стражники» обладали более высокой степенью развития мыслительной сферы в силу:
1) более высокого уровня образования, формировавшего более высокий уровень интеллектуальной продуктивности;
2) более активной социальной роли, формировавшей более вы- сокий уровень развития коммуникативных свойств;
3) большего разнообразия жизненных сценариев, формировав- ших более высокий уровень адаптации к стрессовым ситуациям.
Таким образом, на первоначальном этапе развития цивилизации
(эпоха Древнего мира) у аристократов-стражников не было необ- ходимости в разработке тактических способов противодействия преступнику – не аристократу, так как подавление последнего происходило в силу интеллектуального доминирования аристокра- та-стражника.
В Средние века аристократия теряет интеллектуальное господ- ство в силу упадка как престижности образования, так и динамизма развития общества в целом. В принципе, в этот период создались условия для проведения исследований в области оптимизации рас- следования преступлений. Однако практика расследования в то время пошла по более экономичному пути, активно задействуя потенциал пыток. Сложившаяся ситуация продолжалась до середины XIX в., для которого характерными являлись следующие обстоятельства:
1) стратификационная мобильность (состояние высокой веро- ятности волевого изменения социального стратоса), по сути, нейтрализовавшая разницу в уровне развития отдельных сфер психики у представителей различных социальных групп;
2) гуманизация процесса расследования, сводящая до миниму- ма реальный фактор насилия, в том числе и психологического;
3) появление новых сложных видов преступлений (серийные преступления, политический терроризм, мошенничество банков и фондов и пр.). «Неудовлетворительность постановки уголовного

Тема 7. Криминалистическая психология
221 розыска, а также значительное развитие преступности, и притом не только в смысле количественном, но и в отношении возраста- ющей утонченности способов совершения преступлений, побуди- ли искать иных, кроме улучшения состава и увеличения количе- ства органов розыскной деятельности, способов раскрытия пре- ступлений и обнаружения виновных» (Шубинской Н.П., 1912).
Названные факторы и обусловили появление в конце XIX в. криминалистической науки.
Начиная с конца XIX в. исследователи-криминалисты, обобщая эмпирику расследования, разрабатывали эффективные способы преимущественно технического и тактического характера. Мы не будем оспаривать их общую эффективность, однако заметим, что базирующиеся на «следственных хитростях» тактические приемы действенны, только если лицо, на которое оказывается воздей- ствие, о содержании этих приемов не знает.
При ознакомлении со структурой первых криминалистических и криминологических учебников, отметим наличие в них такого раздела, как «Криминальный жаргон». Почему он присутствовал в первых учебниках и отсутствует в современных? Ответ в том, что индустриальная эпоха, сгладив социально-групповую страти- фикацию, не отменила стратификацию культурную.
Моральное осуждение представителей криминального мира, характерное для большинства законопослушных граждан начала
XX в., крайне ограничивало среду общения лиц, склонных к со- вершению преступлений. Изучать мир преступников как нечто нетипичное законопослушному гражданину было естественно
(Громов И.А., 1913).
Также ограничению возможности общения законопослушных граждан и представителей криминального мира способствовало слабое информационное освещение процесса расследования в сред- ствах массовой информации. Информационный изоляционизм представителей криминальной субкультуры делал действенными
«следственные хитрости», рекомендуемые криминалистами. Таким образом, тактическая ориентация криминалистики начала и середи- ны XX в. на «следственные хитрости» оправдана и объективна.